Военная мощь стала решающим, если не вообще единственным фактором, определившим исход нынешней Крымской кампании. Трудно найти примеры столь наглядного урока на тему того, как важно уделять внимание собственным ВС.
После распада Советского Союза Украина получила поистине великолепную армию – три очень сильных военных округа второго стратегического эшелона и три воздушные армии (не считая мощного арсенала СЯС), общая численность которых составляла около 800 тыс. человек. Причем войска были оснащены огромным количеством самой современной боевой техники. По количеству танков (более 6,1 тыс.) и боевых самолетов (более 1,1 тыс.) Украина занимала четвертое место в мире после США, России и Китая.
РАСТРАЧЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Сейчас уже почти все забыли, сколько в начале 90-х в наших СМИ было страшилок о возможной войне между Россией и Украиной. А ведь в случае такой войны армия Украины имела бы значительное превосходство над российскими ВС в европейской части страны: нам достались в основном слабые округа третьего эшелона с кадрированными дивизиями и устаревшей техникой, а также «зависшие» в Восточной Европе группы войск, хаотично выводимые «в чисто поле». Даже после того как Вашингтон и Москва уломали Киев и убедили его отказаться от ядерного оружия, это почти ничего не изменило – стартовые условия для военного строительства на Украине были просто роскошными, однозначно лучшими среди всех стран бывшего СССР.
Особенно с учетом мощнейшего кадрового потенциала и высокоразвитого ВПК. Украина получила не менее 700 предприятий советского ВПК и имела возможность производить практически любую технику. В частности, она оказалась монополистом на постсоветском пространстве по производству тяжелых жидкостных межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей, авианосцев, тяжелых военно-транспортных самолетов и вертолетных двигателей.
Случившийся в постсоветский период сокрушительный разгром армии руководством собственной страны совершенно точно не имеет аналогов в современной истории. «Посильный вклад» в него внесли все четыре президента, валить все на одного Януковича, как это модно сейчас на Украине, абсолютно неправомерно, поскольку именно при нем предпринимались хоть какие-то попытки «реанимации» ВС Украины. Очень отдаленным аналогом можно считать деградацию ВС Аргентины, но они все-таки не обладали такой мощью, как украинские ВС в начале 90-х, да и развал их растянулся на гораздо более длительный срок. Постсоветская Украина имела хоть и низкий, но все же не совсем ничтожный ВВП, а по экспорту вооружений, как правило, входила в первую мировую десятку (на 90% это была распродажа техники из наличия ВС, но деньги-то в страну поступали). То, что при этом почти не выделялось денег на боевую подготовку и совсем не приобреталась новая техника для собственных ВС (и даже почти не ремонтировалась имеющаяся), – это нечто запредельное.
Впрочем, огромную роль в развале армии сыграло то, что подкосило государство в целом – коррупция. Ярким примером данного явления стала история оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан», который создавался для украинской армии. В 2007-2013 годах на него было истрачено более 200 млн грн (около 1 млрд руб.). Однако за это время не было создано не только опытного образца, но даже не разработана документация. В итоге проект пришлось закрыть. По сути, 100% выделенных на него – и весьма немалых для ВС Украины – денег было просто украдено.
Вполне естественно, что полностью провалилась нынешняя мобилизация, хотя она успела превратиться из «всеобщей» в «частичную». В ходе нее воинские части и военкоматы унизительно просили помочь «кто чем может», словно нищие в московском метро, всерьез радуясь при этом суммам в несколько сот гривен. По-видимому, у новой киевской власти поначалу были намерения освободить Крым военным путем. Но в течение буквально двух-трех дней стало ясно, что украинская армия не способна вообще ни на что.
Заодно подтвердилось то, что было давно и хорошо известно – порочность формирования ВС по местному принципу. Конечно, когда большинство рядового состава служит недалеко от дома, это позволяет сэкономить значительные средства на перевозках, а если армия к тому же нищая, то и на питании – солдата будут кормить родители. Однако это все удобно только в мирное время. Быстрой и безоговорочной капитуляции украинской группировки в Крыму сильно способствовал тот факт, что до 70% личного состава составляли крымчане, проникнутые теми же глубоко пророссийскими настроениями, что и население полуострова в целом.
Дальнейшие перспективы униженной и разваленной украинской армии радужными не кажутся. Попытки новой власти наращивать военные расходы лишь нанесут удар по экономике страны, которая сейчас находится, мягко говоря, в далеко не лучшем положении. Кроме того, не устранены другие причины армейского развала – коррупция, деградация системы подготовки и управления, очень плохое моральное состояние личного состава, которое лишь еще более ухудшится из-за крымского унижения (усугубленного возвращением Россией всей украинской техники) и откровенного маразма «мобилизации». Увеличенные расходы без коренного изменения подходов будут просто выброшены на ветер. Причем симптомы этого уже наблюдаются. Новый губернатор Днепропетровской области, крупнейший украинский олигарх Игорь Коломойский объявил, что на личные средства профинансирует «крымский поход» тех частей украинской армии, которые способны хотя бы вывести технику за ворота. Не вполне понятно, насколько это обещание было выполнено, зато фирма, принадлежащая Коломойскому, внезапно без всякого конкурса была объявлена поставщиком ГСМ для ВС Украины. Интересно, что поставки будут вестись по ценам примерно в полтора раза более высоким, чем розничные цены на украинских заправках.
БЛОК НЕДЕЕСПОСОБНЫХ
Разумеется, Крымскую кампанию проиграла не только Украина, ее проиграло и НАТО, вновь продемонстрировавшее абсолютную недееспособность в случае столкновения с серьезным противником. В очередной раз описывать, до чего НАТО довело само себя, смысла уже нет. Те, кто этого до сих пор не понял, видимо, не способны вообще ничего понимать. В странах, которые рвались в НАТО особенно активно и успешно, это понимание пришло уже давно. Как замечательно написала одна из польских газет, «спасибо Путину за очередное напоминание нам о том, что нынешнее НАТО – это даже не бумажный тигр, а мыльный пузырь». Поистине, ни убавить ни прибавить. Возникают только два вопроса. Мы и дальше будем запугивать себя мыльным пузырем? А некоторые страны бывшего СССР и дальше будут надеяться, что мыльный пузырь их когда-нибудь от чего-нибудь защитит? Как ни удивительно, скорее всего на оба вопроса ответы будут положительными. Причем больше всего рваться в НАТО будут именно те две страны, коих альянс «кинул по полной программе» – Грузия и Украина. А наши параноики будут ждать «баз НАТО под Харьковом», считать «американские авианосцы в Черном море» и писать километры бреда по данному поводу. Вот и выходит, что НАТО – это в первую очередь не западная военная организация, а наш, всего бывшего СССР, психический диагноз. Что касается того НАТО, которое продолжает считать себя западной военной организацией, то, если не случится чего-то экстраординарного (а его, видимо, не случится), оно само себе расскажет волшебную сказку о том, как сплоченность и решимость альянса предотвратили вторжение России в континентальную Украину. После чего успокоится и продолжит самосокращение.
В связи с этим – еще одно замечание. Власти Украины и Грузии постоянно декларируют свою приверженность «европейским ценностям». И при этом продолжают всерьез верить, что получат защиту, которую им предоставит НАТО. Уже пора бы осознать, что нынешние европейские ценности категорически не подразумевают возможности жертвовать жизнью ради защиты даже самого себя, своей семьи и своей страны, а уж о том, чтобы умереть ради защиты каких-то украинцев и грузин, просто не может быть и речи.
РЕФОРМЫ ОКАЗАЛИСЬ НЕ НАПРАСНЫ
Особой составляющей натовского провала во время Крымской кампании стало достижение Россией полной внезапности в рассматриваемой операции. И это при том, что все западные разведки внимательнейшим образом наблюдали за событиями как на Украине, так и на Северном Кавказе (из-за Олимпийских игр в Сочи, где всерьез ожидали терактов и эвакуации спортсменов).
По контрасту с Украиной и НАТО Вооруженные силы РФ проявили себя в данном конфликте великолепно. В полном соответствии с заветами Сунь Цзы, они победили без сражения, подавив сначала внезапностью, а затем абсолютным превосходством. Не численным, а превосходством в технике и подготовке. Несмотря на все описанные выше колоссальные проблемы, украинские солдаты и офицеры все-таки не настолько плохие воины, чтобы так безропотно капитулировать. Они поняли, что просто не имеют против «вежливых людей» никаких шансов.
При этом всего 5 лет назад российская армия мало чем отличалась от украинской (РВСН были исключением, но они для локальных войн в любом случае не предназначены). Да, она в хорошем стиле выиграла войну против Грузии, но надо признать – грузины не тот противник, победой над которым надо сильно обольщаться. Кроме того, большую роль в той победе сыграли чеченские батальоны. Перелом произошел именно в последние 5 лет.
В связи с этим нельзя не отметить того, что даже если Сергей Кужугетович – человек семи пядей во лбу, он физически не мог менее чем за полтора года пребывания на нынешнем посту столь волшебным образом преобразить армию. За столь малый срок так сильно изменить такой гигантский сложнейший механизм, как ВС РФ, не под силу никому на этой планете.
Вполне возможно, что Анатолий Сердюков – самый коррумпированный человек в России. В этом случае он, безусловно, должен понести заслуженное наказание. Совершенно неоправданными были такие его меры в роли министра обороны, как тотальное превращение дивизий в бригады, эксперименты с военным образованием и военной медициной, с системой базирования ВВС, закупка «Мистралей», перевод штаба ВМФ в Санкт-Петербург и многое другое.
Тем не менее возрождение ВС РФ началось при Сердюкове. Именно при нем произошло значительное улучшение материального положения и бытовых условий военнослужащих, именно при нем произошла резкая интенсификация боевой подготовки, именно при нем в войска в значимых количествах начала поступать новая техника. Нынешний министр вносит многие коррективы в политику предшественника, но в целом придерживается того же курса. Надо уметь быть справедливыми и понимать, что преступления не отменяют заслуг. Если бы Сердюков «разваливал армию», как считают у нас почти все, то над Севастополем и Симферополем сейчас по-прежнему развевались бы жовто-блакитные стяги.
Как было сказано в статье «Крым – катастрофа с обратным знаком» («НВО», № 13 за 2014 год), международное право, по сути, прекратило свое существование. Это факт исключительно печальный, хотя в случае с Крымом данное обстоятельство принесло нам некую пользу. В этих условиях военная сила вновь становится решающим аргументом мировой политики. Запад сам себе придумал сказку о непобедимости своей «мягкой силы», упустив при этом из виду тот факт, что мягкая сила ничего не значит, если не подкреплена жесткой силой. А уж в Азии, куда сместился геополитический центр мира, ценят и понимают исключительно жесткую силу. И все рассказы о «войнах нового поколения», которые проходят без прямого вооруженного противоборства, не надо понимать слишком буквально. Выиграть без войны можно только в том случае, если имеешь то, чем выиграешь войну.
В связи с этим ни о какой экономии на военных расходах не может быть и речи. Да, они не должны быть непомерными, но нам непомерность в обозримом будущем точно не грозит. ВС РФ необходимо тотальное перевооружение. Оно только началось и уже принесло победу. Однако во множестве наших воинских частей до сих пор остается тот же металлолом, что и в украинской армии (разве что наш металлолом несколько лучше обслуживается). А его не должно быть нигде, от Балтийска до Камчатки и от Владивостока до Печенги. И уровень боевой подготовки, хоть и значительно повысился, но еще весьма далек от идеала, поэтому и этот процесс требует дальнейшей интенсификации. Все это очень дорого. Но «экономия» всегда бывает гораздо дороже, что так замечательно продемонстрировала нам Украина. Она отлично сэкономила на армии, поэтому теперь у нее нет ни армии, ни денег, ни Крыма. Самой дорогой всегда оказывается та армия, на которой экономят.
Кроме того, надо окончательно уходить от истовой веры в ядерное сдерживание. Представим себе, что Украина в начале 90-х не отказалась бы от ядерного оружия и сумела бы сохранить хотя бы 10% того арсенала в функциональном состоянии. Она бы нанесла ядерный удар по Москве? Или по «вежливым людям» в Крыму? Вряд ли. Необходимо осознать тот факт, что ядерное оружие практически неприменимо. Да, отказаться от него совершенно невозможно (и не надо рассказывать себе сказки о «безъядерном мире», такового не будет никогда). Но его применение – это прохождение сразу через множество «точек невозврата». Соответственно использовано оно может быть только в ситуации, когда терять уже абсолютно нечего и надо выбирать между ужасным и чудовищным. Чтобы не доводить себя до такой ситуации, нужно иметь обычные ВС, адекватные всем потенциальным угрозам, причем не только выдуманным, но и реальным.
Что касается источника денег на армию, социалку, Крым и т.д., то он есть. Надо просто хотя бы наполовину обуздать коррупцию. Судьба Януковича в совокупности с видом его дачи в Межигорье – еще один важнейший урок Крымской кампании. Очень многим надо его хорошо выучить. И не забыть, что никакую цветную революцию невозможно организовать извне, если для нее нет очень серьезных объективных предпосылок внутри страны. Как на той же Украине.
Первоисточник http://nvo.ng.ru/concepts/2014-04-18/1_stong.html