Меня очень удивило появление совсем недавно именно таких материалов по поводу обстрелов Израилем территории Сирии, особенно пригородов Дамаска и транспортных путей Сирии. У неподготовленного читателя сразу возникает ассоциация «обстрелы – российские военные». Это же фактически угроза России!
Последний обстрел был совсем недавно, 15 февраля. Израильтяне выпустили по пригороду Дамаска 16 ракет, 13 из которых были успешно перехвачены и сбиты сирийскими ПВО. Реально «сработали» всего 3 ракеты. Понятно, что сбивали ракеты не из рогаток. Российские средства ПВО, поставленные Сирии, работают достаточно эффективно.
Зачем Израиль вообще наносит удары по Сирии? Ведь с точки зрения их эффективности это выглядит достаточно неуклюже. Кто и зачем поднимает тему обстрелов и вообще противостояния Сирии и Израиля? Напомню, оба этих государства до сих пор находятся в состоянии войны. Войны с 1948 года!
Почему израильтяне будут продолжать стрелять
Да, именно так выглядит ближайшее будущее сирийско-израильских отношений. Странное «вродеперемирие», которое сопровождается периодическими ударами с обеих сторон. Хотя в количественном отношении израильтяне стреляют больше и чаще. При этом видимых причин этих обстрелов нет. Дамаск не говорит о возвращении Голан. Ударов по Израилю со стороны правительственных войск нет.
Я вспоминаю события более чем десятилетней давности. Израиль отмечает День памяти Катастрофы и героизма – день памяти жертв Холокоста в 2010 году. Иерусалимский мемориальный комплекс Яд ва-Шем. Выступление главы правительства Биньямина Нетаньяху:
«Мы пока не видим в мировом сообществе той решительности, какая необходима, чтобы остановить вооружение Ирана. Я призываю просвещённые нации подняться и осудить это стремление к уничтожению, призываю действовать с должной решимостью».
«Объединённые Нации должны чутко воспринимать угрозы, адресуемые одним государством-членом ООН другому государству-члену ООН... Оружие массового поражения в руках, способных уничтожить массы, под хор голосов, призывающих к такому уничтожению – это самое опасное для мира сочетание.»
Я специально привёл сразу три цитаты, чтобы сразу стала понятна позиция правительства Израиля. Появление у Ирана ядерного вооружения для Израиля смерти подобно. Противостоять в одиночку против нескольких арабских стран, имеющих сопоставимые по мощности и возможностям вооружение и боевую технику, даже при помощи США довольно сложно.
Итак, главным противником для Тель-Авива является сегодня не Сирия, а Иран. Именно этим и объясняются удары по гуманитарным и военным колоннам, выдвигающимся в сторону Тегерана. Дело в том, что поставки грузов через Сирию сильно напрягают израильтян как раз тем, что именно здесь есть возможность доставки в Иран каких-то компонентов для производства ЯО.
Если сложить все кусочки, из которых состоят перемены в армии Ирана, получается очень мрачная для Израиля картинка. Усиление ПВО и ПРО, появление ОМП, мощная армия, имеющая богатый боевой опыт, ракеты, способные нанести удар не только по приграничным районам, но и по столице и другим городам…
Но всё это не объясняет ударов по Дамаску. И тут всплывает ещё один страх Израиля. Если у Ирана нет общей границы с Израилем, то у Сирии она есть. Меньше сотни километров, но есть. И сирийцам совсем не требуется создавать ракеты с дальностью 300-500 км. Так в чём же секрет?
А секрет в том, что производство ракет, другого вооружения, систем наведения и другое военное производство находится действительно в пригородах Дамаска. И если раньше, до появления у Сирии российских систем ПВО, израильские самолёты безнаказанно обстреливали сирийские цели с территории, точнее, с неба Ливана, то сейчас любой такой вылет находится под контролем сирийцев. Самолёт попадает под контроль С-300 практически с момента взлёта.
Пока что россиянам удаётся сдерживать боевой порыв и израильтян, и сирийцев, но в случае обострения Сирия вполне может сбивать самолёты Израиля и над территорией Ливана. Однако в уже существующей реальности есть тот факт, что контроль за самолётами автоматически является и контролем за пуском ракет. То есть сирийское ПВО имеет возможность вести ракеты по всей траектории полёта и, соответственно, сбивать их.
Так что тревога израильтян вполне понятна. Преимущества перед противником тают. А те же Голаны отдавать не хочется. Тем более что правительство Израиля считает их уже своими территориями и активно осваивает сегодня. Этот вопрос срочно необходимо урегулировать дипломатически. Иначе война.
Иногда возникает вопрос о законности действий той или другой стороны. Мирного договора, как я указывал выше, между Сирией и Израилем нет. Следовательно, незаконность перестрелок доказать нельзя. На войне как на войне. Юридически эти действия вполне соответствуют международным законам.
Вопросы безопасности вынуждена решать Россия
Мы прекрасно понимаем обеспокоенность Израиля. Вероятные противники усиливаются. Их армии не только приобретают боевой опыт, но и модернизируются. Причём это действительно большая проблема Тель-Авива, приобретается именно то вооружение, которое необходимо для нейтрализации вооружения Израиля.
А начну я с одного сообщения, которое всколыхнуло весь регион. Этот материал вышел в лондонской газете «Аш-Шарк аль-Аусат». Ещё эта газета печатается в Марселе, Нью-Йорке, Франкфурте, Касабланке, Каире, Дубае и Бейруте, а также в Саудовской Аравии – Эр-Рияде, Джидде и Дахране. Принадлежит газета подданному Саудовской Аравии (семья принца Ахмеда бен Сальмана, владеющая более 30 % акций).
Итак, в декабре 2020 года на российской военной базе Хмейним прошли секретные переговоры между Сирией и Израилем по вопросу нормализации отношений. Состав участников был достаточно серьёзным. Бывший начальник Генштаба израильской армии Гади Айзенкот, глава Главного управления безопасности Сирии Али Мамлюк, советник президента Башара Асада по безопасности Басам Хасан, один из бывших руководителей «Массад» Ари Бен Менаше, командующий российским контингентом в Сирии генерал-лейтенант Александр Чайко.
Согласитесь, внушительно. И сразу понятно, за какое дело взялись те, у кого всё и всегда получается в последние годы – российские военные и спецслужбы. О чём говорили арабскому изданию, тоже известно:
Переговоры прошли успешно, но... на середину февраля никаких подвижек почему-то нет. В чём секрет? В СМИ можно встретить множество версий, почему принятые договорённости не выполняются. А ответ, как это часто бывает, лежит на поверхности. Достаточно зайти на официальный сайт МИДа той же Сирии.
«Цель публикации – втянуть весь регион в альянс, создаваемый Западом и сионистами, использующими угрозы и подстрекательство. Сирия не откажется от возвращения Голанских высот.»
Это сообщение опубликовано ещё 19 января! Но его почему-то предпочли не заметить западные СМИ. Оно и понятно, цель этого фейка хорошо определили в сирийском МИДе.
Отношения между странами в самом деле напряжённые. Последняя фраза в заявлении МИД Сирии как раз об этом и говорит. Голанские высоты всё ещё являются вопросом вопросов. Для Израиля сегодня будет довольно сложно объяснить своим гражданам уход с этих территорий, а для Сирии, соответственно, объяснить отказ от этих территорий.
Единственное, в чём правда в сообщении «Аш-Шарк аль-Аусат» – это то, что в числе прочих вопросами урегулирования сирийско-израильских отношений стали заниматься российские военные.
Напомню некоторые факты. 8 февраля вопросы международной и региональной безопасности обсуждали в телефонном разговоре президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Да, это был не единственный вопрос этого разговора, но он обсуждался.
После этого разговора 10 февраля по инициативе израильского министерства обороны состоялся телефонный разговор министра обороны России Сергея Шойгу и заместителя премьер-министра Израиля, министра обороны Израиля Биньямина Ганцем. Шойгу и Ганц обсудили вопросы взаимодействия двух стран по обеспечению стабильности в Ближневосточном регионе.
Вроде бы не подписывалось никаких документов. Обсудили, обозначили острые углы, решили какие-то вопросы, связанные с деятельностью собственных ведомств. Но ведь результаты уже появились. Процитирую сирийское государственное информационное агентство SANA:
Диаб Каамуз, житель деревни Раджар, был задержан 4 сентября 2016 года за попытку теракта в районе Хайфы. Кроме того, Каамуз был обвинён в шпионаже, оказании помощи врагу в войне против Израиля, вступлении в контакт с иностранным агентом, передаче секретной информации врагу, вступлении в преступный сговор, незаконном хранении оружия, попытке контрабанды оружия.
Шамс Нахаль аль-Макат. Об этой женщине имеется мало сведений. Кроме того, что она является сестрой террориста, приговорённого к 27 годам заключения израильским судом, и сама осуждена на три года за подстрекательство в июле 2020 года.
В ответ сирийцы отпускают молодую израильтянку, две недели назад «случайно» проникшую на территорию Сирии в районе Кунейтры и задержанную сирийскими силовиками. Согласно сообщениям в иностранных СМИ, речь идёт о 25-летней жительнице израильского города Модиин-Илит. Женщина была задержана две недели назад.
Конца напряжённости пока не видно
Нерешённость палестинского вопроса продолжает напрягать и арабов, и израильтян. Конфликт уже приобрёл «хроническую» форму, когда обе стороны обоснованно или надуманно обвиняют друг друга в нарушениях. Разница лишь в том, с какого момента начинать рассматривать эти нарушения.
Путей разрешения конфликта много. Но все они предполагают уступки либо какой-нибудь из сторон, либо взаимные уступки обеих сторон. И вот тут-то и кроется камень преткновения. И Израиль, и Сирия считают себя правыми. И задают всегда один и тот же вопрос: а почему мы должны уступать?
ООН и другие международные институты фактически расписались в своём бессилии. Правительства, да и народы Израиля и Сирии тоже не горят желанием уступать в многолетнем споре. Напряжённость сохраняется. Как решить проблему Палестины, никто не знает.
Остаётся одно – не допустить активизации военных действий. Регион устал от войны. Люди устали от войны. Но люди и привыкли к войне. А значит, при очередном обострении количество жертв войны может вырасти кратно. Опять будем ждать прихода мессии...