Силы ЛНА выдвигаются к Триполи
4 апреля 2019 года командующий Ливийской Национальной Армии (ЛНА) Халифа Хафтар заявил о начале операции по очистке столицы Ливии Триполи от удерживающих ее сил Правительства Национального Согласия (ПНС) лояльных действующему признанному в ООН премьер-министру Фаизу Саранджу. Едва ли фельдмаршал предполагал тогда, что анонсированная им операция будет развиваться не так гладко, как ему бы хотелось.
Так называемую ЛНА трудно назвать полноценной армией. По сути дела это разные объединенные силы ополченцев, бывших армейцев, различных «революционных» объединений и прочих сил полыхающего в Ливии еще с 2011 года конфликта, которые перешли под знамена Хафтара. Многие эксперты сводились к мнению, что под руководством высокопоставленного военного офицера подобные формирования быстро перерастут в полноценную армию с должным уровнем боевой подготовки, морально волевых качеств и воинской дисциплиной. Однако реальность как всегда оказалась более прозаичной и это еще сыграет злую шутку с наступлением на Триполи.
Однако у оппонентов ЛНА, сил ПНС, дела с вооруженными силами обстояли намного хуже. Их отряды были расколоты между собой, раздираемые различные противоречиями. Не раз вооруженные боевики всяческих формирований ПНС сходились в ожесточенных схватках между собой на улицах Триполи, причем часто использовалось тяжелое вооружение. О какой-либо слаженности и дисциплине подобных формирований говорить не приходилось. На этом хотел сыграть Хафтар, рассчитывая, что перед объединенными силами ЛНА, рыхлые, озлобленные друг на друга отряды ПНС просто рассыплются.
Боевая техника обеих сторон состояла в основном из того, что им досталось от руин армии Каддафи. Однако у Хафтара было преимущество в том, что ему приходила помощь от ОЭА в виде поставок вооружения, в том числе и военной техники. Так из новинок ливийского ТВД, у фельдмаршала появились различные МРАПы. Огромную роль играла возможность поддерживать имеющуюся технику в исправном состоянии. Однако какие-либо серьезные бронетанковые или артиллерийские соединения сторонам конфликта создать не удалось. Отсутствие хороших специалистов для обслуживания тяжелой военной техники так же является слабой стороной как сил ПНС, так и формирований ЛНА.
ВВС противоборствующих сторон так же находятся в весьма плачевном состоянии. Старые самолеты, доставшиеся от войск Каддафи, не раз отремонтированные и морально устаревшие, ставили стороны в практически равное положение по данному виду войск. Однако ЛНА могло похвастаться большим количеством боеготовых самолетов, нежели ПНС и наличием вертолетов, которые были переданы Хафтару ОАЭ. Обе стороны испытывали дефицит хорошо подготовленных специалистов для столь серьезного вида войск. Это привело к тому, что за штурвалы самолетов садились наемники различных стран, и уже пожилые летчики.
В итоге перед штурмом Триполи вооруженные формирования обеих сторон находились по сути дела в довольно плачевном состоянии, какого-либо существенного преимущества в военно-технической области не было ни у ЛНА, ни у ПНС, и очень скоро все это скажется на наступлении Хафтара на Триполи.
Пленные бойцы ЛНА в Триполи
4 апреля 2019 года фельдмаршал Хафтар, сделав заявление о начале штурма Триполи, скорее всего, хотел достичь психологического слома противника, паники и еще большего раскола в его рядах. Помимо решительных слов Халифа Хафтара к Триполи потянулись многочисленные и весьма крупные военные колонны ЛНА. Бойцам ПНС добровольно сложившим оружие обещалась амнистия, предлагалось и вливание сил Саранджа в армию Хафтара. Первоначально операции ЛНА сопутствовал успех, войска Хафтара почти без сопротивления заняли обширную территорию перед Триполи, ряд населенных пунктов и разъездов. Однако первые тревожные звоночки начали звучать уже тогда. Группировки ПНС не стали сдаваться или разбегаться от военного катка ЛНА, напротив ряд вооруженных формирований еще совсем недавно ожесточенно воевавших между собой объединились под угрозой взятия Триполи формированиями Хафтара. Местные лидеры понимали, что между собой они разберутся и потом, а при удачном стечении обстоятельств бои с ЛНА ослабят другие группировки конкурентов по разделу Триполи, однако если город займет фельдмаршал Хафтар, то все вооруженные формирования останутся с носом. В лучшем случае их разоружат и разгонят, в худшем они сгниют в тюрьмах за совершенные преступления. Не произошло и масштабных переходов отрядов ПНС под командование Хафтара, вооруженные группировки, комфортно сидящие в Триполи, едва ли хотели проливать свою кровь в самых разных частях Ливии ради завоеваний фельдмаршала. В итоге морально-психологического слома противника не получилось, наоборот, под натиском ЛНА произошло объединение столь разношерстных масс вооруженных группировок.
Напротив, вырвавшиеся вперед мобильные группы ЛНА, а некоторые отряды отделяли от Триполи около 20 километров, оказались вскоре отсечены силами ПНС от основных сил. И тут сказался слабое моральное состояние войск Хафтара. Порой весьма многочисленные и неплохо вооруженные передовые отряды ЛНА вместо боя или прорыва из неплотного кольца предпочитали банально сдаваться в плен, силам ПНС, оставляя противнику, совершенно целую технику и вооружение. В итоге уже в первые дни наступления на Триполи количество пленных бойцов ЛНА составлял не один десяток человек, что явно ударило по военному престижу армии Хафтара и создало для фельдмаршала весьма неприглядную медийную картину. В лучшем случае вырвавшиеся вперед силы ЛНА возвращались снова к основным частям, даже не пытаясь закрепиться на занятых позициях. В итоге не способность развить успех передовых отрядов, их слабая боеспособность и медленное продвижение основных сил начали тормозить наступление.
Неприятным сюрпризом для Хафтара стало задействование силами ПНС своей авиации против двигающихся к Триполи колоннам ЛНА. Не сказать, что действия ВВС ПНС были достаточно чувствительными по отношению к наступающей группировке, но эти удары все же притормаживали наступление и сказывались на моральном духе войск Хафтара. ВВС Саранджа стали еще одной силой в этом конфликте, с которой необходимо было считаться. Поэтому ЛНА пришлось задействовать для сопровождения своих колонн, имеющиеся в распоряжении истребители МиГ и пытаться хоть как-то усилить ПВО наземной группировки, подтягивая бойцов с ПЗРК, броневики с ЗУ и даже самоходную установку разведки и наведения комплекса «Квадрат».
В первые дни наступления бойцам ЛНА удалось занять аэропорт возле Триполи, однако пока что все успехи сил Хафтара были связаны с продвижением там, где противника не было вообще, либо там где он оказывал самое минимальное сопротивление. Однако взятие аэропорта приближало бои к Триполи, что явно не радовало руководство ПНС, в итоге силы Саранджа анонсировали наступление на ЛНА с названием «Вулкан гнева» в котором должны были принять участие подошедшие из Мисураты хорошо вооруженные формирования «Щит Ливии». В данном моменте видится еще одна проблема армии Хафтара. Не способность перерезать ключевую дорогу, которая объединяет Триполи с остальной территорией контролируемой ПНС, в том числе крупными городами Мисуратой и Сиртом, с которых в Триполи стекалось подкрепление для обороны города приведет ЛНА к весьма печальным последствиям.
После анонсирования «Вулкана гнева» начались встречные бои ЛНА и ПНС, в которых силам Саранджа удалось даже отбить некоторые ранее потерянные территории, завязать бои за аэропорт и в целом приостановить наступление на Триполи. Силы ЛНА и в этом случае показали себя далеко не на высоте, отступая из ранее занятых районов, иной раз, бросая исправную военную технику или сдаваясь в плен. Для купирования проблемы с наступлением ПНС Хафтару потребовалось перебрасывать к Триполи бронетехнику, артиллерию и РСЗО. ВВС ЛНА так же начали наносить удары по силам Саранджа.
РСЗО ЛНА выдвигается к Триполи.
Подход подкреплений к ЛНА позволило остановить наступление ПНС и снова начать продвижение к Триполи. Силам Хафтара удалось занять военную базу у Триполи, захватив несколько единиц бронетехники ПНС и «гантраков». Однако дальше наступление снова застопорилось, за время потерянное при отражении «Вулкана гнева» войска Саранджа смогли укрепиться в Триполи подтянуть резервы и свою бронетехнику. Попытки прорвать оборону частями ЛНА не имели особого успеха. Уничтожались «гантраки», горели МРАПы, фото с которыми очень сильно стало напоминать Йемен. В воздухе так же шло активное противостояние. ВВС ЛНА начали воздушное наступление, попытавшись захватить господство в воздухе, нанося удары по силам ПНС и даже отбомбившись по аэродрому на котором размещались боевые самолеты Саранджа. В ударах по наземным войскам ПНС участвовали даже вертолеты. Однако поднятие максимума самолетов ЛНА в воздух не принесло желаемых результатов, атаки на аэродром ПНС не достигли особых целей, напротив ПВО войск Санарджа удалось сбить один самолет МиГ-21 ЛНА.
Обломки сбитого ПНС истребителя ЛНА
Воздушное наступление ЛНА после этого пришлось свернуть. ПНС же наоборот усилили охрану своего аэродрома комплексами ПВО «Квадрат», а ВВС снова начали наносить удары по войскам Хафтара. Не способность захватить господство в воздухе над Триполи стал еще одним фактом неудачи наступления на Триполи сил ЛНА.
Между тем войска Хафтара пытались прорвать оборону ПНС у Триполи, однако ЛНА столкнулась с тем, что еще было очевидно с самого начала наступления, ее силы едва ли качественно превосходили сил ПНС. У войск Хафтара не было ни мощных бронетанковых соединений способных могучим рывком прорваться к городу, ни могучих артиллерийских сил способных уничтожить или подавить оборону противника. В итоге применение танков свелось к локальному участию в боях, в лучшем случае нескольких единиц бронетехники, а удары артиллерии из-за слабой подготовки расчетов и вовсе привели к тому, что в ходе удара РСЗО по силам ПНС в районе Триполи часть ракет попала в жилые кварталы города. В этой ситуации стороны пришли к позиционному пату, который в целом был очевиден еще в самом начале. Силы ЛНА не могли пробить оборону оппонентов в виду слабой подготовки и, по сути, не имея над противником очевидного перевеса. Войска ПНС так же не могли выбить армию Хафтара с занятых позиций по тем же причинам.
Однако неприятности продолжали сыпаться на армию Хафтара с самых разных сторон. В тылу ЛНА под аккомпанемент сражения за Триполи активно начали вести себя не до конца зачищенные боевики ИГИЛ*. Террористы делали налеты на небольшие города с маленьким гарнизоном ополченцев и маленькие конвои. Помимо боевиков, атаки на растянутые коммуникации ЛНА начали наносить и силы ПНС, так в ходе одного из боев силами ПНС была захвачена РСЗО «Град» войск Хафтара. В подобных боях, были подбиты несколько танков, и уничтожена одна китайская РСЗО и РСЗО «Град».
Разбитая и брошенная техника ЛНА у Триполи
Все это подводит к еще одному выводу о причинах неудачного броска на Триполи — растянутости коммуникации войск Хафтара. В то время как все силы ПНС собраны у побережья что позволяет им получать оперативное управление и весьма быстро маневрировать, ЛНА растянуты дугой по всей Ливии, на коммуникациях от Бенгази до Триполи подразделениям ЛНА приходится делать огромный крюк по южной, пустынной части территории Ливии чтобы добраться до фронта к столице Ливии. Это приводило к тому, что резервы банально не успевали подходить в необходимое время к местам прорыва, а сама ударная группировка оказалась серьезно растянута и вводилась в бой по частям, что вылилось в потерю времени и темпа наступления.
Подбитый танк Т-62 ЛНА на одной из дорог к Триполи.
Что можно сказать по итогу битвы за Триполи на сегодняшний день? В целом наступление идет не так удачно как на то рассчитывало руководство ЛНА при его планировании. Причинам срыва темпов продвижения очевидны. Отсутствие хорошо мотивированной и подготовленной пехоты, недостаток вооружения и самое главное каких-то серьезных войсковых соединений, способных склонить чашу весов в пользу ЛНА, будь то бронетанковые или артиллерийские подразделения. Отсутствие полноценной ПВО, сделало возможным ВВС ПНС без особых проблем наносить удары по колоннам войск Хафтара. Не способность завоевать господство в воздухе собственной авиацией также осложнило наступление на Триполи. Проблемы создала растянутость тылов и коммуникаций и даже не до конца зачищенные формирования ИГИЛ* в тылу. Недооценка сил противника, его способность к быстрому объединению и обороне города так же внесли свою лепту в общие неудачи. Наступил стратегический тупик и для его преодоления нужны стратегические решения. Конечно, ЛНА вполне себе могут и дальше пытаться в лоб пробить оборону ПНС, надеясь на свое превосходство в количестве техники, приток вооружения из ОАЭ в надежде что рано или поздно оборона противника этого давления не выдержит. Однако если ЛНА так серьезно застряли в пригородах, еще не дойдя до Триполи то, что же будет их там ждать в условиях городского боя? Ведь в армии ЛНА очевидно нет тех хорошо подготовленных штурмовых подразделений, которые там будут столь необходимы.
Поэтому сейчас силам ЛНА явно необходимо перерезать трассу, которая соединяет Мисурату и Триполи, дабы отрезать силы ПНС от подхода подкрепления и снабжения через эту коммуникацию.
Возможно, необходимо будет организовать временное перемирие или приостановку боевых действий для перегруппировки войск, подтягивания подкреплений и резервов для создания более мощного ударного кулака, и проведения контрпартизанских действий у себя в тылу против распоясавшихся боевиков ИГИЛ*.
Так же одним из заманчивых вариантов выглядит внезапный удар ЛНА по Сирту, дабы заставить ПНС перебрасывать часть своих сил для удержания этого города.
Стоит отметить, что ЛНА сейчас занимается экстренным ремонтом имеющихся самолетов, дабы видимо еще раз попробовать провести воздушное наступление и выбить ВВС ПНС из сражения. Однако не все так гладко и с восстановлением авиации для новых воздушных акций. Так уже не от огня противника, а по техническим причинам ЛНА потеряли истребитель Мираж F-1.
Обломки упавшего самолета ЛНА Мираж F-1 .
Подбитый МРАП ЛНА в районе Триполи.
Так или иначе, а битва за Триполи продолжается и ни одна из сторон еще не чувствует себя проигравшей.
* Террористическая организация, запрещена в РФ
Александр Долбыш для Anna News