В мультфильме о приключениях капитана Врунгеля был один момент, сопровождавшийся следующим комментарием легендарного капитана: "А знаете, Лом, почему мы сидим в такой неудобной позе? Потому что прилив прозевали. А вы цепь не вытравили".
Вот примерно это и случилось с рублем.
Центробанк отменил валютный коридор в самый неподходящий момент, когда под влиянием падения цен на нефть рубль начал медленно, но верно терять позиции.
То, что начиналось как естественный процесс под влиянием фундаментальных причин, быстро обернулось спекуляциями и закончилось паникой на рынках.
А спекуляциям и панике активно способствовала многолетняя политика того же Центробанка и правительства России по усилению зависимости российской экономики от доллара, что в ситуации оттока капитала (то есть тех самых долларов) и ограничений доступа к внешним источникам заимствований (те самые санкции) создало локальный дефицит валюты (или ожидание этого дефицита, что по сути одно и то же) и сработало как усилитель паники и почва для новых спекуляций.
Сознательно все это делал Центробанк под управлением Набиуллиной (которая ранее много лет готовила эту бомбу, работая на должности министра экономического развития) или просто Набиуллина вместе с десятками других чиновников все как один недоучки вроде Лома, старпома капитана Врунгеля из мультфильма - думайте, как хотите. Мне кажется, что на туповатых двоечников ни Набиуллина, ни Улюкаев, ни другие участники российского экономического балагана не похожи. И то, что многие независимые экономисты на протяжении долгих лет называли экономический блок правительствя "похоронной командой России", часто и вслух - тоже о многом говорит.
Но оставим пока в стороне поиск виноватых и анализ мотивов, разберемся с происходящим.
Зависимость России от доллара.
То, что российская экономика сильно зависима от сырьевого экспорта (нефть, газ, металлы и так далее) - ни для кого не секрет. И почти весь экспорт идет за доллары.
Получаемые от экспорта доллары уже много лет подряд тратятся... главным образом на импорт товаров, причем в первую очередь товаров народного потребления (бытовая техника, электроника, автомобили, одежда, стройматериалы и многое другое). Этот импорт на протяжении многих лет уничтожал российских производителей. А там, где уничтожать было нечего (все было уничтожено до нас) - там импорт не давал появляться новым. А все потому, что привезти контейнер с утюгами - гораздо проще, чем наладить выпуск тех же самых утюгов. Не говоря уже о более сложных товарах.
Накоротке всегда проще привезти импортный товар, чем производить собственный аналог. Для открытия производства требуется закупать оборудование, нанимать рабочих, обучать их, закупать сырье и комплектующие. Кроме того, собственное производство может быть конкрентоспособным по цене и качеству только на достаточно больших объемах. Нельзя сделать один утюг дешевле импортного - он будет в тысячу раз дороже. И сто утюгов нельзя сделать дешевле. Надо выпускать десятки тысяч утюгов, а это уже не так-то легко. Для этого нужно и комплектующих много закупать, и сбыт налаживать. Это время и деньги. Это затраты.
А зарабатывать на импорте можно начиная с самых малых объемов. В 90-е годы челноки везли импорт прямо в руках, чартерами. Чтобы начать торговлю импортом, достаточно минимального капитала. Поехал, купил партию товара, привез, продал, получил первую прибыль. Если на создание собственного производства нужны миллионы или даже десятки миллионов долларов, то бизнес по продаже импорта можно начинать с десяти тысяч. Получается, что импортировать - в 100 раз быстрее и дешевле, чем строить свое производство. А то и в тысячу.
Так Россия в дополнение к зависимости от сырьевого экспорта стала зависимой от импорта.
То есть вместо того, чтобы за нефтедоллары приобретать оборудование, технологии и строить заводы, как это делал СССР в 30-е годы, Россия начала закупать конечную продукцию, которая лишила местных производителей и рынка и дохода и мотивации к развитию.
Но казалось бы, производить свою продукцию должно быть выгоднее. После того, как на импотных операциях получен доход, достаточный для создания собственного производства, он должен быть направлен на его создание.
Нет! Получаемый доход бизнесмены тратили на увеличение оборотов, а также на приобретение недвижимости, в том числе за рубежом. И все это - за доллары и евро.
В результате, значительная часть экономики России оказалась привязана к доллару и евро. Не только экспортом сырья, но и импортом готовой продукции. А прибыль, получаемая бизнесменами на импортно-экспортных операциях, выводилась из России и тратилась за рубежом.
Долларовые кредиты.
Для развития бизнеса, как известно, нужны кредиты и инвестиции. Даже для импортно-экспортного. А для создания производства - тем более.
Если производство создается в России, то логично было бы брать кредиты в рублях. Но! Ставки по кредитам в рублях всегда были от 10% до 20% годовых, а в долларах и евро - 5-7%. Почувствуйте разницу. А когда необходимо закупать импортное оборудование, материалы и комплектующие - долларовый кредит удобнее вдвойне.
Получается, что даже в тех случаях, когда бизнес создавал в России собственное производство, он делал это... за доллары и евро. За кредитные и инвестиционные.
А происходило так потому, что Центробанк России удерживал высокую ставку рефинансирования, в результате чего кредиты в рублях всегда были в несколько раз дороже кредитов в иностранной валюте.
Так российский бизнес набрал огромную массу иностранных кредитов и стал еще сильнее привязан к доллару и евро.
Общий объем корпоративного долга составляет 600-700 миллиардов долларов. Это превышает объемы ЗВР России. И это прямой результат кредитной политики Центробанка.
Но и это еще не все. Иностранные инвестии, к привлечению которых так стремилось правительство России все эти годы и так хвасталось успехами, оказались еще вредней.
Иностранные инвестиции - еще хуже иностранных кредитов.
Потому что инвестор становится собственником (участником) бизнеса и выкачивает из него прибыль в виде дивидендов, купонного дохода или дохода по акциям (или как-то иначе) в гораздо больших объемах, чем мог быть процент по кредиту.
Сколько в Россию за годы действия либеральной экономики было вложено инвестиций - можно только гадать. И скорее всего значительно больше, чем кредитов. И с каждого инвестиционного доллара инвестор хочет получить не 5%, как с предоставленного кредита, а 50% или 100%.
Отток капитала.
Отток капитала из России наблюдался все последние годы. Он складывался из вывода средств российским бизнесом с целью покупки активов за рубежом, а также из тех самых дивидендов, получаемых иностранными инвесторами. Причем многие иностранные инвесторы - это либо те же российские (советские) граждане, выехавшие за рубеж, либо иностранцы, привлеченные россиянами.
Таким образом, отток капитала - это результат действий в первую очередь самих россиян.
А почему же россияне так активно выводили капитал из России? А потому, что не видели в ней своего будущего. По разным причинам. В том числе и по тем, что бизнес в России вести дорого и сложно. Когда Центробанк и правительство России делает рублевые кредиты менее доступными, чем долларовые - о каком доверии и перспективах бизнеса можно вести речь?
Центробанк и правительство России сами создали барьеры для развития российских производителей, барьеры для бизнеса, создали атмосферу недоверия к будущему бизнеса в России.
Ставка рефинансирования - ключевой показатель, который определяет доступность валюты. Если бы ставки по доллару и рублю были близки, выбор определялся бы назначением кредита. Но когда ставки различаются во много раз (ставка ФРС опускалась до 0.5% и ниже, а ставка ЦБР была на уровне 10%) - выбор становится однозначным.
Тотальная зависимость от доллара.
Комплекс действий правительства и центробанка России привел к тотальной зависимости российского бизнеса от доллара.
Экспорт - за доллары. Импорт - за доллары. Кредиты - в долларах и евро. Прибыль выводится в доллары и евро. Инвестиции - иностранные, в тех же долларах и евро. Прибыль инвесторы снова выводят в доллары и евро.
Рубль стал валютой для карманных расходов россиян.
Рубль превратился в разменную валюту при походе в магазин. Как железные монеты в кассах - без них нельзя, но общая стоимость монет в кассе всегда невысока, меньше стоимости "нормальных денег".
Все крупные операции в российском бизнесе оказались привязаны к долларам и евро. Рубль - в размен.
Так нужно ли удивляться, что после введения санкций, а особенно когда началась паника на валютном рынке, курс рубля - российской разменной валюты - резко упал?
Дефицит валюты.
Дефицита как такового, во всяком случае еще недавно, на валютном рынке не было. Экспортная выручка России, несмотря на снижение цен на нефть, по-прежнему весьма велика. Кроме того, повышенный спрос на валюту в отдельные торговые сессии всегда компенсировал Центробанк пользуясь своими резервами.
Однако экономические санкции, введенные против России, сформировали ожидание дефицита, а от снижения цен на нефть эти ожидания дефицита резко усилились.
В результате, игроки начали меньше продавать долларов и больше покупать, ожидая, что спрос на них в дальнейшем возрастет. Ведь приток валюты должен снизиться, а бизнес по-прежнему завязан на доллары. За доллары нужно будет закупать товар, сырье, оборудование, в долларах нужно будет платить по кредитам, доллары нужно будет выводить из страны "на черный день" или в качестве дивидендов партнерам.
Ожидания дефицита долларов сформировали этот дефицит.
Кто-то решил создать запас валюты для ведения бизнеса, кто-то решил заработать на будущем росте курса (спекуляция), а кто-то наверняка решил, что пора выводить из страны свой капитал, фиксировать прибыль последних лет, сбрасывать "разменные рубли" и покупать "ликвидные доллары".
Снижение курса рубля, возникшее в результате повышенного локального спроса на доллары, спровоцировало ожидания еще большего падения и усилило спрос на доллары.
Получилась система с положительной обратной связью.
Участники рынка ожидают падение курса рубля, покупают доллары, тем самым вызывают падение курса рубля, загадывают еще большее падение курса и так далее.
Спрос на доллары начал возникать у тех, кто до этого вовсе не планировал спекулировать или хранить свои сбережения в иностранной валюте. На рынок начало выходить население страны. А это очень серьезно. Если каждый десятый россиянин купит 100 долларов (всего-навсего) - суммарно будет спрос на 1.4 миллиарда. А если купят по 1000 долларов - будет дополнительный спрос на 14 миллиардов. А если не каждый десятый, а каждый третий?
Фактически, спровоцирован перевод сбережений граждан России из рублей в доллары. Причем он пока находится в самом начале. Если процесс примет массовый характер, если население начнет снимать рубли с банковских счетов и менять на доллары - возникнет уже реальный и очень сильный дефицит. Причем дефицит как долларов, так и рублей.
Дефицит денег в российской экономике, который имеет место сейчас (спасибо высоким ставкам ЦБР в последние годы) и который крайне затрудняет бизнес (экономика сохнет) многократно усилится за счет того, что деньги будут выводиться из оборота и складываться в кубышку, уже в долларах и евро.
Надеюсь, это пока еще можно предотвратить, но если оно все-таки произойдет - курс рубля снизится непредсказуемо. Примерно как за 93-95 год.
Отмена валютного коридора.
Почему же Центробанк отменил валютный коридор и отпустил рубль в свободное плавание, да еще и в такой неподходящий момент?
Официально руководство Центробанка заявило, что это было сделано для борьбы со спекулянтами. Раньше, когда поддерживался валютный коридор, Центробанк осуществлял постоянные интервенции и спекулянты, зная это, имели свой доход. Центробанк решил это пресечь.
Хотели как лучше...
В результате, отменив коридор, спекулянтам (а вместе с ними и всем остальным) послали сигнал - "теперь можновсе". К чему это привело, мы видим.
Это наглядный пример либеральной экономики в действии, когда отсутствие регулирования приводит к неконтролируемым и очень печальным последствиям.
Правительство России, руководство Центробанка, да и сам президент выбрали либеральный экономический курс. Невидимая рука рынка должна была отрегулировать все сама. Результат налицо.
Больше, конечно, похоже на диверсию.
Отпускать рубль в свободное плавание (читай падение) на пике экономической войны с таким противником как США, когда осуществляется атака на нефть - крупнейший источник доходов России - слишком грубая ошибка чтобы это была просто ошибка.
Поиграть в либерализм во время войны, пусть даже экономической и говорить, что хотели, как лучше, ради борьбы с инфляцией... решайте сами, верить этому или нет.
И дело не только в позиции Улюкаева или Набиуллиной. Недавно, на экономическом форуме в Сочи, Герман Греф вместе с другими деятелями российской экономики (в том числе из правительства) провел большое мероприятие, на котором ставился вопрос "мобилизационная или либеральная экономика". Выбрали либеральную. И это не частное мнение банкиров, это курс Кремля.
И в Послании Президента Федеральному собранию, в экономической части, тоже говорилось о либеральном экономическом курсе.
Это игра в дружбу и сотрудничество во время войны.
А что будет дальше?
Чтобы остановить обвал рубля, Центробанк экстренно поднял ставку рефинансирования до 17%.
Что это означает?
Это означает, что кредиты в рублях станут еще дороже, а значит еще менее доступны, чем прежде. Это означает, что приток рублей в экономику снова уменьшится.
В краткосрочной перспективе это позволило остановить обвал. Правда для этого вполне можно было ограничить объемы торгов или принять меры по отношению к крупным спекулянтам, как делают в странах с регулируемой экономикой (тот же Китай). Но либералы идут своим путем.
В долгосрочной перспективе объем рублей в экономике из-за высоких кредитных ставок будет только уменьшаться. Вести бизнес станет еще труднее. А на место рублей в экономике начнут приходить... доллары и евро.
Александр Кареевский, обозреватель экономического блока Вестей (я здесь наполовину пересказал его слова) привел пример, что в Малазии, в аналогичной ситуации центробанк поднял процентную ставку до 25% и за год экономика страны была практически уничтожена.
Наша ставка сейчас 17%
Это значит, что инфляция в следующем году (если ставка не будет снижена) составит 20-30%, часть бизнеса закроется, новых производств будет открываться все меньше (удорожание рублевых кредитов и недоступность иностранных), отток капитала сохранится или даже возрастет, рубль продолжит снижение, хотя и не такое обвальное, как в последние дни.
Может быть оно, конечно, и не все так плохо. Но я почему-то ничего хорошего от наших либеральных экономистов в правительстве не жду. Идейные последователи ныне покойного Гайдара и вполне здравствующего Чубайса уже приблизились к повторению 1998 года. В том году кто-то очень ловко вынул деньги из пирамиды ГКО и остался вполне доволен результатом. Сегодня экономика России гораздо больше, а значит и пирамида крупнее. И кто-то видимо решил, что дальше она расти не будет. Решил, что пора повторить...
Источник: http://amfora.livejournal.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас