За несколько дней до заявленной на 20 декабря встречи в Санкт-Петербурге В.Путина и А.Лукашенко Deutsche Welle опубликовала взрывной «эксклюзив»: откровения (якобы) соучастника политических убийств в Белоруссии
«Бывший боец белорусского «эскадрона смерти» Юрий Гаравский рассказал DW, как участвовал в похищении и убийстве противников Лукашенко 20 лет назад. Тогда в Беларуси исчезли бывший глава МВД Юрий Захаренко, бывший глава Центризбиркома Виктор Гончар и поддерживавший оппозицию бизнесмен Анатолий Красовский. Гаравский утверждает, что их похитили и убили бойцы специального отряда быстрого реагирования (СОБР) внутренних войск МВД Беларуси. В их числе был и сам Гаравский» – таким текстом DW сопроводила видеоматериал, сообщая, что сознавшийся в преступлениях белорусский силовик, по его словам, бежал из Беларуси в октябре 2018 года в Европу, где попросил политического убежища. А пока его ходатайство рассматривается, беглец направил стопы в редакцию «Немецкой волны», где и выложил сенсацию, подтвердив её «документами» и «копиями» (!), которые редакция DW изучила, проверила, «насколько это возможно», и «исходя из высокой общественной значимости темы» решила опубликовать рассказ Гаравского к дате подписания «дорожных карт» интеграционного процесса в рамках Союзного государства России и Беларуси. Так уж совпало.
Гаравский поведал, что в 20 лет его взяли в СОБР, он стал заместителем командира группы, хотя официально числился инструктором по рукопашному бою воинской части №3214. Сначала, мол, как «Алмаз» и «Альфа» (антитеррористические подразделения МВД и КГБ Беларуси), задерживали бандитов. Над некоторыми из них засекреченные cобровцы, по утверждению Гаравского, чинили внесудебные расправы, а с 1999 года принялись выполнять заказы на политические убийства. Следили за «объектом» – это был бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, – потом похитили его, отвезли на учебную базу внутренних войск, убили двумя выстрелами в сердце из пистолета с глушителем и сожгли тело в крематории. Руководил операцией, как и другими политическими убийствами, Дмитрий Павличенко.
Пистолет, которым убивали, пишет DW, ссылаясь на бывшего начальника минского СИЗО №1 Олега Алкаева, был «расстрельным», применялся для казней приговорённых к высшей мере наказания и выдавался перед исчезновением Захаренко, Гончара и Красовского.
«Мы синхронно работали, без свидетелей», – рассказывает Гаравский, но в его рассказе присутствуют и солдат-срочник, который бэтээром уничтожал автомобиль убитых, и охранник крематория, где будто бы сжигали застреленного экс-главу МВД. С одной стороны, СОБР действовал в режиме жёсткой секретности, с другой – велись журналы учёта личного состава (!). То Гаравский сообщает, что в «эскадроне смерти» вопросы было задавать не принято, то он рассказывает, как спрашивал Павличенко о том, за что убили оператора белорусского корпункта ОРТ Дмитрия Завадского, который исчез 7 июля 2000 года, а командир ему доверительно сообщал: «У него был стопроцентный компромат для отстранения Лукашенко», и «в верхах» велели его устранить.
Уволился Гаравский в 2003 году, в 2007-м пострадал в ДТП (считает это покушением, но не может объяснить, почему дело не довели до конца). В публикации DW много странностей даже на взгляд человека, далёкого от службы в засекреченном спецназе. Однако сказанного было достаточно, чтобы белорусская оппозиция подняла бурю. Тема отстранения Лукашенко от власти хорошо знакома оппозиционерам. И тема расследований загадочных исчезновений оппозиционеров в Белоруссии использовалась постоянно, но не было «живого свидетеля» – и тема раз за разом сходила на нет. А тут явил себя миру сбежавший куда-то в Альпы участник событий, прямо указывающий на тех «в верхах», кто ставил задачи «эскадронам смерти». Есть и указание на Лукашенко.
Сотрудники Deutsche Welle утверждают, что проверяли источник методом поиска людей, которые могли бы подтвердить, «что он – это он», мониторили социальные сети. Однако: «Мы не суд, мы не можем провести экспертизу как профессионалы, хотя то, о чём мы узнали, на наш взгляд, достойно публикации». А дальше, мол, пусть решают те, кто уполномочен принимать решения – фейк это или нет. Ещё в Deutsche Welle на голубом глазу уверяют, что интервью с Гаравским о политических убийствах в Беларуси никак не привязано к интеграционным переговорам РФ и РБ. И вот в это как раз поверить невозможно.
Остаётся понять, кому и зачем понадобилось сейчас предъявлять широкой общественности человека, заявляющего о своей причастности к политическим убийствам в Белоруссии, организованным «сверху»? Отбросим версию насчёт «руки Москвы» (оппозиционеры безоговорочно верят DW и тут же кивают на Москву – мол, появление Гаравского выгодно Кремлю, который хочет надавить на Лукашенко, заставив его «сдать» белорусскую независимость).
Может ли это быть один из сценариев «Игры с Лукой» («Luka’s Game»)? Безусловно, может. Минску дают чёткий сигнал о том, в каком направлении будет развёрнута кампания против Лукашенко перед президентскими выборами в РБ в августе 2020 года. В белорусском случае «сакральные жертвы» вроде Гонгадзе не нужны – достаточно безвестно пропавших критиков Лукашенко и признаний вроде того, что сделал Гаравский. А там Запад «сыграет с Лукой», превращая главу белорусского государства в международного изгоя – с требованиями всестороннего расследования, санкциями, трибуналом и, наконец, сменой режима.
Секрет «Игры с Лукой» состоит в том, что, преследуя Лукашенко, Запад будет опираться не столько на оппозицию (это шумовая завеса), сколько на группировку в системе белорусской власти, утомлённую долгим президентством одного человека и устремляющую взгляды в Европу и за океан. То, как слаженно сидящие на западных грантах белорусские оппозиционеры раскручивают скандал, указывает на его заказчиков. Педалируют тему «Радыё Свабода», ВВС и «Настоящее время».
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас