Очевидная провокация Запада имеет своей целью приведение нашей страны к окончательной покорности, к полному отказу от попыток влиять на судьбы даже самого ближнего зарубежья, именуемого постсоветским пространством. Ни малейших сомнений нет в том, что топорный фарс с «отравлением» Навального – месть за срыв попытки устроить «цветную революцию» в Минске. Основным предметом шантажа в данном случае выступают даже не очередные международные санкции, которых против нас и так уже введено великое множество, а вполне конкретный проект: газопровод «Северный поток-2».
Однако кто сказал, что крах этого воистину многотрудного и многострадального начинания больнее всего ударит именно по нашей стране? Почему бы Москве не перехватить инициативу и не попробовать наконец обратить против Запада его же собственное оружие? Считаете, что это невозможно? Зря. Уже сейчас немецкий политикум переживает раскол невиданной глубины, и именно из-за вопроса о Навальном и «Северном потоке-2».
Вполне ожидаемо на «горячей» теме вовсю пиарятся разного рода оппозиционеры. К примеру, Агнешка Бруггер, заместительница лидера «зеленых» в Бундестаге заявляет, что «конец проекта газопровода будет соразмерным ответом на отравление». Ее горячо поддерживает и официальный представитель парламентской фракции Свободной демократической партии по вопросам внешней политики Биджан Джир-Сарай, утверждающий, что строительство на Балтике «необходимо срочно остановить».
Нечто подобное говорят уже даже некоторые представители правящей коалиции. В частности, кандидат на пост главы Христианско-демократического союза и глава комитета по иностранным делам в Бундестаге Норберт Рёттген, а также глава группы Европейской народной партии в Европарламенте Манфред Вебер «допускают конец «Северного потока-2». Тем не менее, канцлер Германии Ангела Меркель пока продолжает придерживаться заявленной ранее позиции: «Навальный – отдельно, газопровод – отдельно». Увы, фрау канцлер все активнее подталкивают к изменению мнения. Ее представитель Штеффен Зайберт буквально вчера заявил о том, что глава правительства «склонна согласиться со словами главы МИД», который, напомним, в конце прошлой недели недвусмысленно дал понять: «Берлин может изменить позицию по трубопроводу, если действия Москвы заставят его это сделать».
Хайко Маасу легко говорить. Его дело – дипломатия. А вот Меркель в случае чего придется иметь дело как минимум с представителями тех немецких и европейских компаний, чьи многомиллионные вложения в строительство «Северного потока-2» вылетят в трубу вместе с надеждами на будущие прибыли. И это только половина проблемы. Не так давно главы правительств земель Северный Рейн — Вестфалия и Саксония Армин Лашет и Михаэль Кречмер открыто и весьма резко выступили даже против самой идеи о «заморозке» строительства газопровода и тем более полного отказа от него. Если фрау канцлер пойдет на поводу у жаждущих наказать Россию, «большое спасибо» ей скажут не россияне. А как раз немцы, которым это решение точно не понравится.
И вот тут Москве самое время показать характер! Вы возводите против нас абсолютно надуманные обвинения? Пытаетесь угрожать и выкручивать руки? Так не получите ни газопровода, ни газа! Примерно такой может и должна быть реакция Кремля на разворачивающуюся русофобскую вакханалию. Подрубим сук, на котором сами же и сидим? Сыграем на руку Соединенным Штатам и их планам по экспансии американских энергоносителей в Европу? Далеко не факт. Да, Дональд Трамп уже поспешил выразить самую горячую поддержку прекращению строительства газопровода. Но что он будет делать с российским СПГ?
Согласно заявлению, сделанному в начале нынешнего года главой отечественного Минэнерго Александром Новаком, к 2035 году Россия вполне могла бы нарастить производство сжиженного «голубого топлива» до 100, а то и до 120 миллионов тонн в год. Реальные предпосылки для претворения в жизнь таких грандиозных планов имеются. Это запуск новых линий на «Ямале СПГ», строительство новых колоссальных предприятий: «Балтийского СПГ», «Сахалина-2» и «Арктики СПГ». Последнее имеет особенно большое значение, поскольку именно сжижение в условиях Крайнего Севера газа вкупе с его транспортировкой по Северному морскому пути реально позволит осуществить поставки нашего топлива на европейские рынки вне конкуренции.
Трамп (или кто там будет сидеть в Белом доме в следующем году) может сколько угодно злорадствовать по поводу «Северного потока-2», однако в 2019 году США еле-еле удалось занять третье место по поставкам СПГ в Европу, в последнем квартале потеснив опережавших их весь год Нигерию и Алжир. Россия же уверенно и с большим отрывом заняла второе место, уступив лишь Катару. И все это без тех проектов, о которых сказано выше. Да еще и с учетом того, что еще несколько лет назад российского СПГ на европейских рынках не было как такового.
Да, придется сделать очень много: развивать производство, улучшать инфраструктуру, строить собственный танкерный флот. Однако все это наша страна может сделать сама, не попадая в зависимость от крайне ненадежных «партнеров», которые впоследствии пытаются брать за горло, используя совместные проекты в качестве рычага воздействия.
Возможно, трубопроводы и вправду – прошлый век. Опыт последних двух «великих строек», «Турецкого потока» и «Северного потока-2», показывает, что подобные дорогостоящие международные проекты слишком легко превращаются из источника потенциальной прибыли в источники вполне реальной головной боли.
Возможно, Москве и вправду стоит, воспользовавшись моментом, проявить твердость и даже жесткость, тем более что нынешняя конъюнктура цен на энергоносители в Европе не очень-то стимулирует форсированный запуск «Северного потока-2». Интересно, как Берлину понравится перспектива остаться без газа? С одним Навальным и собственными амбициями?