Добрый день, Империя.
Итак, прошло пять дней с момента саммита ОПЕК+ в Вене и есть причина подвести некоторые итоги.
Неожиданностью этой встречи стало даже не продление ограничений в добыче нефти для группы ОПЕК+ до 2024 года, а резкое сокращение уровня добычи в самой Саудовской Аравии, объявившей о добавлении к глобальному дефициту еще 1 млн баррелей. Для саудитов это 10% от всей добычи - пойдя на такое сокращение, Королевство намеренно вгоняет мир в состояние нехватки нефтепродуктов, которое, по их мнению, "выстрелит" уже во второй половине этого года.
Это был очень любопытный саммит. Внутри группы ОПЕК четыре часа шло бурное обсуждение ситуации на рынке - и то, что Абдулазиз бен Салман объявил о "сюрпризе" на итоговой пресс-конференции, стало сюрпризом и для большинства стран ОПЕК+.
Абдулазиз бен Салман назвал эту штуку саудовским леденцом - дескать, играя с нефтью на понижение, куча трейдеров может столкнуться с очень неожиданной ситуацией и проиграть все деньги. И хотя пока на рынках мира царит определенная неразбериха с ценами, дефицит природного сырья в любом случае сыграет свою роль.
Есть две неочевидных вещи по итогам саммита в Вене.
Первая: цены на нефть поднялись всего на доллар с небольшим - можно даже сказать, что встреча ОПЕК+ ни на что не повлияла. Сейчас мировая экономика замедляется, нефтепродуктов нужно меньше и есть устойчивое мнение (среди кучи экспертов и аналитиков), что цены будут падать и дальше. Китай вроде открылся после пандемии, но пока его экономика не компенсирует падение других стран - так что ситуация непонятна и тревожна.
К примеру, тут накануне пересмотрели итоги мудрого хозяйствования в ЕС за прошлый год - как оказалось, рост экономики еврозоны составил всего 0,1%. С учетом инфляции это нырок общего производства где-то на 10% вниз - в таких условиях для 550 млн человек нефтепродуктов вполне себе хватило. Даже с учетом постоянного дефицита дизельного топлива - ужались, ужаснулись, затянули пояса и "справились" за счет сокращения производства.
Вторая: стратегические запасы нефти и средних дистиллятов в Америке упали до минимума 1983 года и составили 357 млн баррелей. Попытки хоть как-то восполнить свои сусеки натыкаются на молчаливое сопротивление американских нефтедобытчиков - нет, кое-кто даже приходит на эти торги, объявленные федеральным правительством, но суммы продаж в баррелях там довольно смешные. 20 тысяч баррелей или 62 тысячи - это слезы, деду же нужны десятки миллионов баррелей за раз.
Если бы цены на нефть упали до 40-50 долларов за баррель на достаточно долгое время, был бы смысл в федеральных закупках в стратегические резервы - сейчас же из десятка ожидаемых компаний на торги приходят максимум три, но и те предлагают слезы вместо нефтепродуктов. У них пока есть договоры долгосрочного характера, а бензин и дизель в Китае покупают несколько дороже, чем в Америке.
Кстати, по поводу Европы. "Теплая зима" нам во благо, говорили они - 16% немецких компаний уже ушли из Германии в другие края, а это каждая шестая компания. Не говоря уже о таких монстрах, как Linde и BASF, куча игроков поменьше перелоцировалась на другие рынки, где регулирование полегче, а власти более вменяемы - в частности, в Юго-Восточную Азию (ЮВА).
Можно ли их вернуть обратно? Нет, они уже перестали быть резидентами, часть компаний вообще переносит свои штаб-квартиры в Сингапур или Дубай. То есть они не платят налоги в Евросоюзе и они не предоставляют рабочие места в Европе - китайцы, вьетнамцы и тайцы работают за куда меньшую плату и не требуют особого отношения к себе из-за устройства внезапных репродуктивных органов.
Грубо говоря, с азиатами никто не церемонится - ты либо работаешь, либо ходишь по улицам с перьями в задней полусфере, совмещать не получится. Мало того, с азиатами не церемонятся даже сами азиаты, что создает совсем уж непривычные для европейцев условия - можно перебирать свой персонал хоть до посинения, создавая на самом деле эффективную рабочую команду.
Понятно, что в этих условиях дефицит топлива в первую очередь повлияет именно на Азию - Европа падает, Америка снабжает сама себя, а самыми энергозависимыми странами остаются именно государства ЮВА. И это касается не только нефти, но и угля с газом - те проекты, которые сегодня реализует Россия в рамках разворота своих поставок на Восток, уже сейчас можно признать недостаточными по мощности.
Например, экспортная мощность "Силы Сибири" в 38 млрд кубометров газа в год уже явно недостаточна для северо-востока Китая - для северо-запада Китая предназначен туркменский газ в объеме 30 млрд кубометров в год и его тоже явно не хватает. То есть китайцам нужны еще газопроводы и еще сотни поездов и кораблей с углем - большая экономика требует очень больших ресурсов.
А это значит, что "Силы Сибири-2" с экспортной мощностью в 55 млрд кубометров в год тоже не хватит, даже с учетом газопровода с острова Сахалин мощностью в 10 млрд кубометров - как уже не раз говорилось ранее, Китай проглотит всю долю Евросоюза и даже не облизнется, а попросит добавки. Практически весь уголь с Эльгинского месторождения в Якутии прямым ходом отправляется в КНР и китайцы просят еще уголька - а это угольный бассейн, не уступающий Кузбассу ни по качеству, на по запасам каменного угля.
Мы как-то привыкли видеть новости о поставках дизельного топлива в ЕС из Индии - между тем, половина производимого дизеля отправляется не на Запад, а на Восток. И если европейцы в очередной раз взбрыкнут по поводу нехорошего поведения индусов в истории с нефтяным эмбарго России, на Восток могут пойти вообще все нефтепродукты с НПЗ Индии - ибо покупателей в тех краях куда больше, чем продавцов.
Саудиты заложили огромную мину под мировой рынок нефти и поднесли горящую спичку к запалу.
И вот что любопытно: десять дней до начала саммита в Вене мировые СМИ вопили о противоречиях внутри ОПЕК+, о том, что страны не сумеют договорится о консенсусе, что саудитов нагнут и прогнут, что санкции против России имеют накопительный эффект и обязательно сработают когда-нибудь.
Санкции уже сработали - Россия окончательно развернулась от Евросоюза в сторону ЮВА и России фиолетово, кого там пророчат на роль нового Китая взамен старого - любому производству нужны ресурсы, сырье и энергия. При этом и в России, и в ОПЕК+ отчетливо осознают, что вывод производства из КНР в ближайшие годы просто невозможен по причинам, которыми Запад управлять н в состоянии - у примеру, при нынешней энерговооруженности Индии в 4 раза ниже китайской ей ни при каких условиях заместить китайцев не удастся.
Иными словами, индийцам для начала нужно построить еще минимум три существующих у них энергокомплекса по мощности, чтобы речь зашла о начале перевода производств в индийские джунгли - и мы еще не говорим о персонале достаточной квалификации. Персонал еще только предстоит вырастить, а это дело минимум одного поколения (20 лет) и вложения невероятных для Индии денег в общее и профессиональное образование.
Кстати, о мировых СМИ. Казалось бы, за год мы могли бы уже привыкнуть к регулярным воплям типа "Китай отказался от российского газа!" или "Турки отказались от российских энергоресурсов!" - но нет, наш народ в этом плане несгибаем и необучаем в принципе. И сколько не долби фактами по тыковкам, все равно находятся те, кто считает, что вот уже сейчас китайцы сдадут нас с потрохами. А следом турки сдадут нас с потрохами - а за ними нас сдадут Нигерия, Ангола и вся Африка скопом.
Народ просто не понимает суммы глобальных изменений. И то, что принц Абдулазиз бен Салман пляшет под кремлевскую гармонь - это уже далеко не разовая случайность, а закономерный итог деятельности России на мировом нефтяном рынке, начиная с марта 2020 года и объявления войны по ценам на нефть странам Залива. Россия не просто выиграла в этой войне - она привела страны Залива к послушанию, причем без проекции силы нового гегемона в регионе.
Смотрю краем глаза III Евразийский конгресс стран ЕАЭС - скучно, знаете ли. Ни тебе камингаутов в стиле "Ой, а я таки гей", ни трансгендеров в зале, ни разговоров о равенстве и гордости. Киргизы требуют включить их в транспортный коридор "Север-Юг", азербайджанцы радуются, что их страна является перекрестком торговых маршрутов "Восток-Запад" и "Север-Юг", а кубинский премьер (пока в качестве наблюдателя в ЕАЭС) хвалит всех за достижение продовольственной безопасности и за реальный диалог в экономическом сотрудничестве и строительстве новых транспортных маршрутов.
Кстати, Куба - это не только сигары, ром, сахарный тростник и бананы. Это и ворота ЕАЭС в Латинскую Америку, и некое продолжение проекта "Один пояс - один путь" вплоть до латиноамериканских стран.
А это путь не только для экономики, но и для энергии - и здесь саудовский леденец может сыграть самую интересную роль. Речь не только о нефти, но и о газе, угле, топливе, пластиках и прочих продуктах высокой степени передела - речь вообще об экономике, параллельной Западу. Куда проще и привлекательнее торговать с теми, кто не навязывает свои условия и правила - в этом плане ЕАЭС, ШОС и БРИКС кардинально отличаются от англосаксонского мира.
И еще один немаловажный фактор, который уже отмечают кандидаты в президенты США на выборах 2024 года - вторичные санкции и их угроза действуют все меньше. Трудно применять вторичные санкции к игрокам, работающим в бездолларовой зоне - и еще труднее отследить все их контракты и транзакции.
Нефть за юани, рупии и национальные валюты - это ближайшее будущее планеты. Тот, кто все еще этого не понял, пусть сосет леденец. Саудовский.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас