В первые послевоенные годы противовоздушная оборона Войска Польского структурно полностью повторяла систему ПВО Советской армии, оснащалась техникой и вооружением советского производства. После окончания Второй мировой войны польские подразделения ПВО были вооружены 12,7-мм зенитными пулемётами ДШК и 37-мм автоматами 61-К. Для борьбы с бомбардировщиками на средних и больших высотах имелись 85-мм орудия. Совершенствование объектовой и войсковой ПВО во второй половине 1950-х было связано с принятием на вооружение новых зенитных пулемётных установок и зенитных орудий, созданных в СССР после окончания Второй мировой. В дальнейшем польские подразделения противовоздушной обороны в рамках сотрудничества с СССР получали радиолокаторы, средства связи, самоходные зенитные артиллерийские установки и зенитные ракетные комплексы. Помимо техники и вооружения, направляемой Советским Союзом в страны Варшавского договора, в Польше велось лицензионное производство советского оружия и предпринимались попытки создания собственных образцов.
Зенитные пулемётные установки
Вдобавок к уже имеющимся 12,7-мм пулемётам ДШК в Польшу поставлялись модернизированные пулемёты ДШКМ чехословацкого производства, имевшие обозначение Vz.38/46. Внешне модернизированный пулемет отличался не только иной формой дульного тормоза, конструкция которого была изменена еще в ДШК, но и силуэтом крышки приемника, где был упразднен барабанный механизм – его заменил приемник с двухсторонним питанием. Новый механизм питания позволил использовать пулемет в спаренных и счетверенных установках. Зенитные 12,7-мм пулемёты монтировались на бронетехнику и лёгкие автомобили повышенной проходимости ГАЗ-69. В польские вооруженные силы в середине 1950-х поступило небольшое количество 12,7-мм счетверённых установок Vz.53, выпущенных в Чехословакии.
ЗПУ Vz.53 имела отделяемый колёсный ход и весила в боевом положении 558 кг. Четыре 12,7-мм ствола в секунду выпускали до 60 пуль. Эффективная дальность огня по воздушным целям – около 1 500 м. По дальности и досягаемости по высоте Vz.53 уступала советской счетверённой 14,5-мм ЗПУ-4. Но Vz.53 была гораздо компактней и весила в транспортном положении приблизительно в три раза меньше. Она могла буксироваться автомобилем ГАЗ-69 или размещаться в кузове грузовика.Из СССР поставлялись спаренные 14,5-мм ЗПУ-2 (польское обозначение – 14,5 mm przeciwlotniczy karabin maszynowy PKM-2), которые до появления в середине 1970-х ПЗРК «Стрела-2М» наряду с 12,7-мм пулемётами были основными средствами ПВО батальонного звена.
Установка ЗПУ-2 весила около 1 000 кг и могла буксироваться лёгким автомобилем повышенной проходимости. Суммарный темп стрельбы из двух стволов – 1 200 выстр./мин. Боевая скорострельность – 300 выстр./мин. Прицельные приспособления позволяли обстреливать воздушные цели, летящие со скоростью 200 м/с на дистанции до 2 000 м. Для стрельбы из ЗПУ-2 использовались патроны размерности 14,5х114 мм. Вес пули 60-64 г, начальная скорость – от 975 до 1 005 м/с. Лучшую эффективность против воздушных целей, имеющих бронезащиту, демонстрирует патрон с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 массой 64 г. Эта пуля пробивает броню толщиной 20 мм при угле 20° от нормали на расстоянии 300 м и зажигает авиационное горючее, находящееся за броней. В боекомплект установки могут входить и 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БСТ, с зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ, с пристрелочно-зажигательной пулей ЗП.В вооруженных силах Польши зенитные установки ЗПУ-2 использовались достаточно широко. Для прикрытия от ударов с воздуха транспортных колонн их размещали на грузовых автомобилях. В танковых и мотострелковых частях имелись ЗСУ БТР-152А. Эта зенитная колёсная самоходка представляла собой бронетранспортёр с ЗПУ-2, размещённой в десантном отсеке.
Машина прикрыта бронёй, обеспечивавшей защиту от пуль винтовочного калибра. ЗСУ БТР-152А весом 9,6 т могла разогнаться по шоссе до 65 км/ч. Экипаж – 6 человек. В 1950-е годы на польских предприятиях велось лицензионное производство зенитных орудий советского образца. Под наименованием 85 mm armata przeciwlotnicza wz.1939 производились 85-мм пушки КС-12, а 37-мм автоматы обр. 1939 года имели обозначение 37 mm armata przeciwlotnicza wz. 1939.
Зенитные артиллерийские орудия
85-мм зенитное орудие КС-12 обр. 1944 года в боевом положении без щита весило около 4 300 кг. Осколочная граната с дистанционным взрывателем массой 9,2 кг покидала ствол с начальной скоростью 800 м/с. Досягаемость по высоте составляла немногим более 10 000 м. Скорострельность – до 20 выстр./мин. Скорость буксировки по шоссе – до 50 км/ч. Расчёт – 9 человек. Объёмы производства зенитных орудий в Польше были значительными. Так, с 1950 до 1956 года выпущено около 900 85-мм зениток. Но, в связи с перевооружением на зенитные ракетные комплексы, 85-мм зенитки вывели в резерв в 1965 году, где они находились до 1981 года. Производство 37-мм автоматов велось с 1951 по 1956 год. За пять лет польская промышленность сдала около 600 орудий, ещё примерно 60 единиц было поставлено из СССР. По состоянию на 1 января 1957 года в наличии имелось 647 37-мм и 1 008 85-мм орудий.
Советская 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) во многом являлась копией 40-мм зенитки Bofors L60. В боевом положении без щита 37-мм установка весила 2 100 кг. Масса осколочного снаряда – 730 г. Начальная скорость – 880 м/с. Табличная дальность до самоликвидации – 4000 м. Практическая скорострельность – 120–140 выстр./мин. Скорость перевозки по шоссе – до 60 км/ч. Расчёт – 7 человек.В начале 1960-х начался вывод 37-мм скорострельных зенитных пушек в резерв. Но после арабо-израильского конфликта 1967 года командование Войска Польского пересмотрело свои взгляды на роль малокалиберной зенитной артиллерии в обеспечении противовоздушной обороны войск и важных объектов. В связи с переходом ударной авиации к действиям на малых высотах, для прикрытия скоплений войск, мостов, аэродромов и других важных объектов количество 37-мм зениток, имеющихся в войсках, даже возросло, и это положение сохранялось до окончания противостояния между ОВД и НАТО. Так, в 1981 году в войсках и на хранении имелось более 800 37-мм автоматов. Только в зенитных частях Сухопутных войск их числилось более 400 единиц. Окончательный вывод из эксплуатации этих реликтов Второй мировой состоялся в середине 1990-х.В 1957 году Польская Народная армия получила первые 57-мм зенитные автоматы С-60. Советский Союз поставил 24 зенитки. С 1958 по 1964 год велось лицензионное производство 57-мм зенитных орудий (польское обозначение 57 mm armata przeciwlotnicza S-60) на заводе в городе Тарнув.
57-мм автоматическая пушка С-60 в боевом положении весила 4,8 т. Боевая скорострельность – 80–90 выстр./мин. Досягаемость по высоте – до 4 000 м. Дальность по воздушным целям – до 5 000 м. Максимальная скорость воздушной цели – 300 м/с. Расчет – 8 человек.Батарейный комплект следящих приводов ЭСП-57 предназначался для автоматического наведения по азимуту и углу возвышения восьми 57-мм пушек С-60. Обычно в зенитной батарее было шесть зенитных орудий. При стрельбе использовались ПУАЗО-6-60 и радиолокационная станция орудийной наводки СОН-9. В боекомплекте С-60 имелись два основных типа боеприпасов: осколочно-трассирующие и бронебойно-трассирующие. Осколочный снаряд ОР-281 (ОР-281У) весом 2,81 кг оснащался ударным взрывателем с самоликвидатором. Самоликвидация происходила через 15–16 после вылета из ствола на дальности 6,5–7 км. 57-мм зенитное орудие обладало неплохими возможностями по борьбе с бронетехникой. Для этого имелся выстрел УБР-281 с бронебойно-трассирующим снарядом БР-281 (БР-281У) массой 2,85 кг. Он покидал ствол с начальной скоростью 1 000 м/с, и на дистанции 1 000 метров при угле встречи 60o пробивал броневой лист толщиной 80 мм. В конце 1958 года в зенитные артиллерийские полки польских танковых дивизий начали поступать самоходные установки ЗСУ-57-2. Всего, согласно польским данным, их было получено 48 единиц.
ЗСУ-57-2 создавалась на базе танка Т-54. Вооружение состояло из спаренной артиллерийской установки С-68, в которой использовались 57-мм пушки С-60. Темп стрельбы спаренной установки достигал 480 выстр./мин. Однако реальная скорострельность была не более 180 выстр./мин. Масса машины в боевом положении составляла 28 т. Внутренние агрегаты и экипаж были прикрыты 8–13 мм противопульной бронёй. Сверху башня зенитной установки брони не имела. Скорость по шоссе до 50 км/ч. Экипаж – 6 человек. Хотя мобильность гусеничной самоходки, вооруженной двумя 57-мм зенитными пушками, по сравнению с буксируемым орудием возросла, эффективность зенитной артиллерийской батареи, в которой имелось четыре установки, была существенно хуже, чем у шестиорудийной батареи С-60.На точность стрельбы отрицательно влияло отсутствие радиолокационной автоматизированной системы управления огнем. При ведении огня по воздушным целям экипаж зенитной самоходки дальность и скорость полёта определял визуально. Спаренная установка С-68 имела низкие угловые скорости наведения оружия на цель. Вероятность поражения воздушной цели можно было повысить за счёт введения в боекомплект снарядов с радиолокационным взрывателем, но этого так и не произошло.57-мм скорострельными буксируемыми орудиями и самоходными артиллерийскими установками вооружались зенитные артиллерийские полки, придаваемые мотопехотным и танковым дивизиям, а также предназначенные для защиты стратегически важных объектов. Автоматические пушки С-60 равномерно распределялись между Сухопутными войсками, Войсками береговой обороны и Национальными войсками ПВО.
Самоходки ЗСУ-57-2 эксплуатировались до середины 1970-х, когда им на смену пришли ЗСУ-23-4 «Шилка». Буксируемые 57-мм орудия служили дольше, их вывели в резерв в конце 1990-х. Параллельно с 57-мм зенитными пушками из СССР поставлялись 100-мм орудия КС-19М2. Но если 57-мм зенитки поступали в зенитные Сухопутные войска, береговые части ВМФ и объектовую ПВО, то 100-мм зенитками оснащались только Национальные войска ПВО. До появления зенитных ракетных комплексов 100-мм зенитные орудия были единственным средством борьбы с высотными воздушными целями.
100-мм зенитное орудие КС-19 обеспечивало обстрел воздушных целей, имевших скорость до 1 200 км/ч и высоту до 15 км. Все элементы комплекса на боевой позиции связывались между собой электропроводной связью. Наведение пушки в упреждающую точку производилось гидросиловым приводом ГСП-100 от ПУАЗО, но имелась возможность наведения вручную. В пушке КС-19 механизированы: установка взрывателя, досылание патрона, закрытие затвора, производство выстрела, открытие затвора и экстракция гильзы. Скорострельность 15 выстр./мин. Масса орудия – 9 460 кг. Расчёт – 7 человек. Скорость буксировки – до 35 км/ч. Активная служба этих орудий продолжалась до второй половины 1970-х, после чего они до конца 1980-х находились на хранении. Несколько десятков 100-мм зениток имелось в частях береговой артиллерии.
По состоянию на 1 января 1961 года в войсках находилось 224 100-мм орудия КС-19, 340 85-мм wz. 1939 г., 316 57-мм С-60 и 58 37-мм орудий. На тот момент большую часть имевшихся 37-мм автоматов вывели в резерв, но впоследствии их вернули в строй.Всего в вооруженных силах социалистической Польши имелось15 зенитно-артиллерийских полков, в том числе восемь, сведённых в две 4-полковые зенитные дивизии, расположенные вблизи крупных городских и промышленных агломераций. Зенитные дивизии защищали Варшаву и Верхнесилезский промышленный округ. Отдельные зенитные полки прикрывали: Щецин, Вроцлав, Познань, Быдгощ, Краков Згеж и Гдыню. Полк, размещённый в Ниско, предназначался для прикрытия переправ через Вислу.
Радиолокационные средства
Первая польская радиолокационная рота была сформирована в аэропорту Бемово в 1949 году. Это подразделение эксплуатировало поставленные СССР по ленд-лизу РЛС AN/TPS-3, SCR-527 и SCR-584. Американские радиолокаторы имели неплохие характеристики и вполне соответствовали своему назначению, но в связи с выработкой ресурса и нехваткой запчастей уже через три года их вывели из эксплуатации и передали в учебные подразделения.В 1952 году польские радиотехнические части приступили к освоению советских РЛС П-3А.
Радиолокатор П-3 принят на вооружение в 1945 году и предназначался для замены РУС-2. Многие конструктивные решения П-3 заимствованы из британской РЛС Bady Maggi. После войны мобильный радиолокатор был модернизирован и с 1948 года выпускался под обозначением П-3А. Элементы станции размещались на шасси двух автомобилей Studebaker US6. Дальность обнаружения целей, летящих на большой высоте, в простой помеховой обстановке достигала 120 км. Максимальная высота обнаружения – 10 км.Для контроля воздушного пространства Польши с 1956 года использовались РЛС дежурного режима П-20. Эта станция сантиметрового диапазона имела возможность обнаруживать крупные воздушные цели на дальности до 190 км.
Дальнейшим развитием РЛС П-20 стала П-30, выпуск которой начался в 1955 году. Подвижная двухкоординатная станция кругового обзора П-30 при импульсной мощности 1 МВт, обеспечивала обнаружение самолета-истребителя на дистанции 170–180 км на высотах 8–12 км. Эксплуатация станций этого типа в Польше началась в 1959 году, а завершилась в начале 1980-х.Для своевременного обнаружения воздушных целей в зенитных артиллерийских полках имелись мобильные РЛС П-8 и П-10 на автомобильном шасси ЗиС-151.
РЛС метрового диапазона П-8 могла обнаруживать цели, летящие на высоте 8 000 м, на дальности до 160 км. Станция П-10 являлась дальнейшим вариантом развития РЛС П-8 и имела дальность обнаружения 180 км. Для руководства огнём каждой зенитной батареи КС-19 и С-60, помимо оптических ПУАЗО, полагалось иметь радиолокационную станцию орудийной наводки СОН-4 или СОН-9.
Станции орудийной наводки СОН-4 и СОН-9 могли не только выдавать информацию для автоматизированной наводки зенитных орудий, но и самостоятельно вести поиск воздушных целей на дальности 40–60 км.В 1952 году в Варшавском технологическом институте была создана мобильная РЛС Nysa-A. Её конструкция во многом повторяла немецкую РЛС Freya, но в основном была построена на американской элементной базе. Передатчик станции работал на частоте 600 МГц. Импульсная мощность составляла 200 кВт. Скорость вращения антенны – 5 оборотов в минуту. Основные элементы РЛС размещались на шасси ЗиС-150.
Испытания первого польского радара завершились в начале 1953 года. Дальность обнаружения истребителя МиГ-15, летящего на высоте 5 000 м, составила 150 км. Радиолокатор был далек от совершенства, но его приняли на вооружение ВВС Польши для наблюдения за воздушным пространством. До 1954 года было изготовлено 5 мобильных радиолокаторов Nysa-A. Эти станции служили до второй половины 1960-х. В 1957 году на вооружение польских радиотехнических войск поступил мобильный радиовысотомер Nysa-В, смонтированный на колесном прицепе.
Станция дециметрового диапазона имела импульсную мощность 1 000 Вт. Дальность действия – 120 км. В 1957 году предприятие Rawar, находившееся в Варшаве, приступило к выпуску РЛС дежурного режима Nysa-С. Этот достаточно крупный радар работал в дециметровом частотном диапазоне и мог обнаруживать воздушные цели на дальности более 200 км.
РЛС Nysa-С являлась фактически стационарной. Для её перебазирования требовалось привлечение нескольких грузовых платформ и тягачей. Обычно стации Nysa-С и Nysa-В эксплуатировались совместно, образуя трёхкоординатный радиолокационный комплекс. В 1954 году воздушное пространство Польши контролировали четыре постоянно действующих радиолокационных поста, на которых было развёрнуто более 20 РЛС. В 1956 году количество РЛС в войсках составило 65 единиц. В начале 1963 года 44 радиолокационные роты имели на вооружении 94 РЛС.
Зенитные ракетные комплексы
К середине 1950-х годов, в связи с ростом скорости и высоты полёта реактивных боевых самолётов, зенитная артиллерия среднего и большого калибра перестала быть действенным средством противовоздушной обороны. Проблема усугублялась тем, что прорвавшийся сквозь рубежи ПВО одиночный бомбардировщик-носитель атомной бомбы мог нанести обороняющейся стороне критический ущерб. Одновременно с созданием реактивных всепогодных истребителей-перехватчиков, обладавших сверхзвуковой скоростью полёта и оснащённых бортовыми радиолокационными станциями, автоматизированными линиями наведения и управляемыми ракетами, в СССР начались работы по созданию зенитно-ракетных комплексов. Первым мобильным ЗРК, поступившим на вооружение войск ПВО СССР в 1957 году, стал СА-75 «Двина». Для поражения воздушных целей использовались радиокомандные зенитные ракеты В-750 (1Д). Двигатель ЗУР работал на керосине, окислителем был азотный тетраоксид. Запуск ракеты с наклонной пусковой установки с переменным углом старта и электроприводом для разворота по углу и азимуту происходил при помощи отделяемой твердотопливной первой ступени. Станция наведения, работавшая в 10-см диапазоне, была способна сопровождать одну цель и наводить на нее до трех ракет. Всего в составе зенитно-ракетного дивизиона имелось 6 пусковых установок, которые располагались на удалении до 75 метров от станции наведения. Благодаря тому, что в составе ЗРК использовались собственные радиолокационные средства обнаружения воздушных целей: РЛС П-12 и радиовысотомер ПРВ-10 – зенитно-ракетный дивизион был способен вести боевые действия автономно.Уже во второй половине 1959 года начался отбор польских офицеров для обучения в СССР. Первый пуск ракеты комплекса СА-75М был произведен 11 октября 1960 года на советском полигоне в Ашулук. Четыре огневых дивизиона СА-75М и один технический сформировали в Польше в конце 1960 года.
Всего Польша получила 17 ЗРК СА-75М «Двина» и 5 технических дивизионов, в которых осуществлялось обслуживание и снаряжение ракет, а также 859 ЗУР В-750. В 1962 году были сформированы ещё четыре огневых и один технический дивизион. В связи с переходом на зенитные ракетные комплексы, в 1960-е годы произошло сокращение количества зенитной артиллерии, имеющейся в строевых частях вооруженных сил Польши, а число ЗРК, наоборот, увеличивалось.
Во второй половине 1963 года была достигнута договорённость о приобретении ЗРК С-75М «Волхов». В начале 1964 года первый комплект С-75М прибыл в Польшу из СССР. В период с 1964 по 1973 год Польша получила 1 362 ракеты В-755, 24 огневых дивизиона и 7 технических дивизионов.По сравнению с ЗРК СА-75М на С-75М максимальная дальность поражения воздушных целей была повышена с 34 до 43 км, улучшены точность наведения ракет, увеличены вероятность поражения и помехозащищённость.В годы холодной войны разведывательная авиация стран НАТО часто нарушала воздушную границу со стороны Балтийского моря. Наибольшую активность проявляли западногерманские патрульные самолеты Breguet Br.1150 Atlantic, залетавшие в воздушное пространство Польши в районе острова Волин.Для пресечения разведывательных полётов в декабре 1968 года один дивизион С-75М скрытно перебазировали на остров Волин. При этом командир дивизиона получил приказ в случае необходимости открывать огонь на поражение без предварительного доклада вышестоящему начальству. Однако до боевой стрельбы дело не дошло. Радиотехнические разведывательные средства авиации НАТО зафиксировали работу станции наведения СНР-75, и нарушения воздушной границы в этом районе прекратились.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!