После откровенно затянувшейся пандемической паузы Минфин снова обещает нефтяной отрасли льготы – не всем и не сразу, а только ближе к концу 2023 года. И только тем, кто реально пострадал из-за необходимости вписаться в нормы соглашений ОПЕК+. Да ещё и при выполнении целого ряда предварительных условий. Чему удивляться – при нынешнем министре финансов Антоне Силуанове никто и никогда не рассчитывал на особую щедрость этого ведомства. Первые проблески надежды мелькнули три-четыре года назад, когда казна получала больше, чем могла потратить, но... случилась пандемия. А ситуация на топливном рынке сейчас действительно очень тревожная. Особенно с учётом предстоящей зимы, которая, по прогнозам синоптиков, в России обещает быть суровой. После того, как цены на самый востребованный 95-й бензин практически во всех регионах преодолели психологический рубеж в 50 рублей за литр, есть сомнения, что удастся избежать дефицита. И хорошо, если только локального, а не глобального. Главные проблемы отрасли сейчас, как ни удивительно, в логистике – даже очень дорогой бензин везти на большие расстояния – это очень дорого, а тут ещё и разного рода ковидные ограничения. В самый неподходящий момент. Ведь не завезёшь сейчас, потом – может быть и поздно?
Казна не резиновая?
Впрочем, в целом ряде регионов, напротив, ждут, когда можно будет добираться в глубинку по вставшим «зимникам». Согласитесь, что в таких условиях довольно цинично звучит жёсткое требование Минфина, планирующего льготы для нефтянки, чтобы «компании добывали не меньше нефти, чем изначально планировали». И чтобы бюджет при этом «не терял деньги от предоставленных льгот». Но ведь налоговые льготы ещё надо будет из-под того же Минфина выбивать, а вкладывать средства в поддержание уровней добычи надо, как обычно – на опережение.
Казна нефтяная!
Однако в расчёте на профицитный бюджет 2022 года и, явно опасаясь жёсткой критики за необоснованную прижимистость, Минфин, как и ожидалось, поспешил с предложением льгот и преференций. Первым делом, по традиции, для нефтянки, всё ещё главного кормильца федеральной казны. Суть минфиновского предложения сводится к корректировке режима налога на дополнительный доход (НДД). Такой налог планируется применять для ряда месторождений в Западной Сибири, стартуя с конца 2023 – начала 2024 года.Надо ли объяснять, какие проблемы создают такие сроки – средства на возобновление или поддержание уровней добычи нужны уже сейчас, а льгот надо ждать ещё два года. Тем более что в Минфине ставят нефтяным компаниям трудновыполнимые условия.Так, уже назван целый ряд критериев, под которые должны подходить претенденты на льготный налоговый режим. Цитируем:
– компания должна добывать не меньше нефти, чем планировала при подаче заявки на разработку месторождения;
– на пятилетнем горизонте и далее суммарный бюджетный эффект должен быть положительным;
– порог по выработанности месторождений должен быть не ниже 50 % для третьей группы НДД (в неё входят зрелые месторождения Западной Сибири), и не выше 1 % для четвертой группы (в неё входят новые месторождения Западной Сибири);
– для месторождений третьей группы суммарный объём добычи должен быть не более 15 млн баррелей в год;
– для месторождений четвертой группы устанавливается ограничение по размеру суммарных запасов – до 300 млн баррелей.
Хотелось бы понять, а помнят ли в Минфине, что многие из тех месторождений, а значит – и не самых крупных нефтяных компаний в той же Западной Сибири, которые планируется «осчастливить» новым налоговым режимом, играют роль своего рода спасателей для тамошних потребителей топлива? Это же они зачастую ближе других к НПЗ, вырабатывающим бензин под Северный завоз и под саму же нефтедобычу. И как бы, не поддержав малую нефтянку, не получить тот самый неприятный «эффект домино»?
Причём здесь ОПЕК?
Нефтяников смущает, и очень сильно, то, что налоговые послабления намечены только для добытчиков сверхвязких сортов нефти. Речь, как видим, идёт об отмене решения, принятого в разгар второй волны пандемии, когда пришлось отказаться от льготного режима по такой нефти и для выработанных месторождений. Хорошо известно, что у российской нефтянки сильно связаны руки по части возможностей регулировать объёмы добычи. В связи с этим и в соглашениях ОПЕК+ нам сделали ряд послаблений, но нерентабельную добычу всё равно пришлось переводить на особый режим.Он предусматривает использование того самого налога на добавленный доход, о котором сейчас задумались в Минфине. В России его начали применять ещё в конце 2019 года – до пандемии и до нефтяной войны с Саудовской Аравией. Такой налог рассчитывается не как НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых, то есть по объёму добычи, а по финансовому результату – выручке от продажи нефти за минусом затрат.Интересно, что при этом от НДПИ наши либерал-экономисты, когда-то называвшие его «убийцей отрасли», вовсе не отказались. Просто пониженный примерно до 60 % НДПИ включается в расчёт НДД и затем вычитается из налогооблагаемой базы. Весьма замысловатая, но очень характерная для наших условий практика: главное – это максимально развязать руки чиновникам, максимально связав их при этом плательщикам. Реально восстановление льгот для добычи сверхвязкой нефти произойдет, напомним, только в 2023–2024 году. Фактически применение льгот напрямую привязано к завершению ограничений, которые накладывают на Россию соглашения ОПЕК+. Именно из-за этих соглашений и была установлена одна из ныне действующих схем оптимизации налогов в отрасли, когда на определенный промежуток времени выровняли условия налогообложения для всех видов нефти. В Российском топливном союзе уже не раз напоминали Минфину (Что снова так беспокоит Топливный союз
), что тот самый «определённый промежуток явно затянулся, и сейчас уже приходится говорить о невозможности возобновить добычу на целом ряде месторождений».
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!