Канцлер Германии Олаф Шольц назвал условие, при котором могут ослабнуть антироссийские санкции. Это произойдёт только в том случае, если Киев одолеет Москву на поле боя. Немецкий политик отверг другие варианты снятия ограничений с нашей страны. Означает ли это, что Россию ждёт будущее Ирана, Северной Кореи, которые десятилетиями находятся под санкциями?
Немецкий прогноз
Заявление Шольца об антироссийских санкциях ни для кого не стало сюрпризом. В интервью изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung он сказал, что ограничения не будут сняты, если Киев и Москва заключат мирное соглашение на условиях РФ.
Российские власти должны принять мирный договор Киева. Только после этого россияне снова будут обедать в McDonald's и покупать кофе в Starbucks.
Условий у Киева не так много. Наша страна должна освободить занятые в ходе спецоперации территории и выплатить репарации. Президент Украины Владимир Зеленский оценил ущерб в 600 млрд долларов.
Шольц понимает: Москва никогда не согласится на такие условия, а следовательно, немцам нужно готовиться к издержкам. По его данным, многие жители Германии уже страдают от высоких цен на бензин и продукты питания. Инфляция — побочный эффект от антироссийских санкций.
Однако плохой мир требует жертв. Поэтому Германия не планирует отступать.
«Нам понадобится выносливость. Необходимо держаться вместе (работодателям, профсоюзам, учёным и должностным лицам) для того, чтобы выйти из кризиса более сильными и независимыми <...>», — сказал канцлер ФРГ.
Завкафедрой международного права РУДН Аслан Абашидзе советует не воспринимать слова Шольца всерьёз. По словам Абашидзе, на Россию наложены не санкции, а враждебные односторонние ограничения, а Евросоюз давно утратил самостоятельность при принятии решений, и поэтому слова канцлера ФРГ могут ничего не значить.
«Коллективный Запад думал, что поставил Россию на колени, но просчитался. Поэтому от санкций пока страдают больше они, чем мы», — сказал Абашидзе.
Грядут санкционные десятилетия?
При этом не стоит быть оптимистами, считает кандидат экономических наук Константин Селянин. В качестве наглядного примера он привёл поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле США от 1974 года.
Они ограничивали торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. СССР оказался в числе стран, попавших под ограничения.
Только в 2006 году эта поправка была отменена в отношении Украины, а в 2012 году — в отношении России.
«СССР не существовал четверть века, граждане бывшего Советского Союза уже без ограничений выезжали за границу, а поправки в отношении России и Украины действовали. Следовательно, введённые санкции, скорее всего, с нами останутся на десятилетия. К этому нужно быть готовыми», — сказал Селянин.
Слова канцлера ФРГ Олафа Шольца — не просто угрозы, уверен он. Введение санкций подтверждается конкретными действиями: западные компании массово покидают российский рынок. Если бы ситуация разрешилась быстро и была не столь удручающей, то они бы не покидали в спешке Россию, куда инвестировали миллиарды долларов.
В качестве наглядного примера Селянин привёл американскую компанию Starbucks, которая продала в России 150 кофеен за 700 млн рублей. Чистая прибыль Starbucks была порядка 200 млн рублей в год.
«Компания продала свой бизнес за 3,5 прибыли в год. Это в десятки раз меньше, если бы сделка заключалась при нормальных экономических условиях», — пояснил кандидат экономических наук.
Starbucks — далеко не единственная компания, которая вырвала свой бизнес с корнем. В числе таковых оказалась IKEA, 7% мировой выручки которой приходится на Россию: 15 июня компания объявила о намерении продать все четыре фабрики в России.
«Если бы была надежда на быстрое снятие санкций, таких бы историй не было. Компании могли бы потерпеть год, два, три. Однако бизнесмены понимают: санкции быстро снять не получится. Поэтому они принимают решение уйти из России», — сказал Селянин.
Без паники
Кандидат экономических наук уверен: санкции уже больно ударили по экономике страны. Москва попрощалась с арестованными золотовалютными резервами. Речь идёт о сумме в 315 млрд долларов, которую, по прогнозу Константина Селянина, не вернут, как бы ни разворачивались события на Украине.
Арестованная сумма равна двум Фондам национального благосостояния. И власти ничего не могут сделать, чтобы разморозить эти активы.
«Повторюсь: санкции с нами надолго. Зарубежные компании своими действиями подтверждают это», — сказал Константин Селянин.
Завкафедрой международного права РУДН Аслан Абашидзе не отрицает, что ситуация непростая. Но в ней нет места для паники. Российский рынок уже стал перестраиваться. Вопрос снятия санкций постепенно отпадёт сам собой, уверен эксперт.
«Кардинально меняется экономическая система, система торговли. Мы не собираемся строить Китайскую стену, но при этом должны очень серьёзно подумать над тем, как сделать так, чтобы не стать уязвимыми. Поэтому нам нужно забыть о том, что говорят на Западе, и заняться насущными делами», — резюмировал Абашидзе.
Роберт Вочовский