Главным событием для многих украинцев стала прошедшая в понедельник, такая долгожданная, инаугурация нового, шестого по счету, Президента Украины Владимира Зеленского. Ни один из предыдущих глав государства не был вынужден ожидать почти целый месяц, пока депутаты соизволят назначить дату.
Тем временем, «хромая утка» Порошенко раздавал должности, медали, подписывал законы, даже ездил на какие-то международные встречи, всем своим видом показывая, что, несмотря на разгромный проигрыш, вовсе не считает себя «бывшим». Как брошенная жена, не уходящая из квартиры мужа после развода, все еще надеющаяся на то, что с новой у него ничего не выйдет, и «он все равно к ней вернется». По этой логике, к слову, следует ожидать от «бывшей» пьяных дебошей и битья окон.
«Брошенка» Петр Алексеевич подгадил новоизбранному практически по всем фронтам. Один только «мовный закон» о принудительной украинизации чего стоит. А есть еще просто феерический скандальный разлад у раскольников между впавшим в полную деменцию Филаретом и ряженым Епифанием вокруг наскоро слепленной «из фекалий и палок» ПЦУ. Плюс истерика Климкина, в народе именуемого Чугункиным, который натурально нахамил в ультимативной форме «вельможным европейским панам», пригрозив выйти из Минских соглашений, если те посмеют вернуть Россию в ПАСЕ. Со всем этим придется разбираться Зеленскому, причем в срочном порядке.
Впрочем, вернемся к «свадьбе». То есть, к инаугурации.
«Комические куплеты»
Владимир Александрович старался. Очень. Лицо сделал серьезное, текст прочитал профессионально, репликами парировал, как на КВН-овской разминке, на твердую «пятерку» - хорошо, но не высший балл, уточняю для не-фанатов игры. Текст, конечно, тоже писали с прилежанием, для неискушенного зрителя вполне сойдет. Однако, есть и вопросы, без ответов на которые все это «бла-бла-бла» останется всего лишь сценическим номером, комическими, учитывая сложившееся амплуа актера, куплетами.
В первой части чтец утверждает посыл: «все мы теперь Президенты», в смысле все, как один, должны нести ответственность за свои поступки и спрашивать с самого себя в первую очередь. В сериале «Слуга народа» у Голобородько эта часть речи получилась гораздо эмоциональнее, мысль была обыграна. Для тех, кто смотрел серию, слова Зеленского были гораздо понятнее, чем для остальных. Строго говоря, брать пример с нового президента пока не представляется возможным, он его еще не подал, никакого. А с бывшего, пожалуй, точно не стоит.
Далее лучше цитатой, дабы чего не упустить:
«Мы выбрали путь в Европу, но Европа - не где-нибудь. Европа вот здесь (в голове). И когда она будет вот здесь - тогда она появится и вот здесь - по всей Украине. И это - наша общая мечта.
Но у нас есть и общая боль. Каждый из нас погиб на Донбассе. Каждый день мы теряем каждого из нас. И каждый из нас - переселенец. Те, кто потерял свой дом ... И те, кто открыл двери своего дома, разделив боль. И каждый из нас - работник. Те, кто не нашел себя дома, а нашел заработок на чужбине ... Те, кто в борьбе с бедностью вынужден терять собственное достоинство.
Но мы все это преодолеем! Потому что каждый из нас - украинец. Мы все украинцы: не существует больших или меньших, правильных или неправильных. От Ужгорода до Луганска. От Чернигова до Симферополя. Во Львове, Харькове, Донецке, в Днепре и в Одессе - мы украинцы. И мы должны быть едины. Ведь только тогда - мы сильны».
Каждого пожалел. И карателя, и заробитчанина, и переселенца. Крымчан и дончан записал в правильные украинцы, в единые. Молодец. Запамятовал немного о незначительной проблемке в единстве – когда одни единые других кроют артой, а 5 лет назад и авианалетами, целясь в дома, школы, детские сады, больницы. Не жалко только убитых детей и мирных жителей Донбасса. «Не мы эту войну начинали», - далее будет в речи. «Вы» - это кто? Не Турчинов, отправивший армию против собственных граждан? Или виноваты те, кто не лег под майдановские «идеалы», ввиду их полного идиотизма? Кто восстал против несправедливости и многолетнего унижения на собственной земле? Только государственный переворот, курируемый европейскими подстрекателями – это «революция гидности», а справедливое требование юго-востоком референдума по определению внешнего вектора государства – это «сепаратизм и терроризм»?
Вове было некогда разбираться все эти пять лет, он смешил народ. Расово правильный народ, не «мразей» каких-нибудь из Донецка и Луганска. И ни слова ведь об этом, только о «единстве», от которого одни гибнут и остаются калеками, а других тошнит просто. «Схидняков» от «западенцев», «совков» от «бандеровцев» и наоборот. Если есть что-то единое, одно на всех, то это ненависть. И то, это касается только небольшой части населения, лично столкнувшейся с бедой и войной. Остальным «по барабану».
Ни слова о дискриминации православных верующих, хотя об этом уже во весь голос говорят в Европе и во всем мире. Будет продолжаться политика принудительного «оПЦУшивания» или новоизбранный пресечет эту преступную практику? Тишина.
Мечты об «украинском чуде»
Зато Зеленский «украл шутку» у другого, более серьезного президента соседней страны, имя которого в незалежной превратилось в синоним божества, для одних доброго, для других злого. Собственно, украл он идею, но вот ей-богу, комично вышло. Владимир-маленький тоже решил «собирать соотечественников». Как большой.
«Нас 65 миллионов. Да, не удивляйтесь - нас 65 миллионов. Тех, кого родила украинская земля. Украинцы в Европе и Азии, в Северной и Южной Америке, в Австралии и в Африке. Я обращаюсь ко всем украинцам на планете! Вы нам очень нужны. Всем, кто готов строить новую, сильную и успешную Украину, я с радостью предоставлю украинское гражданство. Вы должны ехать в Украину не в гости, а домой», - дословно сказал он.
И ломанулись граждане вышеперечисленных стран вставать в очередь на паспортизацию. Еще бы, кто не хочет гражданство страны, у которой долгов на три годовых ВВП, а экономика в крутом вираже? В которой минимальной зарплаты едва хватит на оплату коммунальных платежей, и ее могут себе обеспечить далеко не все счастливчики. «Ну, зашибись!», - подумали миллионы гастарбайтеров «поневоле», покинувших родину и семьи не в погоне за «длинным рублем», а в попытках хоть как-то прокормить детей.
«Не верю!», - говорил плохим актерам великий Станиславский. Поверить актеру, сыгравшему роль президента, можно будет, только проанализировав конкретные предложения по стремительному увеличению количества рабочих мест. Конечно, каждый может поспорить, что предполагаемые «этнические украинцы» приедут не работать, а как раз инвестировать в создание рабочих мест. Да, но каких именно?
Для роста экономики необходимо, в первую очередь, наличие рынков сбыта. В крупной промышленности, в первую очередь, имеет значение цена на газ и электричество – основные энергетические затраты при производстве, формирующие конкурентную цену на мировом рынке. Также имеет значение то, что основные роли поставщиков и покупателей уже распределены. Если вдруг Украина смогла бы поставлять на рынок продукцию по более низким ценам, это больно ударило бы по другим продавцам, а значит, фактические хозяева страны тут же натянули бы поводок, предупреждая удар по собственным финансовым интересам.
Можно, конечно, производить ширпотреб, пытаясь конкурировать с Китаем. Или, учитывая плодородность украинских земель, производить и продавать продукты питания и сельского хозяйства. Однако, вероятность такого «экономического рывка» существенно снижается ввиду крайнего многолетнего непрофессионализма украинских правительств.
Для этого необходимо создать такую модель экономики, для которой предприниматель, производящий продукцию, будет в полном приоритете – по налогам, кредитованию, реальной защите его прав перед государственными органами и на международных рынках. Прежде всего, снова упираемся в нереально высокую цену энергоресурсов, влияющих на конкурентность цены товара. И главная проблема – покупатели.
Самого значительного торгового партнера, Российскую Федерацию, долгими и упорными усилиями «укрсучвлады» удалось потерять. Честно говоря, Россия была самым крупным и благодарным покупателем украинских продуктов питания. Огромный 140-миллионный потребительский рынок, схожесть гастрономических вкусов, отсутствие жестких норм, в отличие от закрывающего свои рынки ЕС.
Можно ли восстановить объемы торговли хотя бы частично, трудно сказать. В России научились импортозамещению и особой нужды в украинской продукции больше не испытывают. Как и в сотрудничестве в военно-промышленном комплексе.
Но самой глобальной на сегодняшний день проблемой остается наличие и полная «неподсудность» эдаких «патриотических банд», за небольшие деньги устраивающих травлю неугодных конкурентов по всей стране, рейдерствующих, прикрываясь «свидомыми лозунгами». Бандформирования из бывших атошников и просто преступных элементов вовсю кошмарят фермеров, предпринимателей, банки, организации, суды, государственные органы.
И делать с этим ничего нельзя, полиция не вмешивается, это же неприкасаемые «патриоты» и сплошь «херои». В таких условиях вряд ли можно надеяться на глобальный приток инвесторов с капиталами. Деньги любят тишину. А не войну и вот это все.
Что касается войны, которую крупный бизнес-партнер, и вполне вероятно, спонсор президентской кампании, олигарх Коломойский прямо назвал в недавнем интервью гражданской, то военные действия президент Зеленский заканчивать, вроде бы, собирается.
«И наша первейшая задача - прекращение огня на Донбассе. Меня часто спрашивали: а на что вы готовы ради прекращения огня?
Странный вопрос. А на что готовы вы ради жизни близких вам людей? Могу заверить - для того, чтобы наши герои больше не погибали, я готов на все. И я точно не боюсь принимать сложные решения, я готов терять свою популярность, свои рейтинги, и если будет нужно - я без колебаний готов потерять свою должность, чтобы только наступил мир. Не теряя наших территорий.
История - несправедливая вещь. Не мы начали эту войну. Но нам эту войну заканчивать. И мы готовы к диалогу. И я уверен, что прекрасным первым шагом для начала этого диалога, станет возвращение всех украинских пленных», - сказал Владимир Александрович в президентской речи.
То есть, как бы декларация о намерениях к миру. Но, при этом, снова беспокойство о «хероях» и никакого намека на дальнейшую участь тех, кого он называл «мразями», тех, кого украинские каратели убивают каждый день. Зато сразу же ультиматум – для того, чтобы он начал какие-либо действия, другая сторона авансом обязана выдать украинских пленных. А потом так же безропотно отдать «украинские территории».
С новоизбранного взятки гладки – я вот хочу, а они нет. Настоящим шагом к возвращению «украинских пленных» могло бы стать обещание выдать России для начала российских граждан, несправедливо удерживаемых в украинских тюрьмах. Политических узников, заложников ситуации. Думаю, в таком случае российская сторона ответила бы адекватными шагами, по крайней мере, украинских моряков, нарушивших границу и попавших в плен не по своей воле, а по приказу, легко могли бы передать Украине.
Это была бы первая безусловная победа Зеленского на политическом поприще. Но нет. Гораздо увлекательнее, продолжая традиции предыдущих пяти президентов, морочить электорату головы, обещать заведомо не зависящее от оратора, а потом сказать: «Ну, не я же виноват, это они плохие».
Кредит недоверия
Говорят, у новоизбранного президента «огромный кредит доверия». Ведь ни один украинский президент не одерживал такой ошеломительной по процентам поддержки на выборах. Почти три четверти проголосовавших «против Порошенко», таким образом, поддержали молодого комика.
Однако, мотивация «лишь бы кто-то новый, из старых выбирать некого» - это еще не доверие. Действительно, большинство голосовали не «за», а «против». Если бы политтехнологи Порошенко не зря хлеб ели, то вернули бы в бюллетень строку «против всех». Процент действующего на тот момент президента остался бы тем же, а вот у Зеленского не было бы столь ошеломительного успеха. Кроме того, ни до, ни после выборов, от команды Владимира Александровича не поступало никаких внятных пояснений, как именно они собираются менять страну к лучшему. Экономической стратегии нет, а политическая, против которой и голосовали «за Зе», остается как раз порошенковской.
Надо признать, некоторые мои знакомые с Украины, а также комментаторы в социальных сетях просто светятся надеждой, и очень не хотят слышать здравые сомнения. Ввиду того, что Зеленский еще в новогоднюю ночь сказал, что не будет ничего обещать, поэтому и не наврет, и твердо держится на том до сих пор, каждый из тех, кто устал терпеть постмайданный произвол, наделяет нового президента ореолом собственных иллюзий. И войну прекратит, и языковой закон отменит, и с Россией связи восстановит. Кому что нужно, тот о том и мечтает, причем яростно, не терпя ни нотки возражений. Некоторые из сторонников мне дороги, есть и такие, кто имеет основания считать Владимира Зеленского порядочным человеком, будучи знаком с ним лично.
Если бы президент Украины был вполне свободным в своих решениях. Если бы у страны был реальный суверенитет. Возможно, и мне бы верилось в лучшее. Но нет. Готова принести свои публичные извинения, если ошибусь.
Но пока отчетливо наблюдается только кредит недоверия. «Попередники» шестого легитимного очень сильно постарались. По всей видимости, он продолжит установленную ими традицию обещать невыполнимое и игнорировать интересы русскоязычного юго-востока, принося их в жертву «западенскому» электорату. В «день вышиванки» и он нарядился свинопасом. В риторике есть замечательные слова о том, что нельзя делить украинцев на правильных и неправильных, однако: «Мы выбрали путь в Европу». Как будто не было сотен тысяч митингующих против этого «выбора». Как будто не из-за принуждения к этому выбору началась гражданская война.
Несомненно, большой театральный эффект возымело появление Зеленского на инаугурации без пафоса, по-народному, пешком. Еще большее воодушевление вызвали слова в конце речи о роспуске парламента и критика правительства с рекомендацией уйти в отставку. Не менее красиво прозвучало требование к парламенту принять законы, будоражащие эмоции электората уже много лет: об отмене депутатской неприкосновенности и об уголовной ответственности за незаконное обогащение.
Второе требуют международные партнеры, контролирующие финансы страны, по сути, банкрота. А первое, ну право, популистский шаг, однако видно, что учиться юному юристу за КВНами было решительно некогда. С отменой депутатской неприкосновенности эти самые депутаты станут подконтрольны любому стажеру районной прокуратуры. Уж тем более, заинтересованным лицам в самой Раде.
Если сейчас за обеспечение большинства голосов по законопроекту платят огромные деньги, то после отмены неприкосновенности самым строптивым, из оппозиционных партий или мажоритарщикам станут элементарно угрожать – подлоги, компроматы, оговоры и прочее. Любого депутата, который идет против договорняка, уберут в два счета не только из Рады, но и лишат свободы по ложному обвинению. Это ничем не поможет избирателям. Просто сделает парламентариев подконтрольными силовикам любого уровня. Зато звучит красиво. «Не верю!»
Также Зеленский дал поручение освободить от занимаемых должностей Председателя Службы безопасности, Генерального Прокурора и Министра обороны Украины.
Крысы бегут с корабля
Уже к вечеру понедельника СМИ разразились новостью: Гройсман заявил о том, что покидает пост премьер-министра. Под предлогом эмоционального ответа на критику и последовавшего предложения написать заявление «по собственному», Гройсман сделал вид, что обиделся и хлопнул дверью. Решение это было озвучено после совещания с Порошенко, Яценюком и Парубием за очень закрытыми дверями. Позже появились публикации, якобы инсайд из-за этих закрытых дверей, что предметом обсуждения было «как спихнуть страну на Зеленского». Перед парламентскими выборами никто из подельников не хочет принимать удар на себя. Пусть плоды их «трудов» рухнут на голову новому президенту.
Ульяну Супрун, днем 20 мая заявившую, что не собирается освобождать министерское кресло, так как реформы еще не окончены, уже вечером видели в международном аэропорту, снимки опубликованы в СМИ. Огорчает только наличие всего одного чемодана. Значит, не сбежала, а уехала на доклад. Действительно, из всего Кабмина Супрун оказалась в наиболее выигрышном положении. После отставки премьера, все министры также должны уйти, и весь кабмин будет «исполняющими обязанности» до назначения нового. И тут Ульяне-Смерть пригодилось то, что она уже который год и так и.о. министра. У нового президента заявили, что не желают видеть ее в министерском кресле. Вот и поехала договариваться на пославшую ее министром для туземцев, родину.
Немного ранее, за три дня до инаугурации, в отставку подали глава Администрации Президента Игорь Райнин, глава МИД Павел Климкин и секретарь СНБО Александр Турчинов. Также, как стало известно, уволились по собственному желанию первый заместитель главы АП Виталий Ковальчук, заместитель главы Администрации президента Украины Константин Елисеев, занимавшийся внешней политикой. Порошенко уволил в конце прошлой недели десятерых советников, сначала наградил Орденом "За заслуги" ІІІ степени и потом уволил своего спичрайтера и политтехнолога Олега Медведева. Массовый исход чиновников и политиков «эпохи Порошенко».
Ближайшие недели будут информационно интересными и показательными. «Люди Порошенко» уходят, с большинством из них новая команда работать не станет, чтобы себя не дискредитировать. «Попередники» времен Януковича также нежелательны, ибо «люстрированы майданом». Никаких «реваншей», чтобы не обидеть западенцев. Найдется ли у нового президента достаточно качественный чиновничий ресурс в полном объеме?
На первые сто дней «молодая команда» особых целей не огласила, кроме как «провести аудит страны и населения». А там выборы в парламент, которые решат гораздо более важный вопрос дальнейшего будущего страны.
Шестой легитимный президент Украины Владимир Зеленский вступил в должность. Оправдает ли он надежды, и чьи именно, скоро увидим.