Севастополь – главная база русского Черноморского флота, до войны имел систему обороны, которая хорошо прикрывала его с моря и воздуха. В устье реки Бельбек и в районе мыса Херсонес располагались 2 береговые бронебашенные батареи (ББ) – № 30 и 35, имевшие по 4 орудия калибра 305-мм. Это были настоящие железобетонные гиганты, башни поворачивались на 360 градусов, ведя круговой обстрел, имели множество подземных помещений и ходов, запасные выходы к морю. Батареи строились для защиты Севастополя с моря, но в силу необходимости стали центрами обороны с суши. 35-я батарея стала символом героической обороны Севастополя. Также имелись береговые и подвижные батареи, вооруженные 102-, 120-, 152- и 203-мм орудиями. Всего береговая артиллерия насчитывала около 50 орудий. На основе секции недостроенного линкора в августе 1941 года ввели в строй плавучую зенитную батарею № 3 «Не тронь меня». Первоначально на батарее установили два 130-мм морских орудия, четыре 76-мм и три 37-мм зенитки, три 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК и два прожектора со средствами наблюдения и связи. Позже 130-мм пушки были сняты и перевезены на сушу, а зенитное вооружение усилено счетверённым 7,62-мм пулемётом. Команда батареи первоначально составлял 130 человек под началом старшего лейтенанта С. Я. Мошенского. Сначала плавбатарея прикрывала корабли, 11 ноября её отбуксировали в Казачью бухту. Она стала защищать с воздуха аэродром на мысе Херсонес. Немцы прозвали плавбатарею «Квадратом смерти».
Севастопольская крепость
С суши город был защищён слабо. То есть уроки Крымской войны были забыты. Ещё до начала войны планировали начать возведение сухопутных оборонительных позиций, но так и не стартовали. Их строительство начнется только в начале июля 1941 года, когда враг уже стремительно продвигался по нашей земле. К моменту прорыва противника в Крым (Битва за Крым
) шло сооружение трёх сухопутных оборонительных линий – передовой, главной и тыловой. Из-за неправильного планирования работ, лучше всех были готовы главный и тыловой рубежи, передовой – завершить не успели. Кроме того, передовой рубеж был удалён от города всего на 15–16 км и не занимал командные высоты, которые были перед ним. Захватив эти позиции, противник мог вести артиллерийский обстрел города, бухты и аэропортов. Передовой рубеж был длиной до 43 км, глубиной 1,5–2,5 км. Здесь имелось несколько долговременных оборонительных позиций, которые состояли из отдельных пулеметных и артиллерийских дотов и дзотов. Оборонительные сооружения составляли четыре опорных пункта: Чоргуньский, Черкез-Керменский, Дуванкойский и Аранчийский. На танкоопасных направлениях были поставлены 45-мм и 130-мм морские пушки. На отдельных участках имелись минные поля и надолбы. Главный рубеж располагался от города на расстоянии 9–12 км, глубина – 1,5–3 км. Наиболее сильная оборона, включавшая пулеметные и артиллерийские доты и дзоты, была на участке Инкерман – Любимовка. На вооружении дотов и дзотов было восемь 100-мм пушек, четырнадцать 76-мм пушек, пятнадцать 75-мм пушек, двадцать пять 45-мм пушек.
29 октября 1941 года в Севастополе было введено осадное положение. Гарнизон города до прибытия частей Приморской армии состоял из двух бригад (одна неполная), двух полков морской пехоты, нескольких отдельных стрелковых батальонов, запасного артиллерийского полка, нескольких батарей и частей ПВО. Всего около 21 тыс. человек (включая ВВС ЧФ – около 1 тыс. человек, более 100 самолетов и ПВО ЧФ – около 4 тыс. человек, более 70 орудий), около 150 орудий и 70 минометов и 5 бронепоездов.В городе наладили ремонт оружия, выпуск боеприпасов и производили 50- и 82-мм миномёты. Использовали буквально всё сырьё, которое имелось и могли найти. Благо железа в Севастополе хватало. На нужды обороны работали Севастопольский морской завод № 201, ремзавод, артель «Молот», железнодорожные мастерские и др. В инкерманских штольнях запустили спецкомбинат № 1. Не жалея сил и здоровья, рабочие, женщины, старики и дети собирали гранаты, мины и авиабомбы, изготавливали снаряды, ковали бронещиты, отливали печки для солдат и пр. Также шили бельё, обмундирование и обувь. Под землей работали госпитали, школы, детские ясли и сад, хлебозавод.
Силы гарнизона
В Севастополе находились главные силы флота – 1 линкор, 5 крейсеров, 11 эсминцев, 16 подлодок и т. д. Но корабли оказывались под ударами немецкой авиации и артиллерии, поэтому их 31 октября – 1 ноября перебазировали в порты Кавказа. В Севастополе для огневой поддержки гарнизона оставили только несколько старых кораблей, преимущественно сторожевые катера и тральщики. Теперь большие корабли сопровождали конвои, которые доставляли подкрепление, оружие, боеприпасы, снаряжение, провиант и эвакуировали раненых. Ставка дала приказ:
«Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».
Задачей гарнизона Севастополя было не дать врагу захватить город до подхода главных сил Приморской армии, которые отходили окружным путём через Алушту и Ялту, по Приморскому шоссе. 4 ноября 1941 года создан Севастопольский оборонительный район (СОР). В СОР вошли: войска Приморской армии, корабли и авиация ЧФ, Севастопольская военно-морская база. СОР возглавил генерал-майор Иван Петров, с 19 ноября – вице-адмирал Филипп Октябрьский.
Немецкая 11-я армия 28 октября 1941 года сломила сопротивление советских 51-й и Приморской армий и развила наступление в Крыму. 51-я армия отступила на Керченский полуостров, закрепиться не смогла и под давлением противника была эвакуирована на Тамань. Приморская армия отходила к Севастополю. Однако немцы оседлали степные дороги из Симферополя на Севастополь, и приморцам пришлось уходить через горы на Алушту и Ялту, а оттуда – по Приморскому шоссе на Севастополь. Поэтому немецкие войска вышли к базе ЧФ раньше частей Приморской армии. Командующий 11-й армией генерал Эрих фон Манштейн отдал приказ:
«Взять маршем»
«Севастополь – крепость слабая. Взять маршем, коротким ударом».
В целом он был прав, город с суши был защищён слабо. Строительство оборонительных линий не завершили. 20-тысячный гарнизон не мог долго сдерживать натиск целой немецкой армии. 11-я армия имела преимущество в живой силе, технике и авиации, также – в общей организации, связи и подготовке командного состава. В начале осады 11-я армия города насчитывала около 60 тыс. человек, почти 900 орудий и 150 единиц бронетехники. С воздуха армию поддерживал 4-й авиакорпус – свыше 200 машин.
Гитлеровцы стремились взять город с ходу, пока туда не подошла Приморская армия, которая могла значительно усилить боевой потенциал гарнизона Севастополя. 54-й армейский корпус 11-й армии наступал по кратчайшему пути, вдоль шоссе Симферополь – Севастополь. Началом Севастопольской обороны считается бой 30 октября – 2 ноября 1941 года батареи № 54 с передовыми отрядами противника у села Николаевка Симферопольского района. 5 ноября подошли основные силы 54-го корпуса, и сразу пошли в атаку. На центральном участке передовой оборонительной полосы разгорелись яростные бои (главным образом на Черкез-Керменском опорном пункте). Четыре дня советская морская пехота отражала непрерывные атаки неприятеля, которого поддерживали крупные силы люфтваффе. Гитлеровцы смогли прорвать передовой рубеж обороны в районах селений Гаджикой, Дуванкой, Черкез-Кермен и Мекензия. Однако, несмотря на четырехкратное превосходство в силах, гитлеровцам не удалось сломить оборону севастопольцев. 9 ноября немцы взяли паузу, чтобы подтянуть новые силы и перегруппировать войска. 9–10 ноября немцы полностью обложили город с суши. Таким образом, морпехи, береговые батареи и отдельные подразделения (учебные, артиллерийские и ПВО) отбили первую атаку, не дали врагу с ходу взять Севастополь.
Первый удар
Тем временем войска Приморской армии, ведя бои с противником, который пытался перерезать дорогу Ялта – Севастополь, 9 ноября основными силами (отдельные подразделения пробивались и позднее) вышли в район Севастополя и развернулись для обороны города. В состав армии входили 25-я, 95-я, 172-я и 421-я стрелковые, 2-я, 40-я и 42-я кавалерийские дивизии (40-я и 42-я кавдивизии ранее входили в состав 51-й армии), 81-й отдельный танковый батальон, 265-й корпусный артиллерийский полк и ряд других частей. Позднее в город пробились остатки 184-й стрелковой дивизии (пограничники). Всего в составе армии вместе с тылами было 31,5 тыс. человек, более 110 орудий, свыше 220 минометов и 10 лёгких танков Т-26. Дивизии Приморской армии, которые ранее вели тяжелые бои на севере полуострова и во время отступления, понесли большие потери в живой силе, вооружении и матчасти. Часть войск рассеялась по полуострову, стала партизанами, попала в плен. Так, во 2-й кавдивизии осталось 320 человек, и не сохранилось пушек. Остатки 40-й и 42-й кавдивизий оказались без лошадей. Части 421-й стрелковой дивизии, которые прикрывали отход армии от Симферополя на Алушту, а затем – вместе с 184-й стрелковой и 48-й кавалерийской дивизиями защищали перевалы и сражалась за Ялту и Алушту, понесли тяжелые потери. В дивизии осталось чуть больше 500 человек. Поэтому 421-ю дивизию расформировали, использовали для пополнения 7-й бригады морской пехоты и 172-й дивизии. 2-я кавдивизия, в связи с почти полной утерей конного состава, была переформирована во 2-ю стрелковую дивизию. 42-я кавдивизия была расформирована, её личным составом и вооружением была пополнена 40-я кавдивизия. 11 ноября СОР был разделён на четыре сектора, в каждом имелся свой резерв, также имелись общий и артиллерийский резервы. В среднем, считая орудия и минометы всех калибров, на 1 км фронта было 9 стволов. Управление артиллерией внутри секторов было централизовано. Береговая артиллерия через начальника артиллерии береговой обороны оперативно была подчинена начальнику артиллерии оборонительного района. Корабельная артиллерия подчинялась комфлотом, но выполняла огневые задачи в интересах сухопутных сил по указанию и заявкам начальника артиллерии оборонительного района. Это обеспечивало массирование артогня на основных направлениях.
Германское командование спешило взять город и освободить силы 11-й армии для действий на других направлениях. Немцы подтянули к Севастополю 30-й корпус, перегруппировали силы и 11 ноября начали решительный штурм. Немецкая 72-я пехотная дивизия, усиленная танками, наступала по шоссе Ялта – Севастополь. 50-я пехотная дивизия и моторизованный отряд атаковали участок в направлении Черкез-Кермен – долина Кара-Коба. Наступление активно поддерживалось немецкими ВВС, которые наносили удары по обороне наших войск и городу. Также немецкие самолеты действовали против ЧФ и его коммуникаций. На северном и северо-восточном участке было относительно спокойно. Немцы производили разведку боем, обстреливали наши позиции и производили инженерные работы. 72-я немецкая дивизия начала наступление на позиции нашей 40-й кавдивизии уже 9 ноября. 40-я дивизия находилась на передовой позиции в районе Варнутки. Под давлением превосходящих сил врага 40-я дивизия отошла на линию передового оборонительного рубежа. Противник взял сёла Варнутка и Кучук-Мускомья. 13-го немцы возобновили атаки и вклинились в оборону 1-го сектора. 14-го резервы 1-го и 2-го секторов контратаковали и ликвидировали небольшой успех противника. 15 ноября, введя в бой второй эшелон 72-й дивизии и группу танков, немцы снова потеснили наши войска и вышли к Балаклаве, в район высоты 386,6. Противник прорвал передовой и главный рубежи обороны. 16 ноября советское командование ввело в сражение стрелковый полк из общего резерва, дальнейшее продвижение противника было остановлено. С утра 18 ноября немцы атаковали Камары, к вечеру наши войска оставили населенный пункт. 21-го советские войска пошли в контратаку и отбили Камары. На этом боевые действия на правом фланге были завершены. Советские войска остановили врага на линии Балаклава – Камары.
Штурм
Войска 2-го и 3-го секторов 13–18 ноября отражали атаки 50-й пехотной дивизии противника, которая наступала из района Черкез-Кермен. За шесть дней упорных боев гитлеровцам удалось вклиниться на 1,5 км, захватить высоты 269 и 293,3, но дальше пройти они не смогли. Наши войска довольно успешно контратаковали. Враг вынужден был остановиться. В центре 2-го сектора немцам удалось захватить на самом наружном участке передового рубежа обороны высоту 287,4. На других участках фронта гитлеровцы также не добились успеха. Так, войска 4-го сектора отбили атаки 22-й пехотной дивизии в районе Эфендикой. Таким образом, первый штурм противника был отражён. «Марш» провалился. Севастополь устоял. Гитлеровцы смогли добиться лишь локальных успехов, наиболее значимые – на юго-востоке. За десять дней ожесточенных боев немецкие дивизии на отдельных участках вклинились в нашу оборону от 1 до 4 км. Понеся большие потери и встретив сильную оборону, немецкое командование 21 ноября остановило наступление на Севастополь до середины декабря. Войска 11-й армии были скованы осадой Севастополя и не смогли атаковать Кавказ через Керченский пролив или оказать помощь 1-й танковой армии на Ростовском направлении.