На днях ряд европейских государств пообещал предоставить киевскому режиму военную помощь в виде основных танков Leopard 2 разных модификаций. Кроме того, стало известно, что Швеция рассматривает возможность отправки на Украину аналогичных ОБТ Strv 122 из парка своей армии. Решение по этому вопросу пока не принято, но уже ясно, что такой акт помощи не будет выгоден ни одной из сторон.
Бронированная помощь
В течение последних недель зарубежные государства активно обсуждали возможность передачи киевскому режиму бронетехники натовского образца, в т.ч. ОБТ актуальных моделей. На днях этот процесс завершился, и несколько стран решили выделить помощь в виде танков Leopard 2 немецкого производства. При этом ряд стран-эксплуатантов такой техники, несмотря на уговоры и давление, не согласился предоставлять ее – по крайней мере, пока.25 января свои актуальные планы раскрыла Швеция. Министр обороны Пол Йонсон заявил, что его ведомство не собирается передавать Украине свои танки Stridsvagn 122 – шведский вариант немецкого «Леопард-2». Подготовка к отгрузке бронетехники не ведется. Тем не менее, министр не исключил принятие соответствующего решения и отправку машин киевскому режиму.Как скоро шведское правительство может принять такое решение, П. Йонсон не уточнил. Вероятно, об этом не знают даже в Стокгольме. Министр лишь отметил, что такой акт помощи может произойти на более позднем этапе. По тем же причинам руководитель ведомства не назвал даже примерное количество танков, которые могут быть переданы киевскому режиму.
Борьба за танки
Как будут развиваться события дальше – большой вопрос. По всей видимости, международная «коалиция» поставщиков Leopard 2 пока будет оказывать помощь Украине самостоятельно. Однако нельзя исключать, что под давлением США в нее будут втягивать другие страны. И одним из новых отправителей помощи в перспективе вполне может оказаться Швеция.Следует отметить, что шведская армия имеет ограниченные возможности в контексте поставки танков. На вооружении сухопутных войск состоит всего 120 ед. Strv 122. Соответственно снятие с вооружения даже ротного комплекта техники серьезно ударит по боеспособности вооруженных сил.Нынешнее шведское руководство много говорит о российской угрозе и использует ее как повод для усиления армии, а также увеличения и освоения военного бюджета. В такой ситуации любое сокращение парка техники, даже для помощи «нуждающимся» зарубежным «партнерам», не выглядит логичным и оправданным шагом. Возможно, что в Стокгольме понимают это, и именно по такой причине не торопятся предоставлять свои танки. Если это так, то в дальнейшем шведское руководство может даже вступить в спор с иностранной «коалицией» для сохранения своего военного потенциала.
Шведская модификация
История шведских ОБТ Stridsvagn 122 восходит к рубежу восьмидесятых-девяностых годов XX в. В этот период шведское командование замыслило полномасштабное перевооружение бронетанковых частей и искало подходящий образец техники для замены имеющихся танков Strv 101 (британский Centurion) и Strv 103. Сначала с этой целью разрабатывался собственный проект Strv 2000, который затем посчитали неудачным. Кроме того, рассматривалось несколько иностранных ОБТ, в т.ч. немецкий Leopard 2.По итогам сравнительных испытаний наиболее удачным посчитали «Леопард-2». В 1993-94 г. появились шведско-немецкие соглашения о поставках готовой техники и организации совместного производства. Вскоре две страны приступили к реализации общих планов и к перевооружению шведских частей.
В 1994-95 г. Швеция получила от Германии 160 готовых танков Leopard 2A4 из наличия ее армии. Они поступили на вооружение шведских сухопутных войск под собственным обозначением Strv 121. Эта техника рассматривалась в качестве временной меры – от нее собирались отказаться после выполнения основного заказа и получения танков новой постройки.Швеция заказала 120 танков новейшей на тот модификации Leopard 2A5. При этом заказчик потребовал доработать конструкцию и состав оборудования в связи с необходимостью эксплуатации в суровом климате и с учетом специфики службы в шведской армии. Такой вариант ОБТ получил обозначение Strv 122.По условиям контракта, Strv 122 должны были выпускаться силами обеих стран. Так, первые 29 машин собрали на заводе Krauss-Maffei Wegmann в Германии и уже в середине девяностых передали заказчику. Параллельно KMW помогла шведским компаниям Bofors и Hägglunds наладить сборку техники из комплектов и производство отдельных агрегатов. После этого в Швеции изготовили еще 91 танк.Поставки новых Strv 122 продолжались до середины двухтысячных годов. Получив эту технику, шведская армия вывела в резерв полученные ранее Strv 121 / «Леопард 2A4». В дальнейшем их вернули Германии, и позже они вновь сменили владельца. После этих событий танковый парк Швеции приобрел нынешнюю конфигурацию – 120 бронемашин одной модели.
По мере продолжения эксплуатации, Strv 122 проходили различные модернизации. Внедрялись новые компоненты и заменялись некоторые приборы. При этом принципиальные нововведения отсутствовали, и в целом это оставались те же Leopard 2A5 в особом шведском исполнении. Впрочем, последние события и новости указывают на возможность сокращения такого парка в ближайшем будущем. Как в таком случае Швеция будет компенсировать потери – неизвестно.В ходе конкурса начала девяностых годов немецкий ОБТ Leopard 2A5 показал практически полное соответствие требованиям шведской армии. В то же время, по ее желанию машину доработали для исправления недочетов исходного проекта и полной адаптации к эксплуатации в Швеции.Прежде всего, повысили уровень защиты. За счет изменения бронирования повысилась стойкость к существующим пехотным противотанковым средствам. Улучшенный бронекорпус также позволил увеличить глубину преодолеваемого брода с 1,2 до 1,4 м. Кроме того, заменили штатную систему коллективной защиты от оружия массового поражения.Существенные изменения претерпел комплекс электроники и оптики. Так, водитель и командир получили улучшенные оптические приборы с ночным каналом, имеющим повышенные характеристики. Прошла модернизацию штатная система управления огнем. При сохранении всех основных принципов, выросли ее характеристики, быстродействие и точность огня. Также появились новые режимы работы, такие как последовательная стрельба по нескольким захваченным целям.Важнейшим нововведением стала «система управления полем боя» TCCS от шведской компании Celsius Tech Systems AB. Она отвечает за обмен данными между танками подразделения и позволяет контролировать состояние машин, передавать ситуацию на поле боя, выдавать целеуказание и т.д. Внедрение такой системы должно было значительно улучшить боеспособность как отдельных машин, так и подразделений в целом.
Для особых условий
Комплекс вооружений серьезно не перестраивался. Strv 122 несет 120-мм гладкоствольное орудие Rheinmetall Rh-120 L/44 лицензионного шведского производства. Оно может использовать широкую номенклатуру унитарных выстрелов натовских стандартов. Дополнительное вооружение включает два пулемета (спаренный и зенитный) Ksp 94 и дымовые гранатометы GALAX французского производства.Габариты и масса Strv 122 в целом остались на уровне базового Leopard 2A5. Сохранение силовой установки позволило получить те же ходовые характеристики, подвижность и мобильность. Впрочем, боевая масса 62 т сама по себе накладывает известные ограничения.
Отдать или оставить
20-25 лет назад машины Strv 122 / Leopard 2A5 позволили Швеции перевооружить свои сухопутные войска и создать устраивающий ее танковый парк. Он не отличался большим количеством техники, но соответствовал требованиям по характеристикам и боевым качествам. Подобные бронетанковые силы до сих пор удавалось сохранять и постепенно модернизировать.Украинский кризис и специфическая реакция НАТО, а также сомнительные планы нынешних шведских властей теперь угрожают парку ОБТ Strv 122. Зарубежная «коалиция» решила передавать Украине танки семейства Leopard 2, и теперь ищет потенциальных поставщиков. Как показали события последних дней, она готова не только на добровольный порядок предоставления помощи, но и на меры принуждения.
По всей видимости, официальный Стокгольм принципиально не против поставить киевскому режиму современные танки. Кроме того, он должен понимать, что в определенный момент времени зарубежные партнеры начнут принуждать его сделать это. Однако наличный парк Strv 122 невелик, и любое его сокращение потенциально угрожает собственной безопасности Швеции.Пока шведское руководство лишь рассматривает возможность отправки на Украину своих ОБТ. Реальные мероприятия такого рода на данный момент не планируются, а решение может быть принято только в неопределенном будущем – если вообще будет принято. По сути, Швеция не стала вступать в «коалицию» поставщиков «Леопардов» и не похоже, что уже планирует присоединяться к ней.
Неопределенное будущее
Как будут развиваться события в будущем, и что в итоге решит шведское руководство, неизвестно. Ему придется учитывать разные факторы политического, военного, технического и экономического характера, и только с учетом всех этих обстоятельств оно должно строить планы на будущее.Будет хорошо, если Стокгольм не станет делиться своими танками с Киевом. В таком случае он не ухудшит боеспособность своей армии и сможет обойтись без затрат на закупку новой техники. Кроме того, киевский режим, не получив танки Stridsvagn 122, будет иметь немного меньше возможностей для затягивания его демилитаризации – и это поспособствует скорейшему разрешению кризиса.