Сектор Газы в огне
На минувшей неделе мир с удивлением наблюдал за обострением ситуации в вечно тлеющим и периодически разгорающемся палестино-израильском конфликте. Действия Израиля по выселению арабских семей из Восточного Иерусалима (проживавших там незаконно, но долго) и последовавшие обстрелы территории Израиля движением ХАМАЗ и ответные удары по населенным пунктам сектора Газы уже со стороны Израиля обострили ситуацию.
В городах Израиля не умолкают сирены, предупреждая о воздушной тревоге. Хваленый «железный купол» Израиля показал свою уязвимость. В жилых районах сектора Газы израильской армией сносятся многоэтажные дома. Гибнут люди, СМИ наполняются тревожными заголовками «новая интифада», «новая арабо-израильская война» и прочее.
При этом, присутствует полная уверенность, что всё происходящее (сколь бы ни были страшными взрывы. Обстрелы и гибель людей) имеет в первую очередь демонстративный характер. Израиль «демонстрирует» способность применить силу, ХАМАС демонстрирует готовность вести войну с ненавистным Израилем, всё происходит перед телекамерами. Все стороны больше интересует, как будут выглядеть кадры ударов на ТВ, чем реальное состояние палестино-израильских отношений.
На поверку же всеми уже забыта первопричина конфликта, выселенные арабские семьи, израильская активность в Восточном Иерусалиме. Делаются заявления, собирается (и блокируется Вашингтоном) Собвез ООН, в общем всё как обычно. На фоне этого жизнь и смерть, разрушения и трагедии, судьбы и переживания.
Скажу сразу. В длительную и основательную арабо-израильскую войну, или даже в палестино-израильский конфликт я не только не верю, но и имею стойкое убеждение в ее невозможности по причине того, что такая война не принесет никакой существенной пользы ее участникам.
Совершенно другое дело тот факс, который мы наблюдаем сегодня. Да, с гибелью людей и разрушением зданий. Да с часами в бомбоубежищах и горящими постройками нефтезавода. Да с многими лозунгами, заявлениями и ожиданиями. Вот только, извините всё это фарс. Игра на публику. Демонстрация ситуации под нужным углом зрения. Не более.
Израилю, стремящемуся стать поставщиком природного газа в Европу серьезная война не нужна, тем более при современном уровне вооружений без жертв со стороны Израиля она не обойдется. Палестина же серьезную войну позволить себе не может. Тот же сектор Газы можно спокойно блокировать, лишив его продовольствия, а это фактически коллапс. Тогда почему же данный конфликт продолжается? Потому что есть интерес.
«Война» как элемент израильской внутренней политики
В первую очередь интерес есть у Израиля, точнее у Биньямина Нетаньяху чья партия на очередных выборах не смогла взять нужное число голосов и сформировать свое правительство. Сам же бывший премьер Израиля находится под следствием с весьма серьезными вариантами оказаться и за решеткой … Или снова в премьерском кресле.
Событиям в Восточном Иерусалиме (высылка арабских семей) предшествовало осознание израильскими политиками, что страна идет на очередной заход парламентских выборов. Вот уже какой раз нет возможности создать устойчивое правительство (хоть и коалиционное) и обеспечить стабильность власти. Новые же выборы, судя по данным социологов, в очередной раз не принесут побед ни одной из сторон. А это уже становится критичным.
Идя на выселение арабов из Восточного Иерусалима правительство Израиля прекрасно осознавало, что это вызовет протесты палестинцев и даже столкновения на храмовой горе. Собственно, это, возможно, и было целью Нетаньяху. Показать, что Израиль по-прежнему может отстаивать свои интересы, применять жесткие меры, которые не будут позитивно восприняты мировым сообществом, зато хорошо зайдут той части израильского общества, которое ратует за сильную руку и решительные действия. Ситуация должна была Нетаньяху дополнительные очки и заложить устойчивый фундамент для его избирательной компании. Вот только в очередной раз что о пошло не так.
Дело в том, что Израиль не предполагал, что произойдёт перегиб палки и повреждения протестующих палестинцев в Иерусалиме приведет к началу обстрелов из сектора Газы. Идея маленькой и победоносной демонстрации силы и решимости по восточному Иерусалиму вдруг переросло в серьезную проблему.
Дело в том, что «перемога» в Восточном Иерусалиме в пользу Нетаньяху. Отражение палестинских ударов в приграничном городе Ашдод тоже в пользу Нетаньяху. А вот уже гибель граждан Израиля под арабскими ракетами, перегрузившими израильскую систему ПВО – это уже не в пользу Нетаньяху, как, впрочем, и гибель солдат, если ЦАХАЛ начнет наземную операцию. Но и отказ от позиции по Восточному Иерусалиму сейчас играет против Нетаньяху. Причем что оказывает более негативное влияние сказать крайне сложно.
Общество, в том числе и израильское, любит победы и достижения. Любит красивые кадры взлетающих самолетов. Любит стрелочки освобожденного и удерживаемого. А вот гробы и горе не любит. И всё это отражается на рейтингах политиков. В результате выигрыш от «войны» с арабами незаконно живущими в Восточном Иерусалиме сейчас уже начинает перевешиваться проигрышем от «войны» в секторе Газы.
«Война» как элемент палестинской внутриполитической игры
Взглянув на начавшийся конфликт с другой стороны, со стороны Палестины, начинаешь осознавать, почему война, которая н могла начаться, вдруг началась. Нетаньяху серьезно ошибся в оценке реакции палестинцев и в первую очередь движения ХАМАС. Не был учет фактор внутреннего противостояния между этим движением и движением ФАТХ. А зря, это всегда нужно учитывать в палестино-израильском конфликте.
По сути обострение в секторе Газы связано с внутри палестинским политическим процессом. А именно с конфликтом между ХАМАС и ФАТХ. Дело в том, что оба движения спорят за лидерство в палестинском обществе, а пассивность одного на фоне активности другого представляет большую проблему для пассивного движения.
Протесты против выселения арабов из Восточного Иерусалима – это прерогатива ФАТХ, имеющего более сильные позиции на Западном берегу реки Иордан. И ФАТХ свое слово сказал, протесты и поджоги были, палестинское общество увидело, что ФАТХ борется за обездоленных арабов. Но это провал для ХАМАС, который оказывается вообще вне политической повестки. Организовать демонстрацию в поддержку в Секторе Газы? Да кто ее вообще заметит. Всё внимание приковано только к Восточному Иерусалиму, тем более, что кадры чего-то горящего на храмовой горе облетели уже весь мир и большие арабские движения начинают активно выходить на связь с ФАТХом. Под угрозой мечеть Аль-Акса, один из символов ислама, а значит
И тогда, проигрывающее в политической борьбе движение ХАМАС начинает делать ровным счетом то, что оно умеет лучше всего. Наносит удары по территории Израиля из кустарных систем залпового огня и ракетных установок. Теперь о Восточном Иерусалиме никто уже не беспокоится весь мир наблюдает перехваты палестинских ракет и падающие дома в секторе Газы. При этом ХАМАС начинает собирать «донаты» на войну от арабских кругов, причем настолько активно, что король Саудовской Аравии вынужден запретить подданным королевства осуществлять транзакции в их пользу. Но кроме КСА есть и другие арабы, которые сейчас финансов подпитывают ХАМАС и палестинское общество в глазах которого теперь ХАМАС является заступником (даже не взирая на жертвы). В результате война становится элементом политической рекламы движения ХАМАС. А её окончание зависит от того, когда мировое сообщество решится попросить какую-то из крупных арабских стран стать посредником и выложить большую сумму на нужны ХАМАС и сектора Газы.
Таким образом для ХАМАС начавшаяся ракетная дуэль – это средство чтобы укрепить свои политические позиции и получить дополнительную финансовую подпитку, а главное не отстать от ФАТХ в качестве лидера политической повестки Палестины.
«Война» как элемент глобального позиционирования
На этом фоне палестино-израильская «война» (война Нетаньяху за голоса избирателей и ХАМАС за пожертвования от рабского мира) начал обрастать весьма интересными, но до крайности наигранными заявлениями с разных сторон. Тем более, при очевидности того, что конфликт обречен на скорое затухание никто из заявляющих практически ничего не теряет.
В наибольшей степени с заявлениями отличился Эрдоган, который прекрасно понимая всю подоплеку нынешнего арабо-израильского процесса сходу начал проявлять активность в части «поддержки стремления палестинского народа к безопасности». Мировые СМИ растиражировали данное заявление, а комментаторы вовсю начали думать, что же может предпринять Турция в секторе Газы.
Ничего Турция не может предпринять и не будет предпринимать, разве что очередной конвой из нескольких судов с провизией отправит к сектору Газы. Потому что конфликт сам по себе скоро выдохнется, а красивые показательные шаги останутся в хронике. Эрдогану большее и не нужно. Что что, а уж воевать с Израилем он точно ен собирается.
Другим игроком, делавшим заявления стало шиитское движение Хэзбалла (базирующееся в Ливане). Казалось бы, это движение, подобно ХАМАСу теряет позиции не принимая участие в конфликте. Но нет. Практически никаких поползновений со стороны Ливана сейчас нет. Почему? Потому что в самом Ливане происходят события, связанные с переделом власти в которые вовлечены и лидеры Хэзбалы. Да и главный спонсор Хэзбаллы – Иран, сейчас больше заинтересован в начале дипломатических переговоров по шестистороннему соглашению и в снятии санкций, чем в каком-то реальном конфликте с Израилем. Вот и сидит Хэзбалла тихо и будет сидеть так до последнего выстрела. Потому что это не их «война».
Отличилась и Россия. Владимир Путин заявил, что палестино-израильский конфликт непосредственно затрагивает интересы России потому что это близко от российских границ. Собственно, мы прекрасно понимаем, что воевать Россия в данном случае ни с кем не собирается, миротворцев в Палестину отправлять тоже. А вот поиграть на нервах американцев (в угоду Израилю блокирующих обсуждение ситуации в Совбезе ООН) в преддверие переговоров «Путин-Байден» – святое дело.
Так что на фоне показательной палестино-израильской «войны» другие игроки в меру доступной громкости демонстрируют какую-никакую активность и пытаются заработать побольше политических очков. В принципе всем очевидно, что через несколько дней конфликт завершится, а память останется. Удобно и практично.
«Война» как часть мифологии Ближнего Востока
Всё происходящее, между тем, ставит ряд очень серьезных вопросов. Настолько серьезных, что они фактически более значимы, чем сама палестино-израильская «война». Связаны эти вопросы с тем местом и значением, которое в настоящее время уделяется государственному насилию и военным методам политической активности в том числе и в странах Ближнего Востока.
Так уж повелось исторически, что на востоке силу пронимают и с ней считаются. И хотя зачастую на том же востоке большего можно добиться «ослом груженым золотом», нежели чем клинком, именно последний был в чести. Но это исторические аллюзии, а что сейчас? А сейчас, хотя и на Ближний Восток постепенно приходит европеизированный взгляд на то, что при любых обстоятельствах следует исходить из необходимости минимизации насилия (взгляд откровенно притворный, но активно навязываемый) именно сила позволяет приходить к решению многих проблем.
Наглядный пример – Сирия по отношению к которой многие арабские лидеры заявляли одну и ту же сентенцию «Асад должен уйти». Почему уйти? Потому что не готов сопротивляться атакам (вполне себе насильственных) оппозиционных сил и сопредельных государств их поддерживающих. Как только на стороне Асада начала играть Россия, причем не просто играть, а выигрывать, в казалось бы проигранной Асадом партии, битва за битвой от Алеппо и древней Пальмиры, до Дэйр-эз-Зора и Камышлы. И вот уже в Дамаске открываются посольства арабских государств и Асад вроде как уже никому ничего не должен. За Сирию держаться только Турция и США, для которых уход из Сирии будет означать утрату авторитета у арабских государств. А к этому они пока что не готовы.
В палестино-израильском конфликте ситуация точно такая же. Всем очевидно, что ни позиция Израиля, ни действия ХАМАС не выдерживают критики с точки зрения европейских культурных традиций, зато вполне себе в духе Ближнего Востока. И откровенный перебор с использованием принуждения против арабов Восточного Иерусалима, и использование ракет там, где они не смогут причинить существенного вреда и тем более решить первоначальную проблему. Просто в культурном коде этого региона принято сначала решать конфликт военным путем, ну и попутно обделывать кучу разных собственных делишек, а уж потом, когда создается фон крайне негативной ситуации уже решать что-то переговорами.
Вот и начинаются притворные «войны» с кровью и смертями, с разрушенными домами и искалеченными судьбами. «Войны» ради продления политического века немолодого израильского политика и прибавления арабских пожертвований в кошельке очередной палестинской организации. И пока, они вполне в духе традиции, даже слишком.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!