В прошлом материале речь шла о моделях разных простых суденышек, чтобы сделать их вместе с детьми. При том, что наши дети (и вообще дети) – на 80 % существа ленивые, нетерпеливые, непоседливые, но… обладающие огромным, поистине фантастическим творческим потенциалом. И задача нас всех, то есть их родителей, этот потенциал развить по максимуму. Опять же, вспоминаю свое детство. Вечно занятый чтением газет и сидением на лавочке у дома дедушка; постоянно сосредоточенная на хозяйстве и лечащаяся в больницах бабушка; мама – все время проводящая на работе, курсах повышения, на экзаменах и в аспирантуре… Отец где-то там, раз в год от него приходит посылка. То есть ребенок был в целом под присмотром, одет, обут, накормлен, частично присмотрен. Специально со мной никто ничем не занимался: мама нарисовала два рисунка, которые мне показались шедеврами, дедушка читал «Борьба за огонь», я с ним колол дрова, распрямлял кривые гвозди, сверлил, паял, набивал патроны, стрелял ворон… Бабушке я месил тесто, помогал печь пирожки, а она мне вязала кольчугу и шила тунику, рыцарский плащ с красным подбоем и флаг Южной Кореи. Вроде бы не так уж и много, но зато вокруг была прекрасная развивающая среда: книги, сарай с инструментами (и книгами!), в котором можно было найти штык к винтовке Гра, кинжал с ножнами, ну прямо копия метательного ножа толлы из книги «Копи царя Соломона», ржавый карабин 1905 года, краски, пластилин коробками. С 1965 года я повадился срисовывать картинки из полюбившихся мне учебников истории, причем не карандашами, а тушью, старясь добиться при этом максимального сходства.
Водили в музей, каждый вечер телевизор, театр оперы и балета с семи лет, опять же, с семи лет поездки: Москва, Ленинград, в 1962 году накануне школы – Гурзуф, Ялта, Севастополь… Рисовал в альбом, приглашал мальчишек – показывал им, рассказывал (делал развивающую среду!), что нарисовал, пересказывал им прочитанные книги (получал навыки говорения, работы с аудиторией и социализировался): осенью и зимой, когда уличная коммуникация была ограничена, играл дома. Но… не просто играл. Делал аэропланы по фильму «Воздушные приключения» (1965), авто – после фильма «Большие гонки» (1965), шпаги, с гардой из кухонного половника – «Три мушкетёра» (1962), ну и так далее. А еще вырезал старинные корабли ножом из деревяшек, глядя в книгу «Одиссея капитана Блада», катапульты и замки. Получал журналы «Юный техник» – сделал из спичечных коробков аэроплан «Илья Муромец»… Танки из пластилина… Да разве все упомнишь? Вернее, помню-то я все, но очень уж долго все перечислять по темам и по годам. Собственно, я и учился-то не больно хорошо, только потому что особого смысла в этом не видел. Занимался куда более интересными для себя делами.
Позднее я начал заниматься педагогикой творчества вплотную, встречался с Борисом Павловичем Никитиным, и могу сказать вполне определенно – стоит нечто с ребенком сделать необычное, интересное, запоминающееся, породившее бурю эмоций, и это вполне может определить когда-нибудь в будущем всю его судьбу.Ну а сейчас у нас зима. Снег. И почему бы нам не заняться с нашими детьми (понятно, что в особенности с мальчиками, но потом у меня и для девочек нечто интересное найдется), чтобы следы их творческого труда отпечатались не только у них в голове, но и… на свежевыпавшем белом и чистом снегу!Давайте ещё раз посмотрим на самое первое фото. Какое такое транспортное средство могло оставить вот такие следы? Средство, фотографии которого, к сожалению, у меня не сохранилось. Но зато есть его рисунок, и это – «вездеход-снегоход-банкоход». Конструкция – самая простая, а материалы – демократичные и доступные. Колеса – пятиугольники из полистирола толщиной 3 мм или современный коричневый упаковочный картон – две пластины с расстоянием в 20 мм между собой. На них донышками приклеиваются баночки-упаковки из-под плавленого сыра «Янтарь» (ну а сейчас – любых продуктовых баночек, лишь бы они были именно из полистирола. Корпус из коробок, объективы телекамер – крышечки из-под шампуня. И вся машинка окрашена в цвет серебристого алюминия. Двигатель и редуктор внутри советского времени – ДП-10, ДИ-1-3, и редуктор – Р-1. Ну а сейчас по почте можно купить и микроэлектродвигатели, и редукторы. Поставим два – и банкоход будет управляться как танк: левый-правый и оба вперед-назад!
Можно поставить такой вездеход на спаренные колеса, каждое из 10 банок, добавить ещё пару колес, и тогда у вас в руках окажется ну совершенно фантастического вида машина. Можно будет и на ТВ с ней сходить, а уж на конкурсе самоделок в вашей школе она просто-напросто «убьет» всех – и детей, и взрослых, включая всех завучей и самого директора (директрису).Зима – это не только снег, но и лед. А лед – это буер! На гладком, чистом льду настоящий буер способен развивать скорость, превышающую 250 км/ч. Спортивная популярность буеров не падает. Но буер используется не только для спорта. В северных странах его применяют как средство передвижения по замерзшим рекам, каналам, озерам. А ленинградские буеристы в годы Великой Отечественной войны на своих ледовых яхтах доставляли продовольствие жителям осажденного города и даже вели разведку занятого противником побережья.Ну а о том, как сделать буер-самоделку, давайте прочитаем в одной из книг советской эпохи, тряхнем, так сказать, стариной:
«Сделать модель-копию буера очень интересно, так как с ней можно проводить зимой и летом (заменив коньки на колеса) увлекательные соревнования. Но вот из чего ее сделать?
Если вы приобрели для своей зубной щетки новый футляр, не спешите выбрасывать старый. Ведь это почти готовый корпус (9) для нашего буера. Лучше всего, если футляр будет полистироловым. В более широкой части футляра – она будет у нас кормой – вырезают прямоугольное отверстие, края которого следует подравнять напильником.
Корпус футляра промазывают клеем ПС и склеивают, а внутри прямоугольного отверстия размещают вырезанное из пенопласта, полистирола или из дерева сиденье гонщика, на которое можно посадить и его фигурку, взятую от сломанной игрушки, или вылепленную из пластилина. Ветрозащитный козырек (6) можно вырезать из прозрачного целлулоида или взять готовый от сборной модели самолета.
В качестве балки-консоли (7), на которой крепятся коньки, подойдет толстая полистироловая вязальная спица, приклеенная к днищу буера клеем ПС или приваренная электровыжигателем. Можно сделать эту балку из сломанной полистироловой линейки или из крыльев сборной модели небольшого самолета.
Как и из чего сделать коньки? Есть два способа одинаково простых и надежных, причем в обоих случаях коньки получаются отличными.
В первом случае коньки можно вырезать из жести от консервных банок, обточить напильником по форме, проделать в них отверстия, а затем на распайках прикрепить к задней балке и носовой части буера.
Во втором – коньки (8, 10) делаются из обыкновенных канцелярских скрепок, выгнутых соответствующим образом, что наиболее доступно каждому. Для этого скрепки нагревают на газе и вплавляют в корпус. Вместо коньков можно поставить колеса от детских игрушек или сувенирных автомобильчиков, тогда он превратится в «песчаную яхту», пригодную для использования летом.
Мачту (1) для буера (длина мачты – 300 мм) проще всего изготовить или из той же вязальной спицы, но диаметром потоньше, или из пластмассовой указки, обладающей высокой прочностью и гибкостью, необходимыми для столь ответственной детали. Из нее же делается и гик (4) длиной 150 мм. В корпусе ближе к носу с помощью электровыжигателя сверлится или прожигается отверстие для мачты.
Парус (2) лучше всего сделать из лавсановой пленки, но можно и из обыкновенного полиэтиленового пакета. Латы (3) на парусе – пластинки из спичек или пластмассовых зубочисток, придающие его внешней кромке большую жесткость. Их приклеивают к парусу, как показано на рисунке, обрезав в случае необходимости концы».
Для колеса или гусеницы снег скорее опора, чем упор: проваливаясь в него и проворачиваясь, они срывают верхний уплотненный слой, обнажая нижние более рыхлые слои, что затрудняет передвижение. Но можно придумать движитель, который бы не опирался на снег, а отталкивался от него...Прежде всего обратите внимание на то, каким образом сделаны для этой самоделки лыжи: Рисунок 14, слева вверху. Две трехгранные призмы (1) склеиваются из чертежной бумаги, их оконечности заклеиваются и сгибаются в виде буквы Т, после чего их нужно будет обрезать по штриховой линии. К одной из сторон каждой призмы для улучшения скольжения приклейте полосы листовой жести или латуни (2), отогните на них бортики-снегорезы (3), повышающие устойчивость лыж при движении. На готовые лыжи (5) приклеивают уголки крепления кабины (6), а саму кабину (7) собирают из картонных деталей самых простых очертаний. Достаточно прочным у неё должен быть только пол, поскольку на нем монтируется двигатель. Задней стенки кабины нет.Движитель может быть сделан в двух вариантах. Первый предусматривает изготовление ведущих опорных барабанов из дерева. Отпилим от скалки два кружка диаметром 80...100 мм (толщина 30 мм), сделаем восемь радиальных пропилов на глубину 20 мм для крепления лопаток-упоров из жести, вклеим их и… все. Длина выступающих наружу лопаток должна быть в пределах 30 мм, причем, как это хорошо видно на рисунке, их следует отогнуть в сторону, противоположную направлению движения. Второй способ – опять берем баночку из-под сыра, приклеиваем к ней диск-основание из полистирола толщиной 3 мм (14) и лопатки-упоры (15) из этого же полистирола. Для каждого из снеговых колес имеется отдельный привод от редукторов Р-1, которые вращаются микроэлектродвигателями при помощи шкивов и пассиков. Все детали привода крепятся на ходовых опорах (11), которые делаются из полистирола толщиной 2...3 мм. Двигатель и редуктор к ним приклеиваются полистироловым клеем. Конечно, микроэлектродвигатель для этого должен быть в полистироловом корпусе. Красим все это в яркие цвета, подсоединяем питание, и можно «гонять» модель снегохода по снегу.
Вот только кинематическую систему двигатель-редуктор вам нужно будет придумать самостоятельно, ориентируясь на поставки и заказы через почту. Сами же шнеки – это металлические емкости из-под всевозможных аэрозолей, дамского лака для волос и мужской пены для бритья. Самое сложное – сделать винтообразную спираль. В то далекое от нас советское время, когда делалась эта модель, обе спирали были свиты из дюралевой проволоки, достаточно прочной, но мягкой, которую было легко сгибать на оправке. Приклеивали их на место клеем «Момент». Потом уже много лет спустя я видел точно такую же модель с точно такими же шнеками, сделанными из… бельевого шнура из хлопковых нитей. Им обвили баллончик, лишь кое-где прихватив клеем «Момент» после чего весь его хорошенько пропитали… суперклеем. Шнур сделался каменным и намертво приклеился к баллону.
Ну и последнее – вездеход на колесах из консервных банок. Причем, если их снабдить грунтозацепами (на оригинальной модели они были из… палочек-считалочек для первоклассников) и покрасить автомобильными нитроэмалями, ни одна живая душа вот так сразу не скажет, из чего они сделаны. Кстати, вездеходы похожей конструкции существуют на самом деле и довольно активно используются в северных районах Канады.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!