Аэродром Лобнор в недавнем прошлом. Снимок сервиса Google Maps
С целью реализации различных проектов военного и научного характера Китай строит разнообразные новые объекты. Так, несколько лет назад на полигоне Лобнор появился новый аэродром. Строительные работы на этой площадке продолжаются до сих пор, и в ближайшем будущем их результатом может стать появление полноценной авиабазы со всеми необходимыми объектами. При этом в официальных сообщениях от государственных структур КНР аэродром никак не упоминается, а его задачи не сообщаются.
На старом полигоне
В 1964 г. Китай провел свои первые ядерные испытания. Полигоном для них стало дно высохшего озера Лобнор в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, и эта площадка активно использовалась в течение трех десятилетий. До 1996 г. включительно НОАК провела порядка 45 атмосферных, наземных и подземных подрывов. После прекращения ядерных испытаний полигон Лобнор не простаивал и использовался в мероприятиях иного рода.
В 2016 г. иностранные СМИ сообщили о новом строительстве на бывшем ядерном полигоне. На свежих спутниковых снимках местности было видно, что в сотне километров к северо-западу от высохшего озера появился новый аэродром с тремя взлетно-посадочными полосами, грунтовыми и бетонными. Также на нем возвели ограниченное количество различных построек неустановленного назначения. Когда и для чего был построен этот аэродром, неизвестно, хотя высказывались различные предположения.
Возможное предназначение аэродрома стало известно в прошлом году. В сентябре 2020 г. Китай осуществил запуск своего первого многоразового космического корабля. Полет продолжался всего пару дней, после чего корабль вернулся на землю и совершил посадку на аэродроме Лобнор. Вскоре после приземления его сфотографировал один из иностранных спутников. Эти снимки привлекли большое внимание специалистов и общественности.
Несколько дней назад, 1 июля американское информагентство NPR опубликовало новые снимки полигона Лобнор, предоставленные компанией Maxar. На фотографиях, датированных 28 июня, видно, что строительство на аэродроме продолжается. Рядом с основной ВПП появилось несколько новых дорог и площадок, на которых построены или строятся разные здания.
Любопытно, что официальный Пекин никак не комментирует новости последних лет. В свете китайского подхода к оглашению новостей это не удивительно. При этом отсутствие официальной информации провоцирует появление различных версий – и некоторые из них могут быть правдоподобными.
Новый аэродром
Аэродром полигона Лобнор находится к северо-западу от одноименного озера и севернее Тамирской равнины. Его можно найти по координатам 40°46'48.0"N 89°16'12.0"E. На значительной площади расположены три взлетно-посадочные полосы в виде равностороннего треугольника. Две из них, западная и северная, выполнены грунтовыми. Южная имеет бетонное покрытие и, вероятно, является основной.
Бетонная ВПП имеет длину порядка 5 км. На ее торцах имеется маркировка «05» (западный) и «23» (восточный). К северо-востоку от основной полосы отходит грунтовая длиной более 2,6 км. От центра бетонной полосы, на юго-восток, проложена рулежная дорожка, ведущая к единственной стоянке с ангаром. Рядом с ВПП проложены многочисленные грунтовые дороги для транспортного сообщения.
На спутниковых снимках, доступных сейчас в сервисе Google Maps, видно состояние инфраструктуры аэродрома в недавнем прошлом. Так, на небольшом удалении от западного торца бетонной ВПП имеются две огороженные площадки с несколькими зданиями. Судя по размеру и планировке, это жилые дома и другие объекты для размещения гарнизона. Две группы небольших сооружений, в т.ч. замаскированных имеются рядом с обоими торцами ВПП.
Несколько зданий находилось возле боковой рулежной дорожки. На площадке, к которой она ведет, расположен единственный на авиабазе ангар. На удалении от дорожки можно наблюдать еще одно скопление зданий. От грунтового продолжения основной полосы отходит еще одна дорога, по которой можно добраться до стационарной радиолокационной станции с характерным сферическим кожухом на крыше.
Практически по всей территории аэродрома разбросаны различные капониры, подготовленные позиции для обороны и т.д. Особо стоит отметить несколько участков характерного вида – там находятся цистерны или некая техника под маскировочными сетями.
В процессе развития
На свежих фото от Maxar все перечисленные объекты остаются на своих местах, конфигурация взлетно-посадочных полос не меняется. При этом рядом со старыми сооружениями появляются новые. Так, к югу от стоянки с ангаром видно несколько новых зданий, ряд строящихся объектов и многочисленная техника. Похоже, что часть новых зданий будет находиться на огороженных площадках.
Назначение новых построек пока определить невозможно. Судя по размерам и расположению, это могут быть административные или иные здания. Одно из сооружений может стать основой для еще одной РЛС того или иного назначения. Также следует отметить, что новые стройплощадки и стоянка возле ВПП не соединяются дорогами с твердым покрытием – возможно, только на данный момент.
По результатам текущих работ аэродром полигона Лобнор может получить ряд новых возможностей по приему, обслуживанию и эксплуатации летательных аппаратов разных классов. Все это указывает на то, что аэродром планируется использовать в неких проектах, возможно, высокой важности. Однако не стоит надеяться, что официальные структуры скоро огласят информацию такого рода – если вообще когда-либо ее раскроют.
Возможные задачи
Озеро Лобнор и одноименный полигон находятся в удаленной и безлюдной местности, что делает их идеальным местом для проведения различных секретных мероприятий. Следить за активностью в этом районе можно только с использованием средств спутниковой разведки, которая имеет объективные ограничения и не всегда позволяет собирать всю желаемую информацию.
Причины появления нового аэродрома на Лобноре очевидны. Китай собирается проводить на нем некие работы и мероприятия, а наблюдаемое сейчас развитие инфраструктуры направлено на получение новых возможностей. В то же время, цели и задачи такого строительства остаются неизвестными – но уже высказываются различные предположения.
Прежде всего, в контексте аэродрома следует вспомнить прошлогодние новости о первом китайском многоразовом космическим корабле. Запуск этого изделия состоялся на космодроме Цзюцюань, а место посадки официально не сообщалось. При этом иностранные спутники заметили корабль в день посадки именно на аэродроме Лобнор. На тот момент он имел ограниченную инфраструктуру, текущее строительство еще не начиналось. Однако база уже могла принимать аэрокосмическую технику.
Таким образом, строительство на полигоне следует связывать с китайской ракетно-космической программой, а точнее, с перспективным направлением многоразовых орбитальных самолетов. Такая техника нуждается не только в космодроме, но и в ВПП, и полигон Лобнор дает ей подобный объект. Следует ожидать, что в будущем появятся новые сообщения о запусках и посадках многоразовых кораблей. Скорее всего, приземляться они вновь будут на бывшем ядерном полигоне.
Размеры существующих полос, бетонной и грунтовых, позволяют принимать летательные аппараты с невысокими посадочными характеристиками, отличающиеся большим пробегом. Благодаря этому Китай сможет сажать на Лобноре не только опытный космоплан первой модели, но и более крупные корабли, которые стоит ожидать в будущем.
В профильной зарубежной прессе предлагают не ограничиваться только ракетно-космическим применением нового аэродрома. Предполагается, что он может стать полноценной авиабазой для отработки всех новых технологий и проектов – как пресловутая «Зона 51» в США. Географические особенности полигона позволят сохранить секретность проектов, а строящиеся объекты инфраструктуры обеспечат полноценные испытания изделий разных классов.
Если аэродром модернизируют не только в интересах космической программы, в будущем стоит ожидать самые интересные новости. Иностранные спутники продолжат наблюдать за полигоном и рано или поздно заснимут неизвестные образцы авиационной или иной техники, демонстрирующие последние достижения китайской науки.
Объективное и предполагаемое
На данный момент достоверно известно о существовании аэродрома, о его постепенной модернизации, а также об использовании в рамках космической программы. Все прочие данные носят предположительный характер и могут не соответствовать действительности. Такое положение дел не удивляет – Китай никогда не раскрывает ход работ по секретным проектам и рассказывает только о готовых разработках, причем не всегда и не о всех.
Впрочем, и в этом случае ясно, что китайская промышленность продолжает работы по перспективным проектам и готовит объекты для испытаний или полномасштабного использования новых образцов. А в обозримом будущем появятся новые сообщения иностранных СМИ на подобные темы, которые расскажут, какой вид приобрел аэродром и для чего используется.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!