С сегодняшнего дня Сирия становится полноценным участником Конвенции по запрещению химического оружия, об этом заявил журналистам постоянный представитель Арабской Республики при ООН Башар Джафари. Осуществлять международный контроль и уничтожать запасы сирийского химоружия теперь будет Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Как рассказал Джафари, соответствующий приказ подписан президентом страны Башаром Асадом, и соответствующее послание направлено Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну от имени главы МИД Сирии Валида Муаллема. Ранее журналистам был продемонстрирован неофициальный перевод этого документа, в котором говорилось, во-первых, что САР «обязуется следовать положениям Конвенции» до того, как она начнёт действовать в отношении этой страны. Во-вторых, подчёркивается в документе, присоединение к ОЗХО Сирии не будет означать признания Израиля, который оккупирует часть сирийской территории на Голанах. Как пояснил Джафари, Сирия никогда не отрицала факт наличия химического оружия, считая его «средством сдерживания ядерного арсенала Израиля».
Постпред САР в ООН утверждает, что «с юридической точки зрения Сирия с сегодняшнего дня становится полноценным членом Конвенции по запрещению химического оружия», а сроки формального присоединения будут обсуждаться с ОЗХО.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун уже подтвердил получение письма от официального Дамаска и, разумеется, приветствовал это решение. По словам его официального представителя, генсек выразил надежду, что развитие событий приведёт к «скорейшему соглашению, одобренному международным сообществом, которое окажет помощь в его исполнении».
При этом заместитель представителя генсекретаря ООН Фархан Хак полагает, что ООН потребуется время, чтобы изучить письмо сирийского правительства и «определить, можно ли считать его инструментом присоединения (к Конвенции)».
Напомним, что до нынешнего времени Сирия была в числе пяти стран, не присоединившихся к Конвенции.
Напомним также, что днём ранее президент Сирии Башар Асад в интервью российскому телеканалу Россия 24 подтвердил, что его страна готова отказаться от химического оружия и подписать соглашение о его запрещении. При этом он отметил, что САР идёт на этот шаг «в ответ на инициативу России, а не из-за страха перед американскими агрессивными угрозами». Асад назвал РФ «великой державой, на которую можно рассчитывать».
При этом в том же интервью президент Сирии заявил, что договорённости «не будут выполнены в одностороннем порядке. Это не значит, что Сирия подпишет документы, выполнит условия, и на этом всё. Это двусторонний процесс, он рассчитан, прежде всего, на то, что США перестанут вести политику угроз по отношению к Сирии, а также насколько будет принято российское предложение».
Россия уже заявила, что приветствует данное решение Сирии. Как отметил сегодня на саммите ШОС президент РФ Владимир Путин, это станет важным шагом к разрешению сирийского кризиса. Он также ещё раз напомнил, что Москва считает «недопустимым военное вмешательство в эту страну извне без санкции Совета Безопасности ООН» и что «предпринятые в последнее время дипломатические усилия позволили снизить непосредственную угрозу военной операции».
Тем временем США уже назвали заявления Сирии о готовности присоединиться к Конвенции о запрещении химоружия отвлекающим манёвром, за которым «скрывается намерение Асада и впредь использовать химоружие, прикрываясь словами об отказе от него», — утверждают в Вашингтоне.
Интересные штрихи добавляют и свежие сообщения западной прессы. К примеру, как утверждает The Wall Street Journal, сирийские правительственные войска прячут ядовитые вещества и сопутствующее химоружию снаряжение от американской разведки, для чего используются примерно 50 военных объектов.
Ранее спецслужбы США имели информацию о нескольких объектах на западе страны, на которых хранилось сирийское химоружие. Однако его транспортировкой военные САР занялись, как утверждает издание, на прошлой неделе, когда президент США Барак Обама планировал нанести военный удар по Сирии. Всё это было сделано с целью осложнить для США планирование ограниченных боевых действий против сирийских войск и осложнить воплощение плана по передаче химоружия Асада под международный контроль, отмечает газета.
Есть даже подробности: перевозкой химического оружия занималось секретное подразделение Unit 450, которое считается элитной воинской частью Сирии. Приводятся и данные американской разведки, согласно которым сирийские военные располагают 1 тыс. метрических тонн химических и биологических веществ.
Между тем, как пишет The Washington Times, ссылаясь на данные всё той же американской разведки, спецслужбы США не располагают точными данными о том, что президент Сирии Башар Асад имеет отношение к химатакам под Дамаском 21 августа. Это признают представители разведывательного сообщества США, которых издание и цитирует.
В частности, представители спецслужб говорят о том, что у них «недостаточно доказательств, чтобы установить, кто отдавал распоряжение о подобной атаке». Американцы по-прежнему уверены, что приказ о применении химоружия исходил от представителей сирийских правительственных войск, однако уже не утверждают, что химатака — реализация намерений официального Дамаска: «в последнее время в разведсообществе всё чаще возникают споры, насколько плотно Асад контролирует своих военачальников и арсеналы химоружия».
И всё равно — контролирует или нет — не так уж важно: в Штатах уверены, что «ответственность за использование химического оружия 21 августа лежит на нём (Асаде), вне зависимости от того, давал ли он конкретные указания или нет».
И это при том, что в недавнем интервью сам Асад вполне доступно объяснил, почему сирийское правительство никогда не стало бы применять химическое оружие, при всех доказательствах, уже полученных комиссией ООН.
Источник: http://www.odnako.org