Секретный потенциал Швеции
Ну и командующие тоже, в общем, русских не забыли, и на радостях их, как Остапа в «12 стульях», понесло. Так, командующий ВВС генерал-майор Карл-Юхан Эдстрём весьма хвастливо заявил:
Он это заявил после семинара, организованного фирмой SAAB, на тему «Кто контролирует Балтийское море», где военные руководители Швеции участвовали. Он, правда, не пояснил, что это такой за мощный потенциал у Швеции, чтобы действительно «создать проблемы» ВС РФ. При этом он отметил, что ВС РФ проводят в прилегающих регионах всё больше учений, их масштаб постоянно расширяется, и они серьёзно усложняются с точки зрения отрабатываемых решений. Он отметил, что
И именно для этого им нужно «наращивать силы».
Остальные командующие также не внесли ясность, что это такой за потенциал у Швеции, который в справочниках не найти, способный создать проблемы ВС РФ. При этом никто из них не обмолвился, собственно – а зачем вообще России сдалась Швеция, и в чём выражается явная, якобы угроза со стороны России? Они ограничились отсылками к Пятидневной войне, Крыму, Донбассу, Сирии – но непонятно, а Швеция-то тут при каких делах? У России нет ни территориальных претензий к Швеции, ни даже общих границ. И даже во враждебные России альянсы шведы не входят. Или уже входят?
Вредная дружба с НАТО
Нет, в НАТО Швеция входить не собирается, и население, несмотря на басни о российской угрозе, против этого. Но тихой сапой шведские руководители уже, весьма неумно, кстати, подтаскивают свою страну под возможную «раздачу слонов» со стороны РФ, налаживая сотрудничество с альянсом.
Командующая ВМС Эва Скуг Хаслум в интервью изданию заявляет:
Почему-то в первых двух мировых войнах никто шведов никуда не втянул, но непременно бы случилось в страшилках на ночь, которые они рассказывают сейчас, если, конечно, они собираются и далее сохранять нейтралитет.
Шведы участвуют в совместных учениях с США, НАТО на севере Европы, с норвежскими и датскими соседями, а также с Финляндией, которая также нейтральна. Точнее, Финляндия куда более нейтральна, чем вечно боящаяся России Швеция. Видимо, в Стокгольме больше 200 лет от последней русско-шведской войны отойти не могут, когда страна лишилась Финляндии и последних надежд на значимую роль в регионе, и стала нейтральной.
Буквально на днях американским ВВС разрешили войти в шведское воздушное пространство, чтобы в ходе учений произвести высадку воздушного десанта в Эстонии. Того самого, в ходе которого 10 человек пострадали, а британская пресса теперь пишет, что русская РЭБ якобы пыталась подавить связь во время высадки. Но у неё, видите ли, «не получилось».
От нейтралитета – к неприятностям
По сути, шведская оборонная стратагема «вне альянсов в мирное время, чтобы сохранить нейтралитет во время войны» осталась в прошлом. Теперь шведский парламент считает, что шведские войска должны
Странно, что шведская армия, исходя из этой формулы, ещё не воюет с бородатыми «беженцами» на своей территории, а то там натуральная война кое-где идёт, и полиция во многие районы просто боится сунуться.
Шведы теперь считают, что задача вооруженных сил — предотвратить войну, повысив военный порог, который придётся переступить потенциальному противнику, а точнее говоря — России, если он решит пойти в наступление. Мол, боязнь высоких потерь удержит неприятеля. И в этом вопросе командующие сухопутными силами, ВВС и ВМС полны уверенности в себе. Однако, если вслушаться в их слова, то уверенность их мало на чём базируется.
Командующий ВВС королевства так и говорит:
Простите, господа, а что, раньше у вас никаких концепций, доктрин, оперативных планов – не было? Или были, но у всех – свои? Это что, как в Японской Империи, где флот и армия имели и свои ВВС, и свою промышленность, и на дух друг друга не переносили?
Извилистый путь шведской военной мысли
Впрочем, чего мы хотим от Швеции – там до недавнего времени у командующих видами ВС не было даже своих штабов, их недавно восстановили после десятилетий отсутствия. А сама шведская армия прошла весьма извилистый путь с 80-х годов до настоящего времени. Путь от полностью призывной армии территориальной модели комплектования в 80-90-е годы, когда резервисты держат по домам оружие и амуницию, и должны являться в ближайшую часть на занятия, сборы или по мобилизации – эта модель была популярна среди нейтральных стран, армия получается в мирное время маленькой, а в военное – быстро отмобилизуемой и весьма крупной. Однако эта модель имеет массу минусов, и по-хорошему в столкновении с серьёзной державой шансов у такой армии не очень много. Но смотрелось с виду очень грозно – в 1995 г. маленькая Швеция в теории могла выставить через пару суток мобилизации 15 бригад «маневренных» (то есть оснащённых относительно нормальной техникой и вооружением) сил и 100 батальонов «вспомогательных» сил (территориальных войск, для охраны, конвойной службы и т.п.).
Затем шведы шли по пути массовых сокращений отмобилизуемых структур и постепенного перевода армии мирного времени от призывной системы на выборочный призыв. К 2010 году они на него перешли – от маневренных сил осталось 2 батальона (!), от вспомогательных – 4 роты, а отмобилизовать эту «орду» предполагалось за 90 суток! То есть, по сути, страну можно было брать голыми руками – если б она кому-то была бы нужна. Она и сейчас не нужна, правда, никому, кроме «понаехавших» исламистов. К 2019 г. Швеция, кинувшись в другую крайность, полностью перешла на добровольческий (контрактный) принцип формирования – с 7 батальонами маневренных сил и 14 – вспомогательных, через неделю мобилизации. По сути, что 90 дней, что неделя – если война начата внезапно, страной, имеющей мощные силы мирного времени, можно уже и не начинать мобилизацию. Теперь шведское руководство, увидев, что в контрактники шведы не рвутся, и даже эти куцые силы комплектуются плохо, решили пойти по второму кругу. Ввели выборочный призыв в дополнение к контракту. Рассчитывают увеличить численность армии мирного времени с 30 тысяч сейчас где-то до 55 тысяч в 2025 г., а маневренные силы после мобилизации должны насчитывать 3 бригады. Данных по вспомогательным силам и срокам мобилизации пока нет.
В целом, не так важно, сколько там у Швеции армия мирного времени по численности, и какие силы предполагается иметь в военное время. Если уж шведам так хочется поиграть в войну с Россией, то спешим их расстроить. Имея ВВС численностью меньше сотни достаточно посредственных истребителей «Грипен», не имея ударных вертолетов, обладая запасами только в 120 танков, 350 БМП и 300 БТР, меньше сотни САУ и самоходных минометов, имея слабую ПВО – крупные силы укомплектовать чем-то, кроме стрелкового оружия, всё равно нереально, а имеющийся серьёзный противник, если он вдруг появится, мигом расплющит, и никакой рельеф местности и подготовленные укрытия – не помогут. Это если не будет решения о применении ТЯО. Формально оснований для этого нет никаких, но это сейчас, а если Швеция и дальше будет дрейфовать в сторону НАТО, то они сразу появятся. Даже натовский член, Норвегия, и та всерьёз сопротивляться в большой войне России не планирует, но её усиленно пытаются заставить и подставить под удар, несмотря на сопротивление. А тут шведы сами нарываются на неприятности. Видно, забыли опыт войн 200-300-летней давности.
Шведскому «сынку» «ляхи» из НАТО не помогут
А между тем даже американские, весьма пристрастные аналитики из корпорации RAND обрисовали для НАТО весьма мрачные перспективы на случай большого конфликта с Россией. По результатам их моделирования они пришли к выводу, что поредевшие запасы ТЯО НАТО (то есть та самая сотня авиабомб В61 на базах в Европе – другого нет) никак не являются сдерживающим Россию фактором в случае войны. По их мнению, европейские страны НАТО пострадают намного сильнее России при обмене ударами ТЯО на Европейских театрах военных действий. В RAND считают, что Россия, вероятнее всего, в первую очередь ударит по авиабазам, складам, скоплениям войск НАТО, чем сразу изменит баланс сил в свою пользу. А ответные удары ТЯО НАТО нанесут ВС РФ лишь ограниченный ущерб.
Стоит, безусловно, согласиться с данным выводом, весьма трезвым, что для нынешней западной аналитики, включая, к сожалению, и влиятельную RAND – редкость. Но хотелось бы уточнить пару моментов. Дело в том, что ТЯО США в виде авиабомб ещё доставить к целям – целая проблема, и очень немногие его носители реально долетят до точек сброса, учитывая нашу ПВО. И наоборот: удар в виде сотен квазибаллистических и крылатых ракет комплекса «Искандер-М», сотен «Калибров», сверхзвуковых (а теперь и гиперзвуковых) ПКР в ядерном оснащении, как и прочих разнообразных носителей – отразить будет тоже целой проблемой. Для НАТО – нерешаемой. Да и российский арсенал ТЯО оценивается аналитиками на Западе от 2,5 тыс. (боеготовых) зарядов до 6-8 тыс. всего. И разговора об адекватном обмене ударами ТЯО тут быть не может, учитывая, что всех бомб B61 у США осталось чуть больше пары сотен боеготовых. А другого оружия нет. Только стратегическое, а это уже – совсем иной мрачный расклад.
Так что Швеции искать помощи и, наоборот, пытаться оказать помощь «ляхам» из НАТО, в общем, вредно для здоровья. Полтава и Гангут с Гренгамом утренником в детском саду покажутся. Куда вы лезете, господа?