Дело в том, что воздушно-космические силы были в истории России — они были введены при Ельцине в августе 1992 года. На тот момент орбитальная группировка России состояла из 187 аппаратов, из которых половина уже выработала назначенный ресурс, а вскоре ВКС ожидало «более чем десятикратное сокращение финансирования»…
Но и в таких условиях ВКС были эффективны. Первый командующий, генерал-полковник Владимир Иванов, вспоминал, что «вклад космической разведки повысил действенность родов и видов войск на 10-17% по различным направлениям, космической навигации для войск и сил флота — на 11-19%».
Однако в 1996-м году Ельцин снял с должности министра обороны Павла Грачева, а в мае 1997-го главой Минобороны стал выходец из РВСН генерал армии Игорь Сергеев, что привело к тому, что 22 мая ветераны ВКС до сих пор называют «чёрным днем военного космоса». Уже в июле ВКС были расформированы и включены в состав РВСН, что было вызвано желанием увеличения финансирования, доступом к коммерческим запускам иностранных спутников при помощи отечественных ракет-носителей и т.д.
В результате средства направлялись на закупку новых ракетных комплексов «Тополь-М», а непосредственно военно-космическая деятельность стремительно сокращалась, разработка перспективных высокоточных вооружений, интегрированных с космическими системами, стала невозможной. Но речь идёт даже не о них, хотя эффективность была наглядно показана НАТО в Югославии, но даже группировка федеральных войск в Чечне не обеспечивалась какими-либо данными космической разведки, а проект ГЛОНАСС в 2000-м году вместо 24 спутников поддерживался всего 9-ю.
В 2001 году было принято решение о выведении космической составляющей из РВСН: к космическим войскам отошли космические аппараты, система противоракетной обороны, система предупреждения о ракетном нападении и система контроля космического пространства.
В начале 2000-х Россию не уничтожили только потому, что имелось ядерное оружие, но оно бралось под контроль Запада, навязывались выгодные США программы разоружения, экономика действовала по принципу «всё отнять у народа и поделить между олигархами», природные богатства расхищались (достаточно вспомнить закон «о разделе продукции» в нефтяной отрасли), уничтожались уникальные отрасли и научные разработки, подводная лодка «Курск» «утонула», а орбитальная станция «Мир» была уничтожена…
Америка сейчас усиленно занимается доведением до ума космического самолета Boeing X-37, а программа «Бурана» в России уничтожена…
Россия не может возрождать и развивать все отрасли одновременно, начать пришлось с «классической» армии, но сейчас дошла очередь и до ВКС, которые снова формируются как отдельный род войск. Информация о планируемом объединении структур, относящихся к космосу, из ВВС и ВКО, появлялась ещё в 2014-м году, имело место официальное заявление от главкома ВВС генерал-полковника Виктора Бондарева, образование новой структуры планировалось к январю 2016-го года, в уже в этом году начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов уточнил, что ВКС должны быть сформированы уже осенью этого года.
«Новый старый» род войск будет состоять из авиации, сил противовоздушной и противоракетной обороны, а также космической составляющей, вся структура будет замкнута на Генштаб. Запланировано тесное сотрудничество с авиацией на уровне фронтов и армией. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил: «Создание единой космической системы — одно из ключевых направлений развития сил и средств ядерного сдерживания Российской Федерации».
Именно так, и ускорение формирования военно-космических сил указывает на понимание важности задуманного. Мы живём в XXI веке, а космос в России всегда был передовой отраслью, необходимо переходить на новый качественный уровень, обеспечивая не только техническое, но и организационное развитие космоса.
И не надо впадать в пессимизм, думая, что американцы нас обогнали.
Не просто так глава Пентагона просит отменить санкции в отношении России — летают-то они на наших двигателях в том числе, и варианты замены — долгие и дорогие, какая-нибудь Украина тут не поможет. Характерна и реакция американцев на объект 2014-28E, который как-то «не так» полетел — они запаниковали, что это «истребитель спутников». Но дело не в паранойе американцев, а в том, что они понимают, что наши учёные в состоянии «что-то эдакое» уже не только разработать, но и построить.
К сожалению, не могу закончить статью на оптимистической ноте: сейчас русский космос дорабатывает советский задел, причём в условиях либеральной экономики и идеологии. Именно поэтому датчики забивают кувалдой вверх ногами, а новый космодром не столько строят, сколько на нём «осваивают средства». Но ещё хуже то, что кадры для космической отрасли должны иметь мечту о космосе с детства, причём о реальном освоении, а не о «бластер пыщь-пыщь», и требуются соответствующие знания, которые в институте прививать уже поздно. Требуется возвращение в школы астрономии (например, вместо «основ религиозной культуры»), системное преподавание естественнонаучных дисциплин вместо натаскивания на ЕГЭ-тесты и т.д. Успехами СССР в освоении космического пространства мы обязаны и уровнем среднего образования, и доступностью высшего, и, в конце концов, тем, что советский человек мог выбирать профессию, исходя из своих склонностей, а не из необходимости выживания.
И с другой стороны — хотя в Советском Союзе и была номенклатура, тем не менее не было откровенных «золотых парашютов» для топ-менеджеров, разваливших дело, была хоть какая-то персональная ответственность и т.д.
Время у России ещё есть, но его мало… Впрочем, у США сейчас экономика в таком состоянии, что космическая гонка, проводимая по обыкновению Вашингтона с космическим размахом, может просто обрушить экономику страны. Но нам надо здесь развивать своё, а не радоваться уничтожению чужого.
ИСточник: http://politrussia.com