Главная » 2021 » Апрель » 3
18:30

Сирийский узел: десять лет «арабской весне» Башара Асада

Сирийский узел: десять лет «арабской весне» Башара Асада
Неочевидные причины


Как учат исторические дисциплины, у каждого события должны быть свои причины. Сирийскую войну, которой 15 марта исполнилось 10 лет, предопределили сразу несколько факторов. Одним из их стала многолетняя засуха, от которой пострадало порядка 60 % сирийской территории. Как утверждают климатологи, масштабы засухи 2006-2011 годов были беспрецедентны для региона. Насколько в этом можно винить глобальное потепление – неизвестно, но природное бедствие повлекло за собой массу последствий. В 2011 году в северо-восточных регионах скотоводы потеряли до 85 % поголовья – в той или иной степени это коснулось почти 800 тыс. человек. Люди без средств к существованию отправились искать лучшей жизни в города – прежде всего в Дамаск и Алеппо. Вдобавок к этому в городах Сирии обосновались беженцы из Ирака. Всё это серьёзно подняло градус напряжённости, что не могло ни стать одной из причин недовольства властью.

Десять лет назад режим Асада был очень противоречивым государственным институтом. С одной стороны, уровень жизни был выше, чем в Египте и Тунисе – в 2010 году ВВП на душу населения достигал 4,8 тыс. долларов. Каждый год ВВП рос на 2-2,3 % (сравнимо с Израилем и Кувейтом), а уровень безработицы варьировался от 20 до 30 %. Для сравнения: в Тунисе безработица среди граждан в возрасте до 30 лет достигала 50 %. А 20 % безработных в это же время было во вполне благополучной Испании. Неплохо было и с образованием. Грамотных граждан старше 15 лет было 86 % среди мужчин и 73 % среди женщин. С другой стороны, Башар Асад проводил не самую продуманную внутреннюю политику. С 1963 года до 2011 в Сирии действовал режим чрезвычайного положения, запрещающий политические акции и митинги. Напуганное перспективами силовых переворотов в соседних арабских странах, правительство также серьёзно ограничило свободу слова в Интернете. При покупке сим-карты требовались не только паспорт, но и отпечатки пальцев владельца. Собственников интернет-кафе обязали сохранять всю историю браузеров и подробные данные клиентов. Военная разведка Сирии или Мухабарат держала под контролем практически каждого гражданина.
 


 


Ещё одним поводом для недовольства части населения было алавитское меньшинство, занявшее почти все правительственные посты в Сирии. За полвека власти рычаги управления страной оказались в руках немногочисленных кланов, зачастую связанных между собой коррупционными схемами и злоупотреблениями. При этом суннитского большинства (до 75 % населения) Башар Асада остерегался допускать к власти. О либеральных реформах Асад вообще на момент начала волнений даже думать не хотел. В начале 2000-х годов у молодого лидера страны уже был негативный опыт либерализации экономики и общественной жизни, известный как «сирийская весна». Однако попытки стимулирования рыночной экономики привело к разгону инфляции, расслоению общества и росту безработицы. Интеллигенция в условиях либерализации потребовала новых демократических свобод, а за рубежом активизировались запрещённые ранее партии и ассоциации, типа «Братьев-мусульман», «Национальной партии возрождения» и «Сирийской партии реформ». Требовали проведения свободных выборов и изменения конституции Сирии. Асад рассудил, что дальнейшее развитие «сирийской весны» себе дороже и свернул от греха подальше большую часть либеральных реформ.

Весь этот спектр проблем и факторов привёл в итоге к первому массовому антиправительственному выступлению 15 марта 2011 года. Около двухсот протестующих, несмотря на запрет митингов, потребовали отставки Башара Асада и политических реформ. На дальнейшую судьбу национального лидера однозначно намекали граффити повстанцев «Ваша очередь, доктор». Врач-офтальмолог по образованию, Асад должен был пополнить список опальных лидеров Туниса и Египта, а в крайнем случае повторить исход Муаммара Каддафи. Как показывает история, на это протестующим не хватило и десятилетия.
 

«Борьба за демократию»


Первое время в Дамаске опасались жёстких мер в отношении повстанцев. Во многом из-за надежды на мирное урегулирование, а также из-за опасения дразнить НАТО, которое недавно лихо расправилось с ливийским лидером. И в ответ на требования улиц пошли уступки. 29 марта 2011 года правительство Сирии отправили в отставку. 20 апреля отменили чрезвычайное положение, то есть официально разрешили протестующим собирать митинги. Курдам дали сирийское гражданство (до этого они были «иностранцами»), а всем остальным пообещали либеральные реформы.

Но уже 21 апреля в Хомсе убили генерала Або аль-Теллави с двумя сыновьями. Обезображенные трупы разрезали на куски. Такая же участь постигла генерала Ияда Харфуша и его троих детей. Либеральный Запад по какой-то причине пропустил этот откровенный террористический акт мимо ушей. Вместо этого в начале мая против Дамаска ввели первые европейские санкции, касающиеся лиц, задействованных в подавлении протеста. По всей стране протестное движение набирало силу, власти не успевали его купировать, и с обеих сторон в ход пошло оружие. Со временем полицейские силы перестали справляться, пришлось вмешаться регулярной армии, и в Сирии разгорелась полноценная гражданская война.

Уже к июлю 2011 года появилась пресловутая Сирийская свободная армия, получавшая оружие как с военных складов на территории страны, так и по зарубежным каналам поставок. В дальнейшем война усугубилась иностранной интервенцией и привела к масштабной гуманитарной катастрофе. Официально Асад привлёк для подавления непримиримой оппозиции ливанскую «Хезбаллу», иранский корпус стражей исламской революции, проиранских боевиков из Йемена, «Армию Махди» из Ирака, а также Народный фронт освобождения Палестины. Это не особенно помогло – в 2013 году под контролем Дамаска была лишь одна пятая часть территории. Переломить ситуацию смогла Россия, однако в растаскивание Сирии по кусочкам включились США и Турция. В итоге теперь это международный конфликт с ненулевыми перспективами перехода во всемирный кризис.
 

Статус-кво на 400 млрд долларов


Военное время унесло по разным причинам до полумиллиона жизней сирийцев. ООН подсчитала, что за войну 5,6 млн человек покинули страну, а еще 6,6 млн стали беженцами внутри Сирии. Из 18-миллионного населения 13,6 млн нуждаются в гуманитарной помощи, а 90 % живут за чертой бедности. По оценкам сирийского правительства, на восстановление разрушенной страны потребуется до 400 млрд долларов. Откуда взять хотя бы часть суммы, нет никакой ясности. Особые сложности принёс сирийцам 2020 «ковидный» год и экономический кризис в соседнем Ливане, с которым у Сирии традиционно тесные экономические связи. Национальная валюта стремительно обесценилась, и теперь средней зарплаты сирийца в 24 доллара не хватает на минимальный месячный продуктовый набор. Западные бухгалтеры подсчитали, что для достойной жизни среднему сирийцу требуется не менее 300 долларов в месяц. То есть налицо кратное несоответствие возможностей и потребностей.
 


 


Нуждается в помощи и сам Башар Асад, полностью зависящий от воли нескольких государств – России, Ирана, Турции и США. Официальный Дамаск не контролирует до 85 % сухопутной границы Сирии. Страна разделена на четыре части: на северо-западе хозяйничают повстанцы, связанные с Турцией; на северо-востоке на левом берегу Евфрата земли под контролем курдов; вокруг оккупированного американцами Эт-Танфа базируются боевики «Мугавир ас-Саура» и, наконец, центр Сирии с юго-западной частью под юрисдикцией Дамаска. Стоит отметить, что большая часть нефтеносных провинций под контролем либо курдов, либо американцев. Да и освобождённая территория подконтрольна Асаду очень условно – в пустынных районах до сих пор до конца не уничтожили запрещённый в РФ ИГИЛ и ему подобных.

Несмотря на отсутствие в Сирии полномасштабных боевых действий, о завершении десятилетней войны говорить ещё очень рано – ежедневные сводки о локальных столкновениях тому в подтверждение. На севере Сирии постоянно тлеет горячая идлибская точка, а недобитые террористы на востоке готовы воспользоваться слабостью любого из игроков конфликта и спровоцировать новое обострение.

Взгляды на дальнейшее послевоенное будущее Сирии естественным образом различаются у России и стран Запада. Противники Асада предсказывают ещё десятилетия разрухи либо заморозку существующего состояния страны. Оппозиционная Syria Report в этой связи пишет из Бейрута:
 

«Перспективы Сирии мрачные, экономическая ситуация всё хуже, вряд ли что-то поменяется на международном уровне, а только международные игроки могут что-то решить.»


Россию Запад рассматривает в Сирии победителем, но дальнейшие перспективы в регионе видятся как туманные. До какой степени Асад будет послушным? Сохранит ли он свою лояльность, когда нефтяные монархи Персидского залива будут к нему более благосклонны? Или когда Лига арабских государств смягчится и вернёт исключённую в 2011 году Сирию в свои ряды? Между тем Россия питает большие надежды на новую конституцию и выборы, которые ждут в мае-июне текущего года. Голосование обещают провести максимально открытым, но уже сейчас ЕС планирует заранее объявить выборы нелегитимными. Новый виток сирийской неопределённости всё ближе.



Источник

Просмотров: 395 | Добавил: wpristav | Сирийский узел: десять лет «арабской весне» Башара Асада | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх