Вопрос о том, будут ли украинцы запускать беспилотники на нашу территорию как бы и не стоит. И так понятно, что никуда не денутся, будут запускать. Понятно (из разговоров с представителями наших ПВО), что запускают они их не с целью нанесения ущерба, это при запуске одного-двух аппаратов слишком самонадеянно, а для анализа работы российского ПВО на своей территории. Но если проверка прошла на «отлично», тут вопрос «а не бахнуть ли нам» тоже не предмет для споров. Конечно, бахнуть. Мир в труху, понятное дело, не получится, но шум в информационном поле – это полезный шум. За него денег дают.
Берем как пример последний удар по Киреевску Тульской области. Семь домов повреждены, три человека получили ранения. Смысл? Никакого. На первый взгляд.Мы у себя в Воронеже после первой атаки ждем чего-то такого. Ничем мы не хуже Энгельса и уж точно миллионный город цель более жирная, чем Киреевск с его населением в 25 тысяч человек.Скрытый сакральный смысл? Очевидно, да. Миллионник Воронеж прикрывает полк ПВО плюс самолеты. Шансов мало изначально, потому что обученность военнослужащих 108-й зенитного ракетного Тульского полка лично мне хорошо известна и сомнению не подлежит. Потому прекрасно понимаю противника на той стороне – смысл ломиться, если собьют? А наши собьют. Умеют.Один из телеграммных тружеников составил карту, на которой отметил точки, где приземлялись сбитые БПЛА ВСУ. Хорошая работа, которая наглядно показывает, что идет постоянное прощупывание противовоздушной обороны страны. Где-то успешно, где-то нет.
Ответ прост: затем, что кто-то разработал соответствующие планы. Планы по нанесению ударов по объектам на территории страны. Чем – это третий вопрос, главное – знать куда и как. И потому беспилотники с территории Украины прощупывают направления, относительно безопасные для полетов.Что потом полетит по этим маршрутам, пока сказать сложно, но в мире не только Иран выпускает эффективные ударные беспилотники. И этот факт сомнениям не подлежит. А до этого радостного для ВСУ момента старые туполевские разведчики будут пытаться прорвать ПВО России. Здесь действительно важно знать, как далеко может пролететь гипотетический ударный БПЛА до того момента, как его заметят, определят и уничтожат.Или не уничтожат. Такое тоже может случиться, как показали ЧП в некоторых российских населенных пунктах. В Туапсе, например. Понятно, почему украинские аппараты летят таким широким веером, от Краснодарского края и до Тульской и Рязанской областей. В Москву? Нет, зачем? Со столицей пока все понятно. Там делать нечего.Маршруты безопасного пролета над территорией России. Получится нанести какой-то ущерб, как в Туапсе или Энгельсе – хорошо, нет – достаточно разведывательной информации более чем. В центрах ее обработают и на ее основании сделают выводы и расчеты.
Вопрос – зачем?
Что потом?
Очень сложно что-то спрогнозировать. Начнем с того, чем сейчас оперируют ВСУ. То есть, Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс».Собственно, участник 90% акций на территории РФ. Летящий на 1000 км со скоростью 1000 км/ч беспилотник весом почти 5,5 тонн – серьезная штука. Способность летать на высотах от 20 до 6000 метров делает его проблемной целью, несмотря на размеры.Но две «изюминки» «Стрижа» заключены не в этом. Первая – это то, что сегодня Ту-141, летящий со стороны Украины в Россию не является тем беспилотником, который был создан в 80-х годах прошлого века. И проистекает это из второй «изюминки»: родиной Ту-141 «Стриж» является город Харьков.Да, в цехах Харьковского авиационного завода, где трудились в основном выпускники Харьковского авиационного института, при поддержке Харьковского технического университета радиоэлектроники, создавали и собирали весьма неплохой по тем временам аппарат. Сегодня собрать? Запросто. Да, уже звучали мнения относительно того, что «все разворовано и потеряно», хотелось быть уверенным в этом, но что-то подсказывает, что все не так однозначно. И рассчитывать на это огульно не стоит. Запросто могла сохраниться вся документация, а значит – вполне возможно и выпускать новые «Стрижи», и модернизировать старые.Кстати, надеюсь, никто не станет делать круглые глаза насчет того, что сегодняшний «Стриж» несколько отличен от того, сорокалетней давности? Естественно, полностью сменили навигационные системы с инерциальных на более современные, иначе добиться довольно точных попаданий в Туапсе, Дягилево и Энгельсе было бы просто невозможно.Харьковским авиазаводом было изготовлено 152 «Стрижа». Цифра невелика, однако есть информация о том, что на заводе хранится весьма приличный (до сотни) запас корпусов и двигателей. Можно из этого сделать годные беспилотники? Естественно. Но дело это весьма небыстрое, потому применение «Стрижей» мы наблюдаем эпизодически. Очевидно – по мере готовности.
Ту-141 «Стриж»
Ту-143 «Рейс»
Этот аппарат уступает «Стрижу» во всем, меньше дальность, высота, скорость (незначительно), размеры. Однако, не все так однозначно, хоть некоторые уже приговорили «Рейс» как неспособный пролететь более 300 км. Хотя и цифра «300» более чем достаточна для того, чтобы держать в напряжении ПВО прифронтовых областей России.Специалист из Харькова (удивительно, правда?) С. В. Скороход в своем докладе
уделил внимание доработке и модернизации советских разведывательных БПЛА типа «Рейс» и «Стриж» в соответствии с требованиями современности.Среди прочего в своих докладах Скороход говорил о том, что дальность Ту-143 «Рейс» можно увеличить за счет размещения дополнительных топливных баков. Всего у БПЛА четыре отсека для оборудования. В отсеке Ф1 размещается разведывательная аппаратура, отсек был съемным. Считай – место для БЧ. Второй отсек, Ф-2, был заполнен аппаратурой управления и электроснабжения. И в этот отсек убиралась передняя стойка шасси. Отсек Ф3 – топливо. Отсек Ф4 – двигатель и контейнер с тормозным парашютом. Вместо отсека для стойки можно разместить первый бак. Вместо парашюта – второй. Третий и четвертый баки – вместо стоек шасси в консолях крыльев. Зачем крылатой ракете шасси? А по предварительным расчетам, размещение этих дополнительных баков может увеличить дальность полета до 400 км.Не очень приятен момент, что в отличие от Ту-141 «Стриж» «Рейсов» наклепали в свое время почти тысячу. И делали их, в том числе, и в Харькове. И кроме Украины «Рейсы» поставлялись нашим бывшим союзникам, теперь поставляющих Украине все, что только можно: Болгария, Чехия, Словакия, Румыния. А ведь в 2009 году Беларусь купила у Украины 50 «Рейсов» для своих нужд. Сколько их осталось еще в распоряжении Украины, сказать просто нереально, потому что несложная и неприхотливая леталка вообще пользовалась спросом. И даже примерно оценить количество работоспособных «Рейсов» у ВСУ просто нереально. Но то, что они есть, причем, не в единичных количествах, это факт неоспоримый. Очень приблизительно, основываясь на весьма неточных данных, можно озвучить цифру от 150 до 250 Ту-143 в разной степени пригодности. Как подлежащих ремонту и восстановлению до летного состояния, так и нет.С Ту-141 проще. По данным открытых источников, ВСУ на сегодняшний день уже использовали 29 «Стрижей», считая и тот, который улетел в Загреб. То есть, максимум, что может быть в распоряжении ВСУ – около 30-50 аппаратов в разной степени пригодности плюс неопределенная перспектива ремонта и сборки новых аппаратов. Но она есть.
Для чего это все?
То, что видно на карте говорит только об одном – рейдами своих беспилотников ВСУ прощупывает возможности российского ПВО. Вопрос – зачем?Тут стоит сразу отмести планы гипотетического ответного удара, ничего не получится: в распоряжении ВСУ слишком мало БПЛА, способных выполнить роль крылатых ракет. Даже сотня-две толком ничего не смогут изменить. С российской стороны летели тысячи ракет и «Шахедов», вроде бы терзая инфраструктуру, но вот беда – энергосистема украинских городов восстановлена быстрее, чем восполнены запасы ракет в российской армии.Сотня крылатых ракет из «Рейсов» и «Стрижей» - это опасно, но не настолько, как хотелось бы Киеву. Да, советские беспилотники умеют летать на сверхнизких высотах, огибать рельеф и так далее. Но и крылатые ракеты умеют. А БЧ «Калибра» в 400-450 кг – это вам не 127 кг БЧ «Стрижа», сделанной при помощи авиабомбы. Но у «Стрижа» тоже весомо, конечно.Итак, ответного удара не наблюдается. Есть мнение о том, что будет совершен отвлекающий маневр, имитирующий наступление на российскую территорию, а БПЛА будут осуществлять «массированный» удар по стратегическим объектам на нашей территории. Тоже не очень смотрится. Стратегических объектов, конечно, на территории России много, явно больше, чем «Стрижей» у ВСУ. Кроме того, карта, созданная блогером, заставляет задуматься вот над чем: почему удары наносятся по таким странным объектам? Их можно разнести на две категории: полезные и бесполезные.Полезные – это Туапсе, Энгельс, Дягилево. В Туапсе эффект был, больше политический, чем экономический, но был. В Дягилево и Энгельсе он был политический, и даже сыграл нам на руку: наконец аэродромное командование оторвало туши от диванов и начало маскировать и рассредоточивать самолеты, прекратив изображать парадно-выставочный строй около ВПП.Гвардейское, Бутурлиновка и Ейск – понятно, города с авиационной начинкой. Но там с подлетом не получилось, крупные «Стрижи» были сбиты, а вот в Ейске более мелкие китайские «Мугин-5» прорвались и устроить взрывы.Но это вменяемая часть. А другая часть вообще странно смотрится. Кендже-Кулак – село, 1100 человек. Новый – поселок, 889 человек. Казанская Лопатина – хутор, 338 человек. Муравлево – село, 168 человек. Аэродромов, стратегических объектов иного плана – да там магазины не везде есть!Плюс отдельно Калужская и Московская области, где БПЛА вообще упали вне населенных пунктов.Испытания новых навигационных систем? Вполне возможно. И там, где не будет противодействия ПВО и РЭБ. И, если это так, то можно отметить, что с долетаемостью у украинских аппаратов сильно так себе, несмотря на все ухищрения и модернизации.Понятно, что тот же «Стриж» в своем изначальном, советском облике, вряд ли попал бы в аэродром Энгельса. Явно были установлены новые современные автопилоты и средства ориентирования аппарата. И то были проблемы, иначе «Стриж» с авиабомбой не упал бы под Загребом, в Хорватии. Это, между прочим, как раз около тысячи километров, только на запад, немного в другую сторону.Но те же «Рейсы» вполне себе нормально пытались атаковать Курск и Белгород.
Видимо, сменено было все: полетные контроллеры, навигационные системы, возможно, с корректировкой по спутникам. И логично идут испытания, в том числе и там, где точно никто не станет мешать. Хутора и села.Первые испытания прошли сильно так себе. Могло быть намного хуже, в том же Энгельсе.Но любые системы, если над ними работать, рано или поздно будут отлажены и начнут работать так, как от них требуется. Но количество «Рейсов» невелико, а «Стрижей» еще меньше. Однако, ВСУ упорно продолжают посылать свои аппараты в полеты на нашу сторону. Прекрасно понимая, что новые аппараты взять неоткуда.
Стоп. А с чего мы взяли, что Украине неоткуда взять аппараты на замену «Стрижам»? Выше я уже высказал мнение, что хорошие БПЛА делает не только Иран. Делают Израиль, США, Китай.Кто продаст и как – а не важно, важно, что в итоге более продвинутые БПЛА могут оказаться в распоряжении ВСУ. Или ракеты. Крылатые. Как? Да все так же: в трюмах сухогрузов, а потом по железной дороге. Сомнительно? Ну да, мы и в поставки высокоточных снарядов не очень верили, а теперь «Эскалибуры» и «Хаймарсы» стали обыденностью. Так что могут и дальнобойные ракеты прийти. После планирующих бомб. Запросто.И вот тут ситуация будет не очень красивой: коридоры для безопасных полетов выявлены и опробованы, маршруты провешены. Заряжай и запускай.И вот тогда вместо «Стрижей» может полететь что-то другое. Более совершенное и точное.И тут стоит учесть не только желание Киева заиметь такое оружие (уверен, дай им сегодня ядерную боеголовку – завтра полыхнет у нас по полной где-нибудь), но и наличие его (а оно несомненно) у тех, кто может вооружить ВСУ таким оружием.И вот тут проблемы начнутся у нас. Защитить ВСЕ ценные объекты в зоне досягаемости «Стрижей» (или еще чего-то) мы реально не сможем. У нас столько ЗРК нет просто.
1. Украина проводит изучение возможностей российского ПВО путем запуска БПЛА «Стриж» и «Рейс» на территорию России.2. Вероятно, идут попытки возобновить производство БПЛА на Харьковском авиазаводе либо получить аналогичные аппараты у союзников.3. Россия не сможет защитить все важные объекты в прифронтовой полосе, по крайней мере, для этого потребуется создание единого радиолокационного поля и увеличение количества авиации, которая будет бороться с БПЛА.Конечно, несколько печально, что со стороны Украины не идут заявления относительно «оружия возмездия», «оружия последнего удара» и всего в таком духе. Обычно это свидетельствует о том, что дела идут хуже некуда, а за этим, по аналогии со Второй Мировой, следуют удары по гражданскому населению.Однако, кропотливая работа, которую проводят ВСУ при помощи модернизированных советских беспилотников, наводит на определенные размышления. А именно о том, что мы снова можем оказаться в положении реагирующих и догоняющих. А это не самый хороший путь к победе.
Так что рейсы «Стрижей» и «Рейсов» все-таки будут продолжаться. До полного ли израсходования аппаратов или выполнения поставленных задач – но будут.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас