Дэвид Л. Филлипс (David L. Phillips) — директор Программы укрепления мира и прав Колумбийского университета (Program on Peace-building and Rights, Columbia University’s Institute for the Study of Human Rights). Его доклад был опубликован в сентябре 2014 года в блоге международного издания «The Huffington Post».
Филлипс отмечал, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Ахмет Давутоглу категорически отрицают причастность к сделкам с «ИГ». 22 сентября 2014 года Эрдоган выступил на Совете по международным отношениям, где подверг критике некие «клеветнические кампании». Также сердитый Эрдоган осудил «систематические атаки на международную репутацию Турции». Новости и обзоры в СМИ он объявил несправедливыми и даже злонамеренными. И обратился за имиджевой поддержкой к США: «Лично прошу друзей в Соединённых Штатах давать оценку Турции, основываясь на информации из объективных источников».
Группа исследователей в рамках Программы Колумбийского университета по поддержке мира и прав человека провела исследование в Соединённых Штатах, Европе и Турции. Сотрудники изучили СМИ ряда стран и оценили степень достоверности утверждений об «имидже» Турции и её лидеров. Доклад экспертов строился на различных международных источниках: газетах «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост», «The Daily Mail», «Би-би-си», «Sky News» и др. Немало было и турецких источников: телеканал «CNN Turk», газеты «Hurriyet Daily News», «Taraf», «Cumhuriyet» и другие.
Выделим основное в докладе группы авторов.
Турция обеспечивает боевиков «ИГ» военной техникой. Один из полевых командиров признался «The Washington Post» 12 августа 2014 года. что большинство бойцов, присоединившихся к «государству» в начале войны, пришло через Турцию, и оттуда же шли техника и боеприпасы. Кроме того, Кемаль Кылычдароглу, глава Народно-республиканской партии, привёл доказательства того, что Турция поставляет оружие террористическим группировкам. Ему известны даже водители грузовиков, которые доставляли партии оружия под видом гуманитарной помощи этническим туркменам. Также в докладе приводятся другие факты поставок оружия «ИГ».
Кроме того, турецкая пресса сообщала о транспортной поддержке и материально-технической помощи «ИГ» на уровне турецкого правительства. В этих делах был замешан министр внутренних дел Муаммар Гюлер, распорядившийся оказать содействие боевикам «Фронта ан-Нусра», которые воевали в то время против курдов. А по данным «The Daily Mail», многие иностранные боевики присоединились к «ИГ» в Сирии и Ираке, пройдя через Турцию, где им никто не помешал добраться до цели путешествия. Турецкую границу зовут «воротами, ведущими к джихаду». Турецкая армия закрывает глаза на толпы джихадистов. Пограничники за десять долларов соглашаются даже помочь перейти границу. В одном интервью «ВВС» приведены показания сельских жителей, утверждавших, что боевиков ночами перевозят специальные автобусы, выделенные джихадистам турецким правительством. Джихадисты едут на борьбу с курдскими силами в Сирии и Ираке.
Далее в докладе приводятся следующие сообщения: Турция обучает боевиков «ИГ» (публикаций на эту тему очень много в самих турецких СМИ, террористы «проходят сборы» даже в центре Стамбула); Турция оказывает медицинскую помощь боевикам «ИГ», в том числе полевым командирам (об этом пишет, к примеру, «Washington Post»); Турция поддерживает «ИГ» деньгами, покупая у «государства» нефть (публикации в «Нью-Йорк Таймс», писавшей в 2014 г. о недовольстве администрации Обамы, стремящейся оказать давление на Турцию с тем, чтобы та прекратила скупать контрабандную нефть; писала об этом и турецкая пресса, да и телевидение делало репортажи).
Наконец, Турция и «ИГ» имеют единое мировоззрение. «Hurriyet Daily News» 26 сентября 2014 года писала, что «тяжеловесы из Партии справедливости и развития»… восхищаются «ИГ»… Слова восхищения исходят из уст некоторых государственных служащих высокого уровня…» Иные из них предпочли бы «иметь в соседях «ИГ» вместо курдов».
В докладе отмечались и контакты Билала Эрдогана (сына Р. Т. Эрдогана) с предполагаемыми боевиками «ИГ».
После инцидента с самолётом Су-24 на сирийско-турецкой границе, добавим от себя, российские СМИ и блоги тоже стали много писать о делах семейства Р. Т. Эрдогана и некоторой идеологической близости «султана» из Анкары и полевых командиров «ИГ», с которыми не прочь сфотографироваться Билал Эрдоган, известный «поставщик» нефти в Азию и специалист по международной логистике. Учился бизнесу он, кстати, в США.
Не потому ли, что Россия стала критиковать Эрдогана точно так же, как когда-то это делал Вашингтон (вплоть до Белого дома), Америка нынче внезапно сменила пластинку? Некоторые крупнейшие американские СМИ сегодня вдруг стали возмущаться тем негативным образом, который «клеят» Турции российские издания. К новой кампании подключились и британские вещательные агентства, начиная с «Би-би-си».
В статье Кита Джонсона в журнале «Foreign Policy» говорится, что отношения между Москвой и Анкарой стали «уродливее», чем были раньше.
Эта дополнительная «уродливость» якобы появилась через неделю после того, как ВВС Турции сбили «российский самолёт, пересекший границу воздушного пространства» страны. Были объявлены экономические санкции против Турции, а российские чиновники из Министерства обороны заявили, что инцидент с самолётом доказывает факт турецкого сговора с «Исламским государством», которое занимается масштабной контрабандой сирийской нефти. Издание цитирует заместителя министра обороны России Анатолия Антонова, который на брифинге в Москве сказал, что в регионе действует «единая команда», включающая «экстремистов и турецкие элиты». Их цель — заговор «с целью красть нефть у своих соседей». И в этом незаконном бизнесе участвует высшее политическое руководство страны, в том числе президент Эрдоган и его семья, отметил российский чиновник.
Эрдоган российские обвинения отвергает и говорит, что «никто не имеет право клеветать на Турцию».
Несмотря на «горячую риторику», характерную для политиков обеих стран, эксперты говорят, что экономическое «возмездие Москвы» отнюдь не касается поставок Турции природного газа из России. Да и другие многомиллиардные проекты, вероятно, Кремль не будет ставить под угрозу (в т. ч. строительство газопровода и атомной электростанции). Зато Анкара ищет обходные пути: в понедельник на этой неделе Турция подписала предварительное соглашение с Катаром по импорту сжиженного природного газа. Это поможет Анкаре диверсифицировать энергопоставки, поскольку почти 60 процентов турецкого импорта газа сегодня идёт от русских.
Российские официальные лица из Минобороны продолжают утверждать, что Турция участвует в контрабандных операциях с нефтью на сирийской границе. Издание отмечает, что, по словам российских военных, сотни автоцистерн, заполненных нефтью, добытой в контролируемыми боевиками районах, регулярно пересекают границу.
Утверждения Москвы, пишет Кит Джонсон, скорее всего, предназначаются для «полировки собственных достижений» русских, ведущих борьбу с «Исламским государством», а также для «очернения роли, которую играет Турция».
Эмре Тункалп (Emre Tuncalp), старший советник консалтинговой компании «Sidar Global Advisors», считает, что своими заявлениями, принижающими Турцию, участвующую в антиигиловской коалиции, Москва «высвечивает» собственное значение в борьбе с «ИГ».
Другие эксперты, «изучавшие нефтяной бизнес «Исламского государства», отмечает издание, тоже заявили, что они «озадачены» многими «аспектами» российского брифинга.
На англоязычном сайте «Би-би-си» появилась публикация на тему российских обвинений. Под заголовком: «Syria conflict: Russia accuses Erdogan of trading oil with IS» («Сирийский конфликт: Россия обвиняет Эрдогана в торговле нефтью с «ИГ»).
Британская телерадиокомпания сообщает, что Министерство обороны России обвинило семью президента Турции в непосредственном участии в нефтеторговле с группировкой «Исламское государство». Далее приводятся слова того же заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова, который сообщил, что Турция является крупнейшим покупателем «краденой» нефти из Сирии и Ирака.
Отношения России и Турции оказались «заблокированы» из-за острого спора, поскольку Турция сбила российский самолёт в прошлом месяце, напоминает «Би-би-си».
Министерство обороны РФ «обычно не приглашает иностранных журналистов на свои медиа-брифинги по Сирии», отмечает далее телерадиокомпания. Однако в минувшую среду оно «сделало исключение». «Би-би-си» полагает, что министерство таким образом желало сообщить всему миру: лица лидеров Турции, включая президента Эрдогана, «испачканы ворованной нефтью».
Однако журналист «Би-би-си» отмечает, что, «насколько можно судить, никаких доказательств о вовлечении президента Турции предоставлено не было». И в результате он обвинил Россию в клевете.
По мнению автора материала, после инцидента с российским бомбардировщиком «между Москвой и Анкарой продолжается словесная война».
Отвечая на российские претензии, Эрдоган даже повторил своё прежнее обещание уйти в отставку — если только Москва даст доказательства. И добавил, что он не хочет портить отношения с Россией.
Несмотря на важные экономические связи России и Турции, после инцидента Москва ввела визовый режим для турецких гостей и наложила ограничения на торговлю с Анкарой, напоминает «Би-би-си».
Как видим, если в 2014 году Запад (причём в лице передовой «демократии» планеты — США) обвинял правительство Турции и семью Эрдогана не только в преступном бизнесе, но и в прямой помощи боевикам «ИГ», то нынче, после инцидента с самолётом, западные СМИ резко сменили пластинку.
Случилась метаморфоза, и сегодня отношения России и Турции обзываются «уродливыми», заявления российских военных объявляются бездоказательными, а кристально честный Эрдоган предстаёт перед нами как жертва клеветы.
Доклад группы исследователей из Колумбийского университета и былое ворчание администрации Обамы в адрес Эрдогана, разумеется, прочно забыты. И политикам США и Европы этот факт не кажется «уродливым».