Руссо туристо
Расскажу я вам для начала несколько коротких историй.
Итак, молодая семейная пара из провинциального областного центра нашей необъятной Родины поехала отдыхать в Доминикану. Не, ну а что, деньги есть, свои кровные, почему бы не получить удовольствие? Отдохнув десять дней на всю катушку, вернулись домой. К ним в гости, в областную столицу, заехал свекор, погостил слегка и вернулся к себе в райцентр. Чуть погодя оба молодых путешественника почувствовали себя, скажем так, неважно. Обратились к врачу, у обоих выявлен COVID-19. Результат: эти двое на больничной койке, отец, гостивший у них пару дней, при смерти с коронавирусом и ещё 48 человек, экстренно выявленные санэпидслужбой из числа их контактов, дома на карантине.
Ну или другая история: председатель комитета по бюджетной и налоговой политике ещё одной российской провинции умотал с супругой на Фиджи. Опять же, имеют право, кто спорит? Умотал, замечу, в начале марта, когда весь этот шухер с коронавирусом в мире был уже в самом разгаре. Ну и? С 19 марта сидят на острове и не могут вернуться домой. Авиасообщение перекрыли, причём не мы, а сами власти островного государства. Теперь этот провинциальный чиновник записывает обращения к Путину с просьбой срочно эвакуировать его и ещё несколько таких же бедолаг.
Или вот ещё. Наши туристы в Катаре пишут в личку Марии Захаровой, той, которая директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации и официальный представитель МИД России. Здесь и далее стиль и орфография автора сохранены.
«Добрый день! Почему рейсы с Дохи на Москву не пропускаются Москвой?!... Вы как представитель власти нарушаете наши конституционные права».
Выслушав истерику очередного «руссо туристо», Захарова поинтересовалась, когда эти замечательные граждане покинули пределы Родины, куда теперь так жаждут возвратиться. После долгих препирательств выяснилось, что улетели они 5 марта, а билеты покупали ещё в октябре прошлого года. «Как можно было лететь?» ― изумилась Мария. И тут началось…
«В смысле? Нам 300 тысяч нужно было выкинуть? Нам бы никто деньги не вернул! Катар даже и сейчас не собирается ничего возвращать и аренда дома, это вам не организованный туризм где якобы правительство обязало туристические агентства вернуть деньги… Так что как-то не профессионально с Вашей точки зрения говорить что мы сами нарвались».
Каково, а?! Ну и на десерт от наших людей, застрявших на Гоа.
«Мы с женой ежегодно летаем в Индию в феврале-марте в паломническое путешествие. В этом году мы улетали 1 марта, и родственники говорили нам: "Куда вы едете, там же коронавирус?! Зачем?" Но все эти новости были ещё в зачаточном состоянии, и мы, преодолев все страхи, отправились в путешествие… Через какое-то время мы все-таки решили попробовать вернуться домой. Для регистрации на спецрейс мы отправили сканы документов по указанным в сообщении электронным адресам. Но никакого ответа из посольства не получили. Спустя множество попыток дозвонились до тех, кто занимается отправлениями людей "Аэрофлотом"… В итоге все, кто хотел улететь 25 марта и прибыл в аэропорт, улетели. Никакой паники и давки не было. Работники консульства опекали нас до самого конца. Даже несмотря на то, что рейс задержался и улетел на полтора часа позже, работники консульства всю ночь находились с нами. В аэропорту в Москве у нас проверили температуру тепловизором и отпустили».
Всех этих людей жалко, спору нет. Но помимо вечного «что теперь делать?», невольно возникает ещё одни классический русский вопрос: а кто, собственно, во всё этом виноват — Аэрофлот, Захарова, Путин?.. Нет, дорогие граждане, вы сами и виноваты!
«Антикарантин пати»
Ну ладно, то туристы, с ними всё понятно. А что же дома? Тут от родного государства такое счастье привалило ― внезапный всероссийский отпуск, новогодняя неделя 2.0, только без ёлки, Деда Мороза и Снегурочки. Зато погода за окном точь-в-точь как в прошлом декабре ― тепло и солнечно. И всё что требовалось от наших граждан, спокойно посидеть дома. Театры, музеи, видеосервисы проявили просто-таки аттракцион неслыханной щедрости и открыли доступ к бесплатным видеотрансляциям в Сети, дабы народ наш не заскучал дома. Даже Cirque du Soleil, попасть на представление в котором простому смертному практически не светит, врубил стрим на весь мир. Да что там, Porn Hub, прости Господи, объявил о бесплатной подписке на премиум-аккаунт на целый месяц. Ну что ещё надо?!
Но у некоторых же шило в одном месте. В пятницу, накануне объявленного президентом карантина, все клубы, дискотеки и прочие злачные места объявили «Последнюю вечеринку перед концом света». На Воробьёвых горах, в Москве, устроили «антикарантин пати» с полуголыми девицами, танцевавшими на платформе грузовика. Ну хорошо, погудели как в последний раз, теперь дома посидим, да? Куда там… Субботним утром толпы россиян ринулись на шашлыки в парки, на пляжи, на дачи, и не одни, а в компании друзей по 5, 10, 15 человек. А там их поджидали другие компании таких же развесёлых «антикарантинщиков» с водкой в стакане и полным отсутствием мозгов в голове.
Не, я понимаю, наш народ ничем не возьмёшь и ждать от него немецких дисциплины и порядка бесполезно, но хотя бы иногда голову надо же включать, ну так, на минуточку?! И опять начинаешь задавать им вопрос «зачем», в ответ только бессмысленное блеяние: «Ну а чё, имеем право, никто же не запрещал выходить из дома, только предупредили,.. а нам чё, нам вирус не страшен, мы его алкоголем дезинфицируем…». Такие вот «отважные» граждане. А потом, случись неладное, будут глотку драть: «Нам государство должно, обязано, нас надо защищать и спасать»… Ну прям как те, застрявшие в Катаре: «Как вы смеете нарушать наши конституционные права!» Ну что скажешь, с правами они разобрались, осталась лишь одна малость, сущая мелочь ― разобраться с собственными обязанностями.
Тени Чернобыля
В своё время ещё мальчишкой мне довелось пережить катастрофу на ЧАЭС. Жил я тогда на Украине, и если считать по прямой, как летают птицы и движутся радиоактивные облака, то от нас до станции было всего километров семьдесят… Когда бахнул Чернобыль, многие тоже не сразу поняли всю серьёзность проблемы. Радиация? Какая такая радиация? У неё нет запаха, цвета, к ней нельзя прикоснуться, а последствия облучения, если в небольших дозах, «всплывают» только через несколько лет. К сожалению, беспечное отношение к случившемуся было тогда весьма распространено.
Люди вообще странные создания: с одной стороны, мы боимся неведомого, а с другой ― неосязаемый, невидимый ужас нам не страшен. Мы привыкли слишком полагаться на собственные органы чувств, и если мы чего-то не можем увидеть, услышать или потрогать, то его как бы и нет… Ну а как можно бояться того, чего нет?!
Казалось бы, та трагедия должна была научить нас чему-то, но, видимо, слишком много радиоактивной воды утекло с тех пор и никто уже ничего не помнит, и никаких уроков так и не извлёк.
Бережёного Бог бережёт
А ведь главная опасность и отличительная черта нынешнего коронавируса как раз именно в том, что его как бы нет, он практически бессимптомный. Как мы привыкли рассуждать в случае с его собратом гриппом? Если человек заразился, то он сразу и заболел. Симптомы проявляются незамедлительно ― жар, кашель, слабость, ломота и так далее. И пока ты болен, ты заразен, сиди дома. Выздоровел ― всё, ты чист, иди гуляй.
Здесь же всё по-другому. Эта дрянь может сидеть в человеке, а он даже не будет об этом знать. И не только две недели инкубационного периода, но и более. Зафиксированы случаи, когда инфицированный вовсе без симптомов, но при этом распространяет вирус на всех и вся вокруг. Фактически получается, что мнимо здоровый заражает реально здорового. Вот в чём ужас-то… И именно поэтому так важно хоть раз в жизни не действовать по принципу «назло бабушке отморожу уши», а послушать «старших» и остаться дома. В конце концов, «бережёного Бог бережёт» никто не отменял. А сейчас так и подавно.
Мы не должны допустить ситуации, в которой человек человеку вирус. И ведь, по сути, от нас не требуется никаких героических усилий, всего лишь месяц изобразить из себя Илью Ильича Обломова и просто побездельничать. Хорошенько выспаться, чтобы потом не жаловаться на постоянный недосып, или наконец переделать все домашние дела, из тех, что из-за вечной занятости откладывали уже который месяц, а то и год. Это несложно, со временем можно даже войти во вкус… А потом, глядишь, и на работу возвращаться не захочется.
Бунт во время чумы
Ещё одним потенциально весьма опасным аспектом нынешнего карантина являются приближающиеся праздники. И если пока есть шанс, что майские вместе с празднованием 75-летия Победы милостью Божьей отменять не придётся, то предстоящая Пасха может обернуться большой бедой, как бы кощунственно это ни прозвучало.
Даже не касаясь весьма щекотливого вопроса процедуры прохождения в ходе пасхального богослужения таинства причастия, мы всё равно получаем огромное скопление народа в одном замкнутом помещении. И то, что это помещение ― храм, коронавирусу без разницы, он не религиозен. А наша замечательная привычка на Пасху ходить друг другу в гости и обязательно христосоваться, то есть целовать друг друга трижды по православному обычаю, поздравляя с праздником светлого Христова Воскресения, так это для COVID-19 просто в самый раз. И здесь мы ждём от Русской православной церкви мудрости и благоразумия. Насколько мне известно, Святейший Патриарх планирует на страстной неделе обратиться к верующим, и я смею надеяться, что он порекомендует им оставаться дома и посмотреть службу по телевизору.
Но не менее важно, чтобы православные миряне услышали своего духовного пастыря. К сожалению, как доказывает наша история, это происходит далеко не всегда. Для того чтобы вспомнить один такой случай, обратимся к Википедии.
«Эпидемия чумы 1770–1772 годов — последняя крупная вспышка этой болезни в Европе, пришедшая в Москву из Северного Причерноморья во время русско-турецкой войны, вызвала в городе ужасающую смертность (умирало больше тысячи человек в день), панику и бунт.
Непосредственным поводом к восстанию стал запрет, наложенный московским архиепископом Амвросием, на проведение молебнов у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, располагавшейся у Варварских ворот Китай-города. Амвросий стремился предотвратить массовое скопление народа, способствовавшее распространению чумы.
Возмущённая запретом толпа убила архиепископа, разграбила Чудов и Донской монастыри, а после стала громить богатые дома, карантины и чумные больницы.
В подавлении восстания принимал участие генерал-поручик Пётр Еропкин. По его сообщениям, около 100 человек было убито, 313 бунтовщиков арестованы, четверо из которых казнены. Направленные из столицы войска под командованием графа Григория Орлова навели порядок в городе, а созданная им комиссия по борьбе с чумой способствовала преодолению эпидемии».
Не хочу прямо экстраполировать тогдашние события на день сегодняшний и сеять панику, но, увы, пока мы не можем похвастаться поголовной сознательностью наших сограждан. Так что просто пожелаем Росгвардии, чтобы ей не понадобилось прибегать к опыту наших великих предков.
«А Баба-Яга против…»
А вот на кого нашим правоохранителям не мешало бы взглянуть пристально, так это на полоумных представителей «рукопожатной демократической общественности», а проще говоря, «демшизы». Слушая, читая её отдельных ораторов, мне безумно жаль, что власть пока так и не решилась ввести режим чрезвычайной ситуации, когда реально было бы получить весьма безусловный срок за вопиющие идиотизм и безответственность, которые в ответ на обращение московского мэра по ситуации с коронавирусом продемонстрировал, например, известный ультра-либерал Виктор Шендерович.
«Собянин мне никто… не мэр. И никому он не мэр: никто из москвичей его не выбирал… Собянина нам прислали из Орды, от Путина, с ярлыком на княжение. Спасибо ещё, что не на лошади приехал… Жители Варшавы, Мадрида и Нью-Йорка, оказавшиеся в ситуации карантина, ограничены в правах собственной выборной властью. И это, психологически, совсем не то, что ограничения со стороны гауляйтера (наместника, «кума», etc.), стоящего вне закона и совести, да ещё и в пиковой экономической ситуации — ситуации, его соратниками и спровоцированной… То, что в свободном мире — мире взаимной ответственности — воспринимается как общее испытание и общий драматизм времени, в мире несвободном и несправедливом ощущается с куда большим раздражением…».
То есть по логике этого любителей полосатых матрасов, если мне мэр не нравится, то и его настоятельные рекомендации оставаться дома можно игнорировать?! Можно плюнуть на запреты и поставить под угрозу свою жизнь и, что гораздо страшнее, жизни ни в чём неповинных окружающих. А ведь, если с этим типом что-то случится, он тут же завопит: «Почему эта власть мне не помогает?». И ведь она поможет, спасёт, вылечит, причём бесплатно, в отличие от того же Нью-Йорка. Наш «Мордор» он такой, знаете ли…
Облико аморале
Но что самое обидное, ни у кого из тех, о ком я сегодня рассказал, не возникает и тени сомнения в своей правоте. Упиваясь собственным «я», они напрочь забывают об ответственности перед теми, кто живёт рядом с ними. Перед коллегами по работе, перед соседями, перед продавщицей в продуктовом, которая, может, и была бы рада дома посидеть, переждать карантин, но, увы, не может, люди же хотят кушать… Перед врачами, которые сейчас каждый день, без преувеличения, рискуют своей жизнью, чтобы остановить эпидемию не только у нас ― по всему миру. И даже перед самыми родными и близкими ― перед собственной семьёй. Особенно перед стариками, которые, увы, оказались наиболее уязвимы для этой заразы. Подобная беспечность не только опасна, но и в нынешних условиях попросту аморальна.
Помните, я говорил в начале о старике-отце, заразившемся от собственного сына-туриста? Слава Богу, пошёл на поправку, и сын его выздоровел, и невестка ― оба дома уже.
Пусть и дальше так будет ― по возможности без жертв!