Мерцающая на горизонте информационных полей фигура Михаила Саакашвили довольно быстро превратилась из скандально-громких в периодические. Этот грузинско-украинский плут сумел намутить воды и в Грузии, и Украине. Потом — уйти в тину и подогревать периодически интерес к своей тускнеющей славе. Фигуру Саакашвили сложно охарактеризовать объективно, слишком уж он «выпуклый».
В недавнем прошлом он всплывал на Украине, сумятица выборов президента незалежки вновь выпустила его в арьергард, но ненадолго. Зеленский не взял его в свою когорту – команда Коломойского обошлась без ярого противника Петра Порошенко, оставив его на обочине политических шорохов при смене режимом главных лиц.
В одном ему не откажешь – отчасти застрельщиком волнений на Украине был всё же он: отстаивая своё право быть на украинской территории и яростно рыча на кровавого кондитера Петра Алексеевича, Михо Николаевич сумел поднять высокие волны над головой оппонента, ранее безвестного в политике, хоть и известного в актерско-юморной артели Владимира Зеленского.
Более того, этот записной «революционер» умудрился добиться популярности на Украине, оставшись провальным аутсайдером на родной грузинской вотчине. Имитаторы третьего грузинского гаранта даже назвали его орудием спецслужб России и автором «Русской зимы» для Украины, где и его усилиями сменился политический вектор. В чём его уникальность и разрушительность — рассмотрим сообща.
Шипы «революции роз»
Пока в 2013 году Киев раскачивал второй майдан, Грузия отмечала десятилетие последствий «революции роз», устроенной в том числе и Саакашвили, и уже выбыла из главного застрельщика беспорядков на постсоветском пространстве. Украина уже принимала эту бешеную эстафету. Приехавший на Украину Михаил Саакашвили символизировал эту передачу. Сам по себе этот бузотёр-политик создал прецедент во всем СНГ, ведь изгнанный грузинский президент Саакашвили (правил 10 лет!) стал создавать вдруг «оазис реформ и транспарентности» в… Одесской области на Украине. И с треском провалил свою цель, сразу перейдя в оппозицию к Порошенко и под флагами созданного грузинским украинцем «Движения новых сил» пошёл колесить по всей незалежной. Не хватило ему тогда политической удачи для свершения своих катализирующих безобразий, а то десятикратно превышающей Грузию Украиной дело бы не закончилось.
Мимикрия политического Саакашвили
Михаил Саакашвили отмечен печатью переменчивости настолько, что никто не может дать ему точного определения. Начиная с ярого борца против прогнившего режима Шеварднадзе, он продолжил не менее ярым крышевателем коррупции уже при себе любимом, а потом галстуки жевал при приближении российской армии. После — украинские похождения в качестве одесского губернатора, оппозиционера Порошенко, прорывателя границ… и т.д. и т.п.. Поэтому дать ему оценку однозначного характера невозможно. Одни считают, что он однозначный противник России, борец за некие реформы в Грузии и на всем постсоветском пространстве. Другие считают, что он первым бросил вызов беспределу и коррупции. Третьи – что он просто марионетка запада.
Раскалывается мнение об этом одиозном политике также и по основным течениям и взглядам на обстановку Россия-Грузия, Россия-Украина, Грузия-Украина, Россия-Запад. Грузины видели в нем борца за национальные интересы Грузии, «собирателя земель». А спустя совсем немного времени — переменили мнение на «диктатора, крушителя традиций грузинского народа в угоду фантомам прогресса «цивилизованного мира»». Россияне видят в этом фигуранте как русофоба, труса и американского ставленника, так и эффективного политтехнолога. Украинцы, которые видели его и издалека, и вблизи, расценивают его роль двояко. Если сперва он был двигателем «революции гидности» и «натуральной незалежности», то потом стал популистом, коррупционером и авантюристом.
Разброс подобных ипостасей вполне очевидна — за десятки лет своей политической активности Саакашвили втерся в круги первых лиц мировой политики и заставил их говорить о себе. Грубо говоря, Михо слишком много был везде и всюду. Не раз ему пророчили политическую смерть, но он каждый раз возвращался.
Для Зеленского площадку прихода чистил будничный майдан а-ля Саакашвили. Этот фигаро успел в сутки уместить арест, освобождение из авто СБУ, стихийно организовать в центре Киева митинг во славу отставки Петра Порошенко.
И пусть тогда импичмента не произошло и выборы всё же состоялись, но приговор Петру-президенту был предрешён. Спонтанно этот персонаж вновь ушёл в тень, ведь его не приняла к себе ни одна сторона конфликтного и противостоящего украинского политикума. Он так и остался на Украине чужим.
Секрет ситуативной притягательности Саакашвили кроется в популизме его подхода. В начале нулевых он легко оседлал объективный протест в Грузии уставших от конфликтов и территориальных потерь, коррупции и рухнувшего уровня жизни. На тот же конёк он садился и перед украинцами.
Такие «гапоны», как Саакашвили, яркими лозунгами и броскими обещаниями быстрых перемен к добру и счастью, указывающие на «заграница нам поможет», способны завести любую страну в ещё больший тупик. Прежде всего тех, кто видит в грызуне галстуков «славного реформатора», призываем внимательно посмотреть на современную Грузию, Украину, как на плод и его рук и «стараний». Ценой «рывков» по-Саакашвили становятся руины экономики, общества, правопорядка, а то и государства.
Интересно, в какой следующей стране всплывет данный одиозный персонаж и к чему ее приведет?