В предыдущей статье
мы говорили о времени, в котором мог жить Робин Гуд, возможных прототипах этого «благородного разбойника». Сегодня мы продолжим этот рассказ. В балладе «Робин Гуд и куртуазный монах» шервудский разбойник так отвечает на вопрос о самом любимом и счастливом для него времени года:
Языческий след в балладах о Робин Гуде
«Полнолуние после Летнего Солнцестояния (или середины лета) для меня счастливее всех, (конечно) после месяца мая».
В 1837 году Томас Райт выдвинул гипотезу о том, что Робин Гуд был (или считался) воплощением какого-то древнего летнего божества, а его возлюбленная, дева Мэриан – одной из ипостасей языческой Белой Богини, либо Майской королевы. У этой версии неожиданно нашлось довольно много сторонников, и даже бой между одетым в зеленый камзол Робин Гудом и Гаем Гизборном, который обычно описывается одетым в меха и шкуры, некоторые склонны рассматривать, как поединок между богами, олицетворявшими лето и зиму. Известно, что такие символические поединки проводились в Англии в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также на майских сельских праздниках (Белтейн), где один из мужчин выбирался Майским или Летним (в зависимости от времени года) королём, а одна из девушек изображала Летнюю королеву или Королеву мая. Традиция символических поединков летнего и зимнего богов соблюдалась еще в XV и даже в XVI веке, а Королеву мая до сих пор выбирают в ряде городов и сел Британии. И в Эдинбурге до сих пор ежегодно проводится и пользуется большой популярностью фестиваль в честь языческого праздника огня Белтэйн.
В Древнем Риме также существовал свой праздник летнего солнцестояния – Фортуналии. Со временем этот распространённый по всей Европе языческий праздник был соотнесён с христианскими праздниками в честь Иоанна Крестителя и Троицей.Однако возникает вопрос: считать ли в этом случае Робин Гуда полностью вымышленным персонажем? Ведь постоянное присутствие разбойников в Шервуде с древних времён и до конца XVIII столетия сомнения ни у кого не вызывает, и среди атаманов этих шаек вполне могли быть люди, которые старались наладить связи с местным населением, делясь добычей в обмен на лояльность, помощь и важную информацию. На самых популярных и удачливых из них еще при жизни, а чаще – после смерти, могли переноситься черты древних языческих божеств. Но некоторые и сами могли подыгрывать окрестным жителям, принимая имена знакомых мифических персонажей. Например, многие исследователи обращали внимание на сходство имен Робин Гуд и Робин Гудфеллоу (Robin Good-fellow, буквально – Робин Добрый или Славный Малый), а так называли веселого и озорного лесного духа Пака.
Быть может, один из предводителей шервудских разбойников специально взял себе такой «псевдоним»? Зачем? Возможно, чтобы подчеркнуть свою связь со стихиями и духами леса. Но, может быть, он еще и желал скрыть настоящее имя. Со временем good-fellow могло сократиться до good. Другие исследователи полагают, что Робин Гуд был связан с кельтским культом какого-то рогатого лесного божества – либо Солнца (Ллеу), либо охоты (Кернунн).
Впрочем, известно, что лесным божествам в народе традиционно давали имена Джон или Джек. Так что с ними может быть связан не Робин Гуд, а как раз его соратник Маленький Джон. Высказывалось предположение, что на образ Робин Гуда мог оказать влияние германо-скандинавский бог-лучник Вали, сын Одина и Ринд. А некоторые и вовсе сравнивают Робин Гуда с лукавым богом-трикстером Локи (кстати, в роли трикстера – персонажа, нарушающего естественный, привычный ход событий, выступают также похожий на Локи кельтский бог Луг, упоминавшийся выше Пак и ребенок Кришна).Интересно, что Маленький Джон часто клялся тем, «кто распят на дереве». И многие полагают, что речь в данном случае идет не о Христе, а об Одине (Вотане), который принес себя в жертву самому себе, чтобы получить знание рун. Дело том, что до нормандского завоевания в 1066 году Англия уверенно шла к тому, чтобы стать еще одной скандинавской страной. К тому времени, германские племена, потеснив коренное население, уже заселили целые провинции: англы обосновались на северных и восточных территориях современной Англии, саксы – на юге (королевства Уэссекс, Суссекс и Эссекс), юты заняли земли вокруг Кента. На севере появились два смешанных королевства – Мерсия и Нортумбрия. Затем на эти земли пришли датчане и норвежцы, которые вначале атаковали их, а потом тоже стали здесь селиться. Норвежцы доминировали в северной Шотландии, Ирландии и на северо-западе Англии. Датчане заняли Йоркшир, Линкольншир, Восточную Англию, Нортумбрию и Мерсию. Большая территория на востоке Англии стала именоваться Денло («область датского права»). Говорили тогда в Англии на так называемом «северном языке», который понимали норвежцы, шведы и даны. Естественно, распространялся культ германо-скандинавских богов. Различия между пришлыми нормандцами и завоёванными ими англосаксами прослеживались на протяжении нескольких веков и сохранялись даже при Ричарде Львиное Сердце. Это хорошо показано в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Главный герой этого произведения – первый в своем роду, кто принял нормандские «правила игры» и попытался стать «своим среди чужих». За это он был проклят отцом и лишен наследства.
Отголоски всевозможных языческих культов – и кельтских, и германо-скандинавских, так и не были изжиты до конца. Некоторые языческие праздники сохранились до наших дней, лишь слегка мимикрировав под христианские. О Белтейне мы уже говорили, но гораздо более известен Хэллоуин, который в сущности является извращенным Самайном (Самхейном) – древним кельтским праздником окончания сбора урожая (Samhain – «Конец лета», 31 октября). На нем также происходит символическая битва Летнего и Зимнего королей, а порой даже их армий. Вот как проходит этот языческий праздник в том же Эдинбурге:Древние верования действительно могли оказать существенное влияние на формирование легенды о Робин Гуде.
Sherwood Forest (Shire wood)
В некоторых ранних балладах Робин Гуд действует не в Шервуде, а в королевском Барнсдейлском лесу (Южный Йоркшир). Однако именно Shire wood неразрывно связан с именем и образом этого разбойника. Шервуд на карте сборника баллад в переводе М. Гершензона:
На русский язык название Shire wood можно перевести как «Лес графства». Полагают, что в XII–XIII вв. он занимал не менее четверти всей территории Ноттингемшира. В 1164 году, при Генрихе II Плантагенете в этом лесу был заложен замок Клипстоун, от которого сейчас сохранилась только часть центрального зала. Недалеко от замка находится деревня Эдвинстоу, где показывали дом Робина Гуда и церковь, в которой он будто бы венчался с Мэриан.Некоторые баллады утверждают, что Клипстоун был резиденцией врагов Робин Гуда – Гая Гизборна или Роджера Донкастера. Но в других говорится, что находившийся в нем рыцарь Ричард Ли, напротив, был другом Робина и способствовал его примирению с королём. В 1290 году Эдвард I созвал в замке Клипстоун парламент, а Эдвард II в 1315 году пережидал здесь Великий Голод, заодно укрываясь от недовольных подданных. Но в основном Клипстоун предназначался для остановки короля и его свиты во время охоты на оленей, которых прикармливали 6 лесничих. Любой человек, уличенный в охоте даже на мелкую дичь в этом лесу, объявлялся вне закона, его имущество конфисковалось. Однако для Робин Гуда и других «вольных стрелков» самовольная охота в королевском лесу не была основным занятием. Со времен владычества римлян через Шервуд проходил так называемый Великий Северный тракт, соединявший город Йорк с южными графствами – важная дорога, на которой можно было хорошо поживиться как государственным имуществом, так и добром богатых путников. А что если Robin (Robber) in Hood, «разбойник в капюшоне» – это не имя, и не прозвище, а своеобразный «титул» вожака «товарищества вольных стрелков» Шервудского леса, который на протяжении нескольких десятилетий или даже веков принимали совершенно разные люди?В настоящее время сохранились лишь небольшая часть огромного Шервудского леса, которая теперь фактически является окультуренным лесопарком площадью 423 гектара. А его наиболее популярная у туристов часть – это и вовсе просто большой парк, который в среднем посещают до полумиллиона человек в год.
Всеобщее внимание привлекает большой дуб, диаметр ствола которого составляет 10 метров. Согласно преданиям, в его дупле когда-то укрывались и сам Робин Гуд, и другие разбойники его шайки. Это дерево называют также «майором» (Major Oak) – по званию Рука Хермана, описавшего его в 1790 году. В настоящее время от него получено 260 клонов, высаженных в разных городах Англии и даже за рубежом. Кроме того, организована продажа его желудей. В 2014 году этот дуб был признан «Деревом года Англии». А в 2020 году неизвестные вандалы срезали с него почти метр коры. Специалисты считают, что этому дубу от 800 до 1 000 лет, то есть во времена Робин Гуда укрыться в нем было ещё невозможно: вероятно, в те времена в Шервуде рос другой огромный дуб, не доживший до нашего времени. Сейчас в этом лесу каждый год в августе в течение недели проходит Фестиваль Робин Гуда – с «рыцарским турниром», соревнованием по стрельбе из лука, выступлениями «шутов» и музыкантов, «мастер-классами» алхимиков и другими костюмированными представлениями. А в самом центре Шервуда в бывшем каретном сарае и конюшнях находится Центр искусства и ремесел.
Вторая жизнь Робин Гуда
Робин Гуда, Мэриан, Маленького Джона, брата Тука и некоторых других персонажей (менестрель Алан из Лощины, Мач сын Мельника, Уилл Скарлетт и другие) в Англии никогда не забывали. В XIX столетии главные герои английских баллад и вовсе стали «мировыми звездами», и огромную роль в популяризации английских легенд сыграл шотландец Вальтер Скотт, издавший в 1819 году знаменитый роман «Айвенго».
В ХХ веке подключились и кинематографисты. Первый фильм о Робин Гуде был снят в США уже в 1922 году. С тех пор число художественных фильмов, одним из действующих лиц в которых является благородный разбойник из Шервуда, достигло 23, плюс один документальный и не менее 9 телесериалов. Не остались в стороне и мультипликаторы. В СССР, например, в 1970 году был снят мультфильм «Отважный Робин Гуд».
А затем были сняты два художественных фильма – «Стрелы Робин Гуда» (1975 г.) и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982 г.), причем роль «благородного разбойника» в обоих играл один и тот же актер – Б. Хмельницкий. Последний фильм на эту тему – «Робин Гуд: Начало», вышел на экраны в 2018 году. Однако в последнее время, к сожалению, все ярче проявляется модная постмодернистская тенденция к очернению прежних героев и опошлению старых сюжетов. Вот и создатели мультфильма «Шрек» высмеяли Робин Гуда, превратив его во француза (мсье Робин) и противника главных героев. Режиссер Э. Адамс позже сказал:
«Мы сделали это, потому что думали, что будет смешно».
Это общий тренд современного западного театрального и киноискусства, в котором положительные персонажи предстают злодеями, а отрицательные – «душками». К сожалению, эта мода пришла и в Россию. Пример такого надругательства над фольклором мы увидели, например, в фильме «Последний богатырь».
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас