Вот стандартная новость на тему. В России плохо, а в мире?
«На мировом рынке усиливается истерика после того, как индекс Dow Jones в начале года достиг рекордного минимума за последние 119 лет, обвалившись больше чем на пять процентов, сообщает CNN. Индекс потерял 911 пунктов, что является худшим показателем с 1897 года. Это стало худшим четырехдневным спадом в начале года за всю историю подсчетов, по данным компании FactSet. Индекс Nasdaq обрушился на 6 процентов и стал худшим за последние 16 лет – с 2000 года.
Ухудшение на американском фондовом рынке произошло на фоне обвала фондового рынка в Китае и снижения Центробанком официального курса китайской валюты до минимального с августа прошлого года значения. Также панику у игроков рынка вызвало рекордное за последние 12 лет падение мировых цен на нефть».
Очень точное определение: «усиливается истерика». Уже давно рынки торгуют не столько товарами, сколько фьючерсами, деривативами и прочими ценными бумагами, в которых обычный человек ничего не понимает это всё абстракции, «мыльные пузыри», не несущие материального субстрата, пафосно говоря. Чистая спекуляция, деньги из воздуха. Именно поэтому вызывание истерик тут являются механизмом регулирования: цена бумажек зависит по большей части не от их обеспечения, а от пиара.
Для начала стоит отметить, что тиражируемая паника – это то ли профессиональная некомпетентность журналистов, то ли намеренный либеральный вброс. Правильно, для нагнетания истерики.
Скажем, по ссылке видно, что CNN сообщает вовсе не о «рекордного минимума за последние 119 лет» индекса Доу-Джонса, а о крупнейшем падении в начале года: «Dowhasworstfour-daystarttoayearonrecord» – худший старт за первые четыре дня. Аналогично: «Это худший четырехдневный спад в начале года за всю историю ведения подсчетов. Об этом свидетельствует статистика, которая ведется в FactSet с 1897 года». Есть разница между «худшим спадом вообще» и «за начало года»? Может, ещё смотреть «худший спад на такую-то дату» и делать из этого выводы? Смотрим на график метания цен на нефть, отматывая его влево, лет за десять, и наблюдаем хаос.
Да, есть проблемы и есть кризис, но его причины — это вовсе не «рука рынка», а «невидимая рука США». Рекомендую хорошую статью на тему: «Цена нефти: между экономикой и политикой», в которой четко показано: механизм ценообразования нефти обуславливается никак не балансом спроса и предложения, смотрим иллюстрацию из статьи:
Производство растет, потребление также, а цена скачет вокруг, никак не коррелируя ни со спросом, ни с предложением:
Изменения цены, особенно столь резкие – это именно ручная регулировка рынка. Константин Симонов из Фонда национальной энергетической безопасности поясняет ситуацию:
«Сейчас главным обстоятельством падения цен на нефть является вовсе не ситуация с Ираном, Саудовской Аравией или Китаем, а курс доллара, который Вашингтон сознательно укрепляет путем разогревания ожиданий от сентябрьского заседания ФРС и решения о повышении учетных ставок. … Мне кажется, что изначально был расчет на то, что российская экономика моментально рухнет после первого обвала цены на нефть. Но этого не произошло, поэтому была взята пауза, а сейчас наступил новый этап экономического давления на Россию».
Проблема в том, что подавляющее большинство сделок по нефтепродуктам заключается в долларах и для укрепления американской валюты цены искусственно занижают. Однако такой подход отражается и на США. Член комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев отмечает:
«Америка теряет примерно по полмиллиарда долларов в день, если прикинуть, что нормальная цена – 80 долларов за баррель, а сейчас по 30 продают. Она этого долго выдерживать не сможет».
Проблема в том, что здесь цель не то, «как компаниям США заработать», а то, «как уничтожить экономику России», что в перспективе, конечно, дало бы гигантские дивиденды, но до них надо еще дожить. Конечно, с учетом «печатного станка» в США задача для них облегчается, но тем не менее смотрим на стоимость добычи нефти по странам (я просмотрел несколько подобных таблиц, расхождения есть, но не принципиальные):
США сейчас следует классическому сценарию кризиса капитализма во время спада: те, у кого реально много денег, могут позволить работать себе в убыток. Такая политика позволяет разорить более мелких собственников, которые себе такого позволить не могут, что, в свою очередь, дает возможность скупить за бесценок их собственность. По завершении этого этапа на государство нагружается задача подъема уровня жизни из буквальной нищеты, а организаторы радуются полученным прибылям и перестраиваются на получение дивидендов уже с подъема экономики. Вспоминаем Великую Депрессию — ситуация развивается в том же направлении.
Проблем для США здесь две: хватит ли собственного запаса прочности, и, главное, играть приходится уже не только против одной России, такие кризисы захватывают все страны, и недовольство растет — следовательно, послушание уменьшается.
При этом не надо забывать, что новости всегда отражают именно сиюминутное, часто раздувая его до истерики. Да, доллар сейчас поддерживают в том числе и за счет цен на нефть – но США, громко заявляя сейчас о выходе на этот рынок, продавать свою нефть может лишь в убыток. Правда, это не отменяет варианта «купить у кого-то совсем дёшево и тут же продать дорого» – никуда ничего не перевозя.
Показательно, что Саудовская Аравия начала рассматривать возможность первичного публичного размещения акций государственной нефтяной компании Saudi Arabian Oil Co. (Aramco), причем в срочном порядке, что указывает на критические проблемы внутри страны, которая зависит от нефтяного экспорта куда сильнее, чем РФ. Saudi Arabian Oil Co. принадлежат вторые по размеру запасы нефти в мире — наглядно? Думается, что США с удовольствием инвестировали бы в «живую» и дешевую нефть свои бумажки, да ещё на спаде рынка.
При этом экономические процессы нельзя рассматривать по отдельности. Напомню про статью «Зачем Россия скупает золото», в которой показано, что для стабилизации доллара США, очень вероятно, существенно уменьшили свой фактический золотой запас.
Также порекомендую статью «Фурункул на полтриллиона долларов» на тему ситуации в США. Кризис сейчас во всём мире, а не только в России. Что же касается США в роли диктатора, которая очень нравится Вашингтону, то в комментариях хорошо сформулировал вопрос ЖЖ-юзер cepreuka:
Недаром в США «для внутреннего использования» пишут бравурные, но лживые статьи про слабость армии России, а про армию КНР вообще стараются не вспоминать.
Давайте теперь посмотрим на ситуацию с фондовой биржей в Китае, которую многие СМИ также радостно восприняли как повод для истерики. Процитирую статью «Обвал на биржах: США вспомнили Великую депрессию»:
Главный исполнительный директор GEO Securities Limited Фрэнсис Лун считает: «Я думаю, что эффект от механизма автоматического закрытия торгов был чисто психологическим. Инвесторы находятся под давлением и вынуждены продавать, когда котировки резко обваливаются или же вырастают на 5%».
И вообще — биржевые индексы в Китае в прошлом году тоже падали, и что? Постепенно восстановились. В июле, например, фондовый рынок Китая вырос за год в два с половиной раза, а потом упал на треть – и все: экономисты в панике, журналисты – в истерике.
Таким образом, проблема вовсе не в падениях каких-то там индексов, значение которых мало кто понимает. Возьмём тот же наиболее всем известный хотя бы по названию индекс Доу-Джонса, который в теории был придуман для отслеживания развития промышленной составляющей американских фондовых рынков. Обратите внимание: рассматривается не промышленность как таковая, а ее доля на фондовых рынках, чисто спекулятивных. При этом он считается по всего 30 компаниям (многие из которых уже далеко не полностью промышленные), и для его подсчета используется некий «поправочный коэффициент». Т.е. по сути он отражает влияние на фондовом рынке 30 крупнейших компаний США, и его понижение — проблемы этих компаний, а не мировая катастрофа. Другое дело, что эти компании не вздохнут печально о потерянных доходах, а выжмут их по максимуму из более мелких собственников, и так по нисходящей – до обычных граждан. Понятно, что на заключение фьючерсных сделок и т.п. этот индекс также влияет, но все это – чистой воды спекулятивные игры.
Проблема России не в падении американских или китайских индексов, а в либеральной экономике, которая считается аксиомой, не подлежащей пересмотру. Вместо того, чтобы целенаправленно развивать промышленность, строго при этом спрашивая с исполнителей и руководителей, правительство лишь завороженно наблюдает за нефтью: цены падают – урезаем бюджетные расходы, цены растут – вкладываем во всякие фонды.
Разговоров и деклараций о необходимости слезть с нефтяной иглы, произвести импортозамещение и т. д. – много, Путин открыто говорит о необходимости новой индустриализации, если правильно помню, с 2011 года. Если бы тогда начали индустриализацию теми же темпами, как это было при первой – уже сейчас на кризис смотрели бы куда спокойнее, а не заражались бы истериками.
И пока мы не выйдем на международную торговлю, отвязанную от доллара, пока не начнем учитывать производство в реальных тоннах, метрах, «штуках» и т.д. – толку не будет. Конечно, у России большой запас прочности – но, может, имеет смысл выплывать, а не просто тонуть медленнее, чем того хотелось бы либералам?
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас