Особое место среди задач, решаемых разработчиками ядерных боеприпасов, занимает обеспечение безопасности их эксплуатации. Оружие не должно быть приведено в действие произвольно – в результате техногенных или природных катаклизмов, попытки злоумышленника. На последний случай придуманы хитрые кодоблокировочные устройства.
Практика показывает, что безопасность обеспечивалась даже в весьма серьезных инцидентах. Доказательством этому утверждению в какой-то мере могут служить происшествия в военно-воздушных силах США. Разумеется, речь идет о событиях мирного времени, точнее, холодной войны.
Информация о таких инцидентах частично опубликована в официальной справке Пентагона «Резюме с изложением происшествий с ядерным оружием США 1950–1980 годов» (Narrative summaries of accidents involving U.S. nuclear weapons 1950–1980). В ней особо подчеркивается, что-де ядерное оружие никогда не размещалось на борту самолетов, совершавших учебные полеты, и все инциденты были связаны с полетами на боевом дежурстве или при перевозке спецбоеприпасов с одной базы на другую. Однако тут американцы явно темнят: похоже, боевые миссии у них долгое время маскировались как раз под учебные полеты.
“ Для облегчения машины экипаж принял решение сбросить «макет», что и было сделано над водами Тихого океана ”
Первый такой случай произошел с тяжелым винтомоторным бомбардировщиком В-36 «Писмейкер» («Миротворец») 13 февраля 1950 года. Взлетев с авиабазы «Айельсон» на Аляске, это устрашающего вида шестимоторное чудовище взяло курс на базу «Карсуэлл» в Техасе. Как отмечается в упомянутом резюме, то был полет, имитирующий боевой рейд, и на борту самолета находился «макет» авиабомбы. Очень странный макет – как утверждают более поздние источники, с ураном вместо плутония. Впрочем, хрен редьки не слаще, как говорится... Через некоторое время у бомбовоза вышли из строя сразу три двигателя, из-за интенсивного обледенения В-36 начал терять высоту. Экипаж (16 человек плюс еще один какой-то таинственный пассажир) принял решение для облегчения машины сбросить «макет», что и было сделано над водами Тихого океана. При ударе о воду сработал имеющийся в любом ядерном боеприпасе инициирующий заряд обычной взрывчатки, разнесший «макет» на куски. При этом возникли подозрительно яркая оранжевая вспышка и мощная ударная волна, возможно, имел место «неполный» ядерный взрыв. Машину, однако, это не спасло, и люди вынуждены были выброситься на парашютах.
Через два месяца – 11 апреля тяжелый бомбардировщик возрастом постарше, В-29 «Суперфортресс» («Сверхкрепость» – именно такие разбомбили Хиросиму и Нагасаки), через какие-то три минуты после взлета с авиабазы «Киртлэнд» в Нью-Мексико врезался в скалу, похоронив 13 членов экипажа. На его борту находилась ядерная авиабомбa Mk-4 типа той, что сбросили на Нагасаки. Однако ядерным зарядом она оснащена не была – он перевозился тем же самолетом в отдельном контейнере (вводился в корпус бомбы непосредственно перед боевым применением по соответствующему приказу). Хотя страшный взрыв поглотил самолет и людей, ядерный заряд уцелел, впоследствии был обнаружен и эвакуирован поисковой службой.
С 1951 года стратегическое авиационное командование ВВС США стало получать реактивные средние бомбардировщики В-47 «Стратоджет» (название составлено из английских слов «стратосферный» и «реактивный»). Всего их было выпущено более 1700. На это довольно изящное с виду творение фирмы Boeing приходится большинство «военно-воздушных» ядерных происшествий.
10 марта 1956 года один из четырех «Стратоджетов», совершавших беспосадочный перелет с авиабазы «Макдил» во Флориде на аэродром поближе к границам СССР, в условиях плотной облачности не вышел в точку встречи с самолетом-заправщиком над Средиземным морем и попросту исчез. Что с ним произошло, неизвестно. На борту В-47 находилось два контейнера с зарядами для ядерных бомб.
27 июля того же года другой В-47 на авиабазе «Лейкенхит» (графство Саффолк, Великобритания) при посадке выкатился с полосы аэродрома и врезался аккурат в хранилище своих же ядерных бомб. Однако ни одна из трех 40-килотонных Mk-6 не взорвалась – системы обеспечения безопасности сработали отлично. Бомбы, получившие механические повреждения, увезли в Штаты на ремонт.
“ Пожарные боролись с огнем минут десять, после чего покинули место, опасаясь сильного взрыва. Но о наличии на борту ядерного оружия марокканцы не знали ”
Третий случай с В-47 произошел 11 октября 1957 года на авиабазе «Хомстед» (штат Флорида). При взлете у самолета разорвалась камера колеса и он потерпел крушение. Как и киртлэндский В-29, В-47 перевозил ядерный заряд вне корпуса авиабомбы. Обошлось без серьезных последствий.
31 января 1958 года очередной В-47 при взлете с аэродрома в Марокко недалеко от Рабата подвело шасси. Бомбардировщик, ударившийся хвостом о землю, имел на борту готовую к применению ядерную бомбу. Он загорелся, и прибывшие местные пожарные боролись с огнем минут десять, после чего спешно покинули место происшествия, опасаясь сильного взрыва: керосина-то на борту «бомбера» было под завязку. О наличии на нем ядерного оружия марокканцы не знали. Взрыва, однако, не произошло, и бомбовоз спокойно догорал несколько часов. Американцы потом срезали с ВПП асфальт и провели дезактивацию участка аварии. По-видимому, произошло разрушение ядерного боеприпаса с незначительным радиоактивным заражением из-за развалившихся компонентов заряда. Это происшествие, кстати, на время «приземлило» весь парк В-47 ВВС США – их командование потребовало провести инспекцию шасси бомбардировщиков.Самыми громкими ядерными инцидентами с В-47 стали две жуткие истории со сбросами термоядерных бомб над территорией США, причем в течение чуть более одного месяца.
Продолжение. В газете уже опубликованы первая и вторая части.
5 февраля 1958 года В-47, стартовавший с авиабазы «Хомстед» и повредивший крыло в результате столкновения в воздухе с истребителем F-86 «Сейбр» («Сабля»), вынужденно избавился от водородной бомбы Mk-15 мощностью порядка двух мегатонн. Только это позволило поврежденному самолету совершить аварийную посадку на аэродроме Хантер в Джорджии. Бомба плюхнулась на мелководье в устье реки Саванны в районе Тайби Бич. Там и покоится до сих пор – бомбу безрезультатно искали девять недель. Кстати, официальные американские источники утверждали, что это был опять-таки «учебный полет» . Надо полагать, ядерной опасности бомба уже давно не представляет из-за радиохимической деградации компонентов боевого заряда.
“ Бомба плюхнулась на мелководье в устье реки Саванны. Искали девять недель – безрезультатно ”
Поисковые работы еще продолжались, когда очередной В-47, взлетевший 11 марта (на этот раз с авиабазы «Хантер») и направлявшийся куда-то за океан, как утверждается, случайно (это как?!) сбросил водородную бомбу вблизи городка Флоренс в Южной Каролине. Даром что местность была малонаселенная, но бомба угодила-таки в задний двор дома, принадлежавшего железнодорожнику Уолтеру Греггу. Произошел взрыв инициирующего тротилового заряда, в результате чего образовалась здоровенная воронка. Но система предотвращения фатальной случайности и здесь не подвела. Термоядерный заряд не сработал, впрочем, представители ВВС уверяли перепуганную американскую общественность, что он в бомбе вообще отсутствовал, поскольку должен вводиться в корпус перед боевым применением. Грегг и пятеро его домочадцев получили не только толику впечатлений о деятельности Пентагона, но и ранения. Взрывная волна сильно повредила особняк железнодорожника.
Наконец, 26 ноября 1958 года на авиабазе «Ченнолт» в Луизиане сгорел В-47 с ядерной бомбой на борту. Пожар вызвал радиоактивное заражение, впрочем, ограниченное останками машины.
Продолжение следует
Константин Чуприн
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас