За нервными событиями Европы, как-то тихо и мирно проходит ташкентский саммит ШОС, а у него есть все основания стать историческим явлением в истории мира.
По законам геополитики британского географа и профессора Оксфордского университета Хэлфорда Дж. Маккиндера «кто контролирует хартленд – тот контролирует Евразию, кто контролирует Евразию, тот контролирует весь мир».
К Хартленду (англ. Heartland – «сердцевина», срединная земля; от heart – сердце + land– земля) географы относят в первую очередь Россию, Центральную Азию с Синьцзяном, Иран и Афганистан.
На последнем саммите в состав ШОС влились Пакистан и Индия. Процесс их приема в полноценные члены будет завершен. Иран встал на путь вступления в эту евразийскую организацию.
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев прокомментировал: «выполнение иранской стороной обязательств по ограничению своей ядерной программы и начало имплементации так называемого Плана действий создает благоприятные возможности для Ирана для вступления в ШОС в ближайшей перспективе».
С такими союзниками Иран не слишком нуждается в собственном ядерном оружии. Более того, для него это шанс, стать неуязвимым перед военными противниками, сохранив такой важный для экономики статус неядерной державы.
Что же стоит за такими событиями?
Союз этих стран автоматически объединяет в себе 2/3 населения Азии и 1/3 населения земли в одну политическую организацию, которая имеет обязательства по военному и торгово-экономическому сотрудничеству.
Такое партнерство может (при полной ассоциации Ирана) контролировать 70% азиатской территории и 40% европейской и монополизировать все транзитные евроазиатские пути, кроме морской дороги через Суэцкий канал.
Экономическая мощь организации тоже заслуживает внимания: половина мировых золотовалютных резервов и три крупных экономики мира находится в рамках ШОС. Речь идет о Китае - первая экономика мира, об Индии – четвертая и России – шестая.
В Ташкенте сегодня реализуется мечта евразийцев. Путь предстоит еще не малый, это понимают все, но объединение строится на века. Поэтому не торопятся его отцы-основатели.
Опыт СССР, а теперь и ЕС показал, что бюрократизация не цементирует внутренние отношения, а единый центр управления - не всегда благо. В то же время излишняя «демократия» может превратить союз в дискуссионные площадки по типу СНГ или АСЕАН. Поэтому за образец была взята маленькая, но успешная Швейцария, которая прочно держит свои кантоны, давая им почти полную независимость решений и мнений.
Цель ШОС: создание прочных двухсторонних взаимодействий с регулировкой многосторонних механизмов. Поэтому сразу после саммита запланированы визиты президента РФ в Китай, а президента Таджикистана в Узбекистан.
ШОС делает попытку создать одну гибкую, прочную политическую и экономическую структуру, которая будет контролировать перспективные рынки и транзитные пути. Она обладает достаточной военной мощью для защиты своих интересов, а перекрёстная система двусторонних и многосторонних военных союзов, которая может быть дополнена новыми соглашениями, гарантирует ее безопасность.
Как сложится судьба объединения еще неизвестно, шанхайский союз только в начале пути. Все заявки придется реализовывать и подтверждать в условиях жесточайшего противодействия «друзей и партнёров» из западного сообщества, которые будут бороться за свое доминирование до последнего.
Евгений Радугин, рolitikus.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас