Знакомые прикупили в сытые и стабильные времена квартирку в Чехии, в курортных Карловых Варах. Три года там не были. А недавно вырвалась по случаю, чтобы проинспектировать свое имущество и убедиться, что оно пока еще их.
Добирались окольными маршрутами, на машине. Через фиников, а потом паромом через бурное седое Балтийское море. Прошел вояж на удивление гладко. Финские таможенники не шарили у них по карманам, вытряхая, будто уличная гопота у школьника, последние монеты, как это принято в последние дни. Полиция не приставала. Анкеты о ненависти к России и верноподданичестве к святому Западу заполнять не требовали. Успели проскочить еще до того, как градус истерии по поводу коварного руссиш туристо, агента русского милитаризма, улетел в космос.
Хорошо, что не отправились через Польшу. Там и в спокойные времена всегда возникали проблемы с пограничными и таможенными службами. Те, не стесняясь подчеркивавшими свое свинско-заносчивое отношение к русским.
Ехали с тяжелым сердцем. Боялись, что чехи, возмущенные беспросветным и агрессивным тоталитаризмом, царящем в Российской Империи, разорвут редких русских путешественников на части, науськиваемые хитрыми украинцами.
Как ни странно, картину застали совершенно противоположную. Управляющая домом, завидев их, бросилась обниматься и всячески выражать радость от присутствия ныне редкого русского человека на их земле. И гордо объявила:
«Я путинка!»
«Да тише ты, услышат!» - попытались окоротить ее гости.
«А я никого не боюсь!»
Как ни странно, подобные настроения вовсе не единичные. Большинство людей, с которыми им довелось общаться, в той или иной степени выражали поддержку России. Некоторые открыто заявляли, что правительство их уроды, а простые люди с нами.
Доходило до того, что чехи в ресторанчиках им проставляли пиво, а потом жадно интересовались, как там в Москве. Возможно, им сильно повезло, и они просто не наткнулись на противоположные настроения, которые, думаю, тоже имеются в изобилии.
Сильно напрягало броуновское движение вокруг толп украинцев. Их в Чехии настолько много, что они успели осточертеть практически всем местным. Их просто тихо ненавидят. Чехи вздыхают, что такого наглого и бесстыдного народца в жизни не встречали. Считавшиеся до этого эталонными свинюшками арабы по сравнению с ними теперь просто плюшевые зайчики.
Интересно, что все украинцы общаются меж собой исключительно по-русски. Но в их присутствии по-русски говорить страшновато, ибо москаля им сразу видно. А поведение у них агрессивное. Всегда всем недовольные, смотрят зверем. Искренне считают себя жертвами москальской агрессии, поэтому им все должны, а они имеют святое право требовать, указывать, скандалить и вести себя нагло, как вольные макаки.
Приходит такой беженец в магазин, предъявляет какие-то бумажки с печатями и требует, чтобы завернули вот те и те вещички. Объяснение, что магазин частный и бумажки тут действуют только в качестве дензнаков, вызывает бурю эмоций, угроз, обещаний, что это так с рук не сойдет.
В Карловых Варах бросается в глаза какое-то накатывающее пугающей пустотой запустение. Курорт в лучшие времена облюбовали русские туристы, от которых было не протолкнуться. Город во многом жил за счет наших денег. Теперь источник иссяк. Ресторанчики закрываются. Налоги сужаются. Безработица. А тут еще Ледниковый период в отдельно взятой Европе на носу из-за происков коварных русских, которые, по словам еврокмиссаров, подло запрещают себя грабить.
Знакомые признаются, что на них ностальгически повеяло картинками из детства. Тогда, в старые добрые советские времена, они мотались по дальним военным гарнизонам. Многие военные городки были не отягощены удобствами, центральным отоплением, так что приходилось на зиму запасаться дровами. Сейчас частный сектор в Карловых Варах тоже закупился дровами и углем, и его жители смотрят в зиму с умеренным оптимизмом.
А вот у коллег в Праге, до которых добрались на обратном пути, уныние. Отопление центральное. Счета огромные. Впереди – морозильник. Но надеются выжить.
В общем, несколько пошатнулась моя картина происходящего. Учитывая не слишком теплое отношении к нам чехов после Пражской весны, а также дикую идеологическую русофобскую накачку последнего времени, такие благостные их эмоции трудно объяснимы. Мне кажется, тут есть несколько причин.
Прежде всего это кризис. Перспектива из-за разбирательств русских с какой-то Украиной, которая всем осточертела и жители которой наглядно демонстрируют своей нахрапистый норов селюковского хама, остаться без газа, тепла, промышленности, вряд ли кого радует. Начинает приходить к людям понимание, что до России по сугубо политическим и шкурным мотивам просто докопались США и их сильно бестолковая, но весьма преданная прислуга в виде евробюрократов. Между тем от русского туриста были доходы всем, счастье и процветание, а от украинского беженца – уныние и начертание курса в пропасть и прозябание.
Возможно, чехи своим нутром вечных флюгеров почуяли, куда ветер дует, и что идти в будущее им комфортнее с богатой Россией, а не с обтрепанной побирушкой Украиной, клянчущей оружие, чтобы самоубиться до последнего хохла о восточного соседа.
Кто с тех краев – поясните, это такой локальный казус одного человека, или действительно подобные тренды имеют место.