Главная » 2023 » Январь » 26
04:49

Рыцарские доспехи из Музея армии в Париже

Рыцарские доспехи из Музея армии в Париже

Сегодня у нас очередной вояж по музеям. Естественно, по тем из них, где выставлено рыцарское вооружение. Но если в прошлый раз мы посетили Филадельфийский музей искусств, то сегодня мы отправимся во Францию, в самый ее главный и богатый военный музей, который так и называется – Военный музей или музей армии, который находится в здании парижского Дворца Инвалидов. Построен он был по приказу короля Людовика XIV для призрения инвалидов войны, причем они там жили, ели, спали… работали и даже получали от государства винную порцию, что во Франции, разумеется, воспринималось как должное. Кстати, проштрафившихся инвалидов ее лишали, и это воспринималось ими как исключительно суровое наказание!

А вот здесь покоится прах Наполеона. Это Дом Инвалидов с обратной стороны

Добраться до этого музея несложно. Он отмечен на всех туристических картах города, ну и к тому же в Париже есть метро. Ближайшие станции метро: Invalides, La Tour-Maubourg и Varenne. Туристам обычно советуют купить единый туристический билет, чтобы можно было ездить по нему целый день. Однако почему-то эти билеты часто размагничиваются. После чего вам приходится объяснять в кассах, что вот, вы его купили, но эта «штука» почему-то не работает. Так что проще покупать разовые билеты – «как все».Но вот мы оказались в музее и… Что нас здесь может порадовать? А вот что: третья в мире (после музеев Вены и Мадрида) коллекция старинных доспехов и оружия. Проходим огромный двор и… оказываемся в экспозиции первого этажа. И там вы увидите огромные длинные залы величественного вида, в центре которых стоят стеклянные витрины очень старого образца, в которых выставлены доспехи (2 500 образцов доспехов и различных предметов оружия!) и облаченные в них всадники. Кони «шкуркой» не покрыты, как у нас в Эрмитаже, а раскрашены, но зато и проплешин у них тоже нет.Экскурсия наша начнется с небольшой комнаты, где выставлены доспехи и оружие бронзового и раннего железного веков. Экспонатов в зале немного, но посмотреть здесь есть на что.

Двор и вход в музей
Оружие бронзового века: цельнолитые наконечники копий и кинжалы с широкими лезвиями

На что тут надо обратить внимание? У всех кинжалов там, где клинок соединяется с рукоятью, заметны выпуклые шишечки заклепок. Непонятно, зачем они нужны, если клинок был отлит вместе с рукояткой? А низачем, поскольку это всего лишь свидетельство инерции человеческого мышления. Ведь раньше металлическим был лишь сам клинок, а рукоятка – к нему приделывалась деревянная. То есть клинок вставлялся в прорезь на рукояти и прикреплялся к ней заклепками с выпуклыми головками. Потом металла стало больше. Рукоятки начали отливать заодно с клинком, но заклепки продолжали все равно делать! Причем форма бронзовых мечей и кинжалов не менялась тысячелетиями!

Типичная кираса эпохи бронзы. Украшена она чеканными выпуклостями. Функционала ни малейшего в них нет, но зато много эстетики!

Кстати, а почему в музеях так много бронзовых изделий? Да потому, что они входили в погребальный инвентарь! Но когда в Европе распространилось христианство, людей стали погребать в саванах. Вот почему железных изделий раннего Средневековья в музеях повсеместно очень мало, и выглядят они совсем не впечатляюще. Но вот зато от классического Средневековья осталось всего достаточно много.Хотя можно сфотографировать справа. Но, опять-таки, фон для столь интересного экспоната просто… ужасный. И почему-то никто не додумался до того, чтобы поставить ее на постамент в центре зала (как в Вене!), чтобы посетители музея могли бы рассматривать ее со всех сторон.

Бронзовые шлемы, поножи (кнемиды), мечи и конские удила. Глядя на эту экспозицию, поневоле задумываешься, а сколько их в запасниках музея? До запасников Афинского археологического музея им, скорее всего, далеко, но с другой стороны – в одном музее их с десяток, в Афинах – больше сотни, это уж точно, а всего – это же многие тонны бронзы одних только шлемов! Вот какое наследие оставил нам бронзовый век!
Реплика древнегреческого шлема. Вот так они выглядели, выходя из мастерской древнегреческих оружейников
Вот, например, снаряжение арбалетчика времен Столетней войны. Самое интересное на нем – это бригандина, которых до нашего времени сохранилось очень мало, поскольку портится же быстрее железа. А еще ее ест моль!
Доспех латника Столетней войны. Голову защищает бундхугель («собачья морда»), ноги и руки – латы, но торс по-прежнему защищает кольчуга – панцирный жилет
Большим недостатком музея являются пояснительные таблички. Надпись на английском очень короткая, а вот подробное описание экспоната только на французском. Подобный подход уже давно устарел. Но поменять таблички, видимо, у музея просто нет денег
Впечатляющая фигура французского жандарма. Но почему-то стоит в углу, и рассматривать ее неудобно. А сзади сфотографировать и вообще нельзя
Чтобы сделать эту фотографию автору пришлось буквально вжиматься в стену…

Еще раз отметим, что все эти детали строго индивидуальны, но теперь их делали чуть ли не поточным методом. А все потому, что на сами доспехи участников гештеха или реннена уже никто особо не смотрел! Смотрели на их нашлемные украшения, на пышные страусовые перья, цветастые конские попоны и на плиссированные юбочки из парчи либо шелка самих бойцов. За всем этим металла было практически не видно. Зато турнирные доспехи, для поединков, так сказать, в «голом виде» оформлялись очень пышно. Тут и травление, и гравировка, и чернение, и позолота!

А это доспехи турецкого сипахи. И всадника, и его коня. Хорошо заметно, что защищен броней он был ничуть не хуже французского жандарма. Но фотографировать его можно, увы, только сбоку
Отметим, что и зерцальные доспехи турецких сипахи повесили почему-то слишком высоко, а ведь хотелось бы рассмотреть их поближе
Максимилиановских доспехов в музее много, и этот один их них. И все они обозначают своего рода «водораздел» или же начало очередного «переходного периода» в истории доспехов. Старые остроносые башмаки исчезают, их заменяет «медвежья лапа». В моду входят латные рукавицы, по форме похожие на варежки. А около 1500 года как раз и появляются «максимилиановские доспехи» с бороздками по всей поверхности и одновременно гладкими поножами ниже колен! Видимо, там бороздки были уже не нужны
Чеканный конский нагрудник
Турнирные (слева) и боевые доспехи (справа) середины – конца XVI века
Турнирные доспехи XVI века узнать очень легко по массивным деталям брони, защищавшим рыцаря слева. Это манифер (латная рукавица), пасгарда и грандарда на левую руку и торс
Доспехи для штехцойга отличались шлемом «жабья голова» и тарчем особой конструкции, который на грудь привязывали пенковой веревкой! Внизу вамплейты – копейные диски для защиты правой руки. Справа – манифер, «панцирная» рука. Суть состязания в таких доспехах в данном случае заключалась в том, чтобы его участники попали своими копьями в щит-мишень на груди и переломили свои копья!

К середине XVI века большую популярность в Европе приобрел так называемый «итальянский реннен» или «реннен с барьером». Копья для него были легкими, из древесины тополя, и потому они легко ломались. Однако именно во время такого состязания 30 июня 1559 года и был ранен король Франции Генрих II. К этому времени он уже победил трех противников, но захотел сразиться еще и с Габриэлем де Монтгомери, сеньором де Лорж. И вот тут уже после самого столкновения осколок копья Монтгомери угодил в смотровую щель шлема короля и вонзился ему глубоко под правую бровь. Щепку вытащили, однако началось заражение, от которого Генрих скончался уже 10 июля. С другой стороны, немецкие турниры были значительно более опасны. Например, «свободный реннен», в котором использовался «тарч с решеткой». У копья в данном случае наконечник был острым. Из-за решетки он уже не мог соскользнуть с тарча, так что всадник от сильного удара гарантированно вылетал из седла.

Этот доспех для «механического» реннена красивее того, что мы видели ранее… Внизу справа видна нагрудная пластина с механизмом для «выбивания» тарча
Доспех для «свободного реннена» (с «тарчем с решеткой»)

Поэтому, чтобы при падении выбитый из седла рыцарь не повредил себе почки, задней луки оно не имело. И грохнуться с лошади оземь ему уже ничего не мешало. Но каково было падать на землю (хотя бы даже на песок!) в доспехах, весящих до 50 кг?А вообще-то, различать доспехи очень легко: есть у доспеха «юбка» из обручей, из-за чего она похожа на туристический складной стаканчик – значит доспех XV века. Набедренники с вырезом для «мужского достоинства»? Уже XVI век, и не просто XVI, а непременно после 1550 года!

Турнирные копья. Вес такого копья мог составлять 12–15 кг! Третье слева – ну просто самое настоящее бревно!
Перед нами доспехи с кирасами из отдельные склепанных полос, характерные для конца XVI века
Детские доспехи всадника XVII века и справа от них тяжелая всадническая валлонская шпага

И – да, ходить по этому музею можно было бы еще очень долго. Но я не пошел. Ноги устали. Так что на этом наша экскурсия по рыцарским залам Парижского музея армии закончена.Для оформления материала использованы фотографии автора.

И это тоже детские доспехи…
Их в этом музее ну просто очень много. Впрочем, разве мало детей «мужеска пола» было у тогдашних королей, герцогов, маркизов и графов?
Кираса из полос – это уже ближе к концу XVII века
Запасник с доспехами… Ох, как автору хотелось в него попасть и поснимать их там без стекла. Объяснил сотрудникам, кто, что и откуда, но… решить «да или нет» мог только директор музея, а к нему обращаться следовало заранее
Зал эпохи Наполеоновских войн. Много раз встречалась мне в Интернете фотография вот этой самой кирасы французского кирасира, пробитой пушечным ядром. Но больше всего мне хотелось увидеть, а что там у него было сзади!
Очень хотелось увидеть, как выглядит у него спина, и… вот увидел! Вид на кирасу сзади. А теперь представим, что там делалось с человеком из мяса и костей…
Луки и арбалеты. Причем луки – металлические! А еще внизу видны костяные накладки на руку, защищавшие от ударов тетивы
Фитильные мушкеты, среди которых явная диковинка: фитильное ружье с запальными отверстиями на целых восемь зарядов
Зуав XIX в. «В путь, в путь, кончен день забав. В поход пора. Целься в грудь, маленький зуав, кричи ура!»

А вот эта фотографии говорит о том, что автор предлагает любителям рыцарской темы приобрести у него белые футболки высокого качества, с изображенными на них рыцарскими доспехами и оружием, которые будут напечатаны на них на основе его фотографий (разумеется, без бликов от стекла), сделанных в разных музеях Европы. Многие оформлены в живописной манере, как на фото. Есть каталог фотографий. Можно выбрать фотографию, можно – ее живописный вариант на ее основе. Вам достаточно написать автору в личку, что, мол, хочу, чтобы вам его прислали по электронной почте, а от вас потребуется лишь указать выбранный вами номер, свои размеры и выбрать понравившееся изображение. Доставка почтой. Вот так к лету у вас появится модный и совершенно оригинальный прикид. Дышится в нем легко, и вид красивый!



Источник

Просмотров: 192 | Добавил: Dmitrij | Рыцарские доспехи из Музея армии в Париже | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх