29 июня 2015 года командующий Военно-морскими силами Украины, вице-адмирал Гайдук, разразился заявлением, что до 2020 года ВМС Украины пополнятся 30 (тридцатью) новыми кораблями и катерами.
Подобные заявления чиновники такого уровня делают в нескольких случаях: когда нужно сохранить кресло под своим седалищем; когда есть возможность занять кресло уровнем повыше и нужно зафиксировать прогиб перед руководством, показав свою незаменимость; когда планируется весьма перспективный заработок от «освоения» бюджетных или других средств.
В условиях современных реалий Украины, это больше похоже на притчу, где, либо ишак умрет к оговоренному времени или падишах.
Указанное заявление Гайдук сделал в Одессе на соответствующем брифинге. Он наговорил много и нам нужно разобраться во всей глубине вице-адмиральской мысли. Гайдук указал на ряд «особенностей» благодаря которым и будет возможность реализовать то, что он сказал, а именно: «увеличение численности ВМС на 30 кораблей и судов возможно только при условии достаточного финансирования».
Таким образом Гайдук просто клянчит денег у руководства страны для дальнейшего их «освоения» и ему все равно что денег в стране нет, от слова совсем, он хочет заработать, пока на должности, ведь генералы Сухопутных войск и других ведомств заняты именно этим. «Основу ВМС будут составлять новые корветы с возможностью нести на борту ударное оружие и первый корвет будет спущен на воду уже в 2018 году», - добавил Гайдук, ошарашенным журналистам.
Вы представляете себе это? Еще даже не принято решение о выделении каких-то средств, еще нет проектов судов, нет макетов, еще вообще ничего нет кроме его слов, а он уже говорит о сроках спуска на воду первого корабля из запланированной им же серии.
Есть, конечно, вариант, что страны НАТО помогут и просто передадут Украине свои устаревшие корабли, так как верить в финансирование, с их стороны, строительства кораблей для Украины я отказываюсь, так как дарить деньги никто не будет. Строительство корабля это очень долго и трудоемко, даже небольшого и даже если его будут строить на верфях стран НАТО – это деньги в долг, а кредит никто под это не даст. Даже если просто купить корабли, то все равно нужен кредит. Так что остается один вариант на списанные или устаревшие корабли, которые все равно придется ремонтировать, а экипажи переучивать.
Хочу также напомнить, что в Украине, на сегодняшний день, практически не осталось предприятий, которые могли бы выпускать подобную продукцию. Когда-то при СССР в УССР была сильнейшая промышленность, которая выпускала для ВМФ практически любые суда: от катеров до авианосцев, от судов на воздушной подушке до подводных лодок. Теперь всего этого нет, большая часть предприятий просто уничтожена и продана на металлолом. Но хуже всего обстоит дело с персоналом, рабочими (токари, сварщики и прочими), специалистами конструкторских бюро, инженерами, так что даже на остатках предприятий выпуск подобной продукции маловероятен. Одним из факторов негативно влияющих на возможность указанного производства на предприятиях Украины, является то, что за десятилетия простоя эти предприятия ничего не выпускали и культура производства просто утрачена, как и лучшие кадры. Теперь все нужно начинать заново и только после постройки простейших катеров, других малотоннажных судов переходить постепенно к производству более сложных судов, в том числе корветов, но это займет годы, причем при регулярном финансировании. Так что я очень сомневаюсь в искренности Гайдука по поводу его переживаний за флот, больше склоняюсь к той притче про ишака и падишаха.
Гайдук так же уточнил, что военный флот Украины пополнят новые ракетные, десантные и артиллерийские катера. После сказанного Гайдуком, я ощутил некое «дежавю», я где-то это уже слышал и я не ошибся.
Недавно заместитель Министра обороны Украины Гусев сообщил: «Сегодня продолжается строительство двух бронекатеров, которые до конца текущего года уже поступят в ВМС».
Так вот эти два высокопоставленных чиновника говорят о бронекатерах проекта «Гюрза-М», которые заложены еще в 2012 году. Но они никому не были нужны и гнили на причалах, об этом указанные чиновники молчат и теперь их пытаются протолкнуть в ВМС. Их водоизмещение — 50 тонн, длина – 23 метра, ширина – почти пять метров, а осадка один метр. Максимальная скорость хода катеров подобного проекта — до 28 узлов, дальность хода — 700 миль и автономность — 5 суток. Экипаж состоит из пяти человек. Вооружение включает в себя два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01, включающих 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 40-мм автоматический гранатомет УАГ-40 и пулемет КТ-7.62, а также две ПТРК «Барьер» с лазерной системой наведения. Как оно получится в итоге, ни знают сами военные. Однако Гайдук утверждает, что до 2020 года подобных катеров будет построено 18 штук.
Гайдук так же сообщил, что ВМС сейчас уделяет внимание подготовке курсантов, обучению личного состава обращению с современным оборудованием и вооружением, в том числе на кораблях НАТО и Европейского союза. Однако он не называл цифр, так что сложно судить, где проходят службу матросы и проходят ли они службу вообще. Может детки адмиралов и генералов служат на Багамах или еще где-то, что весьма вероятно. Брифинг напоминал пиар акцию по рекламе себя любимого, без какой-либо конкретики.
Он также добавил, что рассматривается возможность пополнения флота сверхмалыми подводными лодками. «Сейчас мы рассматриваем вопрос о том, что наши подводные лодки будут небольшими, учитывая глубины от острова Змеиный до мыса Тарханкут. Тут совсем небольшие глубины – 40-50 метров. Поэтому должны быть небольшие подводные лодки». Дальше Гайдука понесло в пафос: «Подводный флот, с потерей единственной подводной лодки «Запорожье» не должен исчезнуть». «Мы рассматриваем перспективную структуру ВМС Украины, подводную составляющую. Подводники - это элита ВМС Украины и мы не имеем права потерять эту составляющую. Поэтому мы планируем до 2020 года иметь в составе ВМС подводные лодки и готовы к обсуждению вопросов подготовки экипажей» - заявил Гайдук.
А я хочу напомнить читателям, что означала для ВМС Украины всего лишь одна подводная лодка «Запорожье» стоящая у причальной стенки (кому интересно можете погуглить её «боевой» путь в независимой Украине). Так вот одна подводная лодка – это большое количество должностей, весьма сытных, начиная от командующего подводным флотом и заместителя командующего ВМС Украины и до самого верха – это большие погоны и большие деньги.
Давайте дальше разбираться с ВМС Украины, вернее, с теми проблемами, которые они сами себе нарисовали. Одной из таких проблем является возврат кораблей, которые остались в Крыму.
На данную тему Гайдук также нашел, что сказать слушателям: «Переговоры ведутся. Российская сторона сказала, что «мы готовы вернуть украинские корабли». Украинская сторона согласилась транспортировать их в порты Украины. Мы находимся в плоскости принятия политического решения».
Но Гайдук, наверное, просто забыл рассказать самое интересное, что проблема заключается в том, что абсолютное большинство украинских военных моряков приняло решение служить в российской армии и флоте. Таким образом, сейчас просто некому перегонять корабли из Крыма в Одессу и вице-адмирал это знает. Однако он утверждает, что моряки, которые вернулись из Крыма в Украину, были задействованы в Одесской и Николаевской областях, в мероприятиях по недопущению провокаций и по стабилизации ситуации в регионе. О чем он именно говорит мне абсолютно не понятно, но я думаю, раз моряки есть, то почему они до сих пор не перегнали корабли из Крыма? Так что снова лукавит вице-адмирал и тут же продолжает: «И результаты есть. Мы видим, что ситуация в этих областях достаточно стабильная и в то же время восстановлена боеспособность береговых войск и морской авиации, которые успешно выполняют боевые задания».
Однако все СМИ Украины уже разнесли новость века! «Россия отдаст корабли!» Да Россия их и не держала – вам их забирать просто некем, вот и все. Но пЭрЭмоХа звучит гордо, так что верьте вице-адмиралу, он не соврет, он дипломатично переводит стрелки, в политическую плоскость, выводя себя из-под удара. По его словам, проблема возвращения кораблей находится в компетенции Кабинета Министров, и сейчас идут переговоры по линии МИДа.
Ранее по данному поводу уже выступал представитель генерального штаба Вооруженных сил Украины Селезнев, который сообщил, что в Крыму «зависло» определенное количество кораблей и другого военного имущества: «Согласно официальным данным, на территории Автономной Республики Крым - 35 единиц кораблей, катеров и судов обеспечения, в том числе и боевые корабли. Речь идет о корветах «Тернополь», «Луцк», «Хмельницкий», ракетном корвете «Приднепровье», корабле управления «Славутич», морских тральщиках «Чернигов» и «Черкассы», большом десантном корабле «Константин Ольшанский», подводной лодке «Запорожье» и ряде других судов и кораблей обеспечения. Также на территории Автономной Республики Крым остались две единицы летающей лодки БЕ-12 - самолет и один вертолет Ми-9».
У меня же складывается впечатление, что военные чиновники Украины, сами не знают, что со всем этим делать и куда это все деть, так как реальных мест базирования под это все просто нет и нужно строить новые. Вот они и крутятся, как ужи на сковородке.
Теперь хочется рассказать о приятном «подарке» и подсластить пилюлю для украинских читателей. Неожиданный подарок пришел из США. Власти США торжественно передали Украине пять скоростных катеров, предназначенных для военных нужд. Это пять быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M, которые являются продуктом компании Willard Marine. Стоимость одного Sea Force 11M составляет около 850 тысяч долларов, а Sea Force 730 стоит— примерно 350 тысяч долларов США.
А напоследок о наболевшем. Слушая Гайдука и примерно представляя себе общую картину происходящего, меня не оставляла мысль, что Гайдук таки справится с поставленной задачей и цифра в 30 (тридцать) кораблей озвученных им, до 2020 года таки появятся в ВМС Украины. Но только это будут не корветы, а вот такие вот катера, как «Гюрза» и подобные им, а так же вот такие вот «подарки». Так что за Украину, как морскую державу, я спокоен. Это будет очередная пЭрЭмоХа, на этот раз военно-морская. Но воспоминания о притче про ишака и падишаха, не покидают меня.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас