В день турецкого вторжения в Сирию, которое на самом деле не против Сирии, а против курдов, задним числом переполошились все, кого не спрашивали, а отмолчалась только одна держава — но именно та, за чьим молчанием подразумевается сила. И да: эта держава действительно знает, о чём молчит и что делает.
Сегодня, после сирийско-курдских договорённостей на российской базе Хмеймим, войска Сирии миролюбиво выстраиваются вдоль турецкой границы. И наши турецкие партнёры прекрасно понимают, что с ними говорит Москва.
А Москва говорит очень простое: «Дружище Эрдоган, мы тебя понимаем. И даже не осуждаем. Но видишь ли тут какое дело... Тут мы пределы устанавливаем. И, кстати, поверь: наши представления о разумном и прекрасном правильные, тебе же будет лучше». Кстати, в той же тональности и по похожим поводам Москва в своё время говорила с Израилем.
И стреляный волк Эрдоган всё понимает. Одно дело — то ли «ссора», то ли «договорняки» с Трампом и Европой, а совсем другое дело — когда перед тобой реальная сила. Тем более, он уже и правда знает: эта сила дурному не научит, она добрая, даже если и кормит горькими пилюлями.
По сути, Россия использовала турецкое вторжение как убедительный повод для восстановления территориальной целостности Сирии и упрочения её государственного суверенитета. Причём, что важно: не исполняя за Асада его работу, а поддерживая его морально... ну, и ещё немножко авторитетом своей военной мощи, конечно. Для пущей доходчивости.
А зачем Россия это делает? А затем, что надо приучить мир к путинской «глобализации суверенитетов». Мы ведь единственные, кто знает, как это делается. Вот, смотрите и учитесь. Вам же лучше будет.
Вопрос же дня по Сирии — следует ли ждать масштабных сражений между Турцией и Сирией, между Эрдоганом и Асадом?
Риску предположить, что нет, не следует. Будет конфликт между турецкими прокси — бывшей “зеленой” антиасадовской оппозицией — и между "желтыми" курдами Рожавы, перешедшими теперь под крышу к Асаду. Курдов будет подкреплять армия Дамаска (САА) и авиация Москвы.
То есть, по большому счету, ничего не изменится: воевать будут все те же с теми же. Переход курдов под контроль Дамаска создает условия:
а) для разгрома “зеленых” анклавов в провинции Алеппо и выхода САА на границу с Турцией;
б) для сирийско-турецких договоренностей по послевоенному устройству. Если Дамаск даст Анкаре нужные туркам гарантии, весьма вероятен вариант, при котором турки вовсе покидают территорию Сирии.
В целом, восточные курды поступили куда дальновиднее своих соплеменников из Африна, которые отказались переходить под контроль Дамаска и в итоге были разгромлены “зелеными”.
Отдельно отметим выдающуюся, без скидок, роль России в этом во всем. Москва — единственная сторона, сохраняющая тесные, если не сказать партнерские, отношения со всеми сторонами конфликта и благодаря этому выступающая ключевым игроком в регионе. В частности, упомянутая договоренность между Турцией и Сирией совершенно невозможна без посредничества России.
Признаться, можно за это простить нашему МИДу тысячу дурацких твитов.