Смена караула?
Тяжела и неказиста жизнь псевдогосударства. Вроде бы у тебя и флаг есть, и герб, и гимн. И в ООН ты представлен. Не шибко широко, но как есть, представлен! И международные договоры заключаешь! И армию (ну хоть потешную, но все-таки) имеешь. И Президента избираешь, и Парламент имеешь, очень даже говорливый Парламент. Но все это кажется надуманным и малозначительным.
А почему? А потому, что суверенитета у тебя по большому счету и нет. Вот весь набор атрибутов есть, а суверенитета нет. И ты (псевдогосударство) вынуждено играть ту роль, которую тебе готовят твои хозяева, но не ты сам. Хотя в общем то для суверенитета не очень много и нужно. Просто проявить «строптивость», принять решение, которое интересно тебе, а не твоим кураторам, а потом не прогнуться на гневный окрик и продолжить это делать. Дело в том, что принять самостоятельное решение (разок-другой) может и псевдогосударство (политическое образование, обладающее признаками государства, кроме суверенитета). Как, например, Украина при Порошенко время от времени принимала самостоятельные решения (по большей части из разряда, как бы «стыбрить» что-то еще, пока куратор не видит, либо как что-то отчебучить такое, чтобы все заметили), после чего внешний суверен приходил в некоторое смятение от этого «праздника непослушания» псевдогосударства и слал своего эмиссара, иногда даже в ранге Вице-президента, чтобы тот мило устроился в премьерском кресле донес правильное понимание решений, которые должно принимать такое псевдогосударство. Мы помним такие визиты Байдена на Украину и следовавшие за этим «коррекции курса».
Но как правило, псевдогосударствам тяжело вырваться из оков. Не хватает ни сил, ни финансовых ресурсов, ни политических традиций и институтов. А если что-то пойдет не так, то тут под боком может возникнуть очередная «цветня революция», такой корректирующий хлыст для псевдогосударств, который проходит как правило только в псевдогосударствах, хотя применять его пытаются практически повсеместно. Но не выходит.
По большому счету государствам удается прекратить быть псевдогосударством и стать полноценным суверенным государствам удается только тогда, когда на него на некоторое время не обращают внимание контролирующие политические силы, или, когда они (контролирующие силы) настолько увлечены борьбой друг с другом, что допускают возникновение из псевдогосударства государства как токового. Не сразу. Потом, лет через «цать».
Помните о Североамериканских соединенных штатах? Объявили о независимости от Великобритании, устроили дебош, переросший в революцию. Получили поддержку ото всех, от кого только возможно (Франции, Испании, Нидерландов, Речи Посполитой, Пруссии, Российской Империи) и кто имел зуб на Британию, и фактически попали под контроль французских групп влияния. Тут и тиражирование политических доктрин (методичек) от новомодных французских политтехнологов (Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье) и присутствие французских полевых командиров (маршалов, генералов и адмиралов) – де Лафайет, де Рошамбо, де Грасс, д’Эстен, де Сюффрен и т.д. Да и мир между колониями и Великобританией был подписан не где либо, а внезапно в Париже. В общем колонии прекратили быть британскими колониями и стали … псевдогосударством под присмотром Франции … Но счастливое совпадение (которых в политике не бывает, как Вы понимаете) и контролер (Франция) сама переживает нелегкий период внутренней борьбы, обернувшийся революцией. Благодаря этому бывши колонии окрепли настолько, что с учетом тогдашних логистических трудностей смогли сложиться в государство. Но не всем так везет.
В настоящее время большинство стран бывшего СССР и Восточной Европы являются псевдогосударствами, не избежали этой участи и некоторые страны Западной Европы.
Но вернемся к текущему моменту. Вряд ли кто-то сможет опровергнуть факт того, что территории Прибалтики, Грузия и Украина являются псевдогосударствами. Увы, главная проблема России долгое время заключалась (и заключается) в том, что их считали государствами, а значит изначально применяли неверную тактику взаимодействий, основанную на оценке их интересов. Псевдогосударства реализуют не свой интерес, а интерес хозяина, пусть он для них и станет разрушительным. Но, по порядку.
Прибалтика
Территория Прибалтики неоднородна. Литва, Латвия и Эстония, гордящиеся своей «независимостью от России» и испытывающей демографический коллапс, вследствие чего вынужденные скрывать результаты переписи населения делают нечто, что кроме как экономическим самоубийством назвать нельзя. Один только отрыв от единой энергосистемы с Россией чего стоит.
Однако вот уже на протяжении полутора лет Прибалтика становится полем битвы между группами влияния (глобалистами, американскими трампистами, британскими группами, европейскими традиционалистами и т.д.). И от этого многоголосья желающих порезвиться страны просто трясет.
Одни только военные «покатушки» чего стоят. И автопробег американских мотострелков и успешно проваленный учебный бой британского контингента против эстонских партизан, и художества недосбитого испанского летчика в нее над Балтикой. И прочее.
Но веселее всего в политическом поле. И если Литва торжественно отвалилась из-под влияния глобалистов с уходом Д.Грибаускайте (которую так и не удалось отправить на теплое место в Еврокомиссию из-за разборок этих самых глобалистов, трампистов и евротрадиционалистов во время последнего избрания членов Еврокомиссии) и приходом Г. Науседы Литва переживает период трансформации институтов внешнего влияния. Буквально через пару месяцев мы смоем лицезреть их в деле.
Куда как веселее ситуация в Латвии и Эстонии. В Латвии через муниципальные выборы в т.ч. в Риге активно атакуются позиции глобалистов, контролирующих большинство парламента и президента Левитса. Там мы сможем увидеть увлекательную картину расшатывания политической стабильности, которая вряд ли позволит отвлекаться на что-то иное, кроме как на внутренние вопросы.
Самое пекло - это конечно Эстония. Конфликт между Правительством и Парламентом с одной стороны и резидентом с другой, когда Президенту не удается пробить отставку некоторых министров, которые ее в грош не ставят, доставляет откровенное удовольствие. Более того в дело идет все. И обвинения в коррупции, и утверждения о некомпетентности оппонентов, и желание во что бы то ни было ущипнуть оппонента. Это прекрасно и продлится долго, учитывая, что прошлые парламентские выборы были в марте 2019 года и надеяться на скорый роспуск парламента не приходится. А это значит, что противостояние будет продолжаться, отвлекая все внимание на внутренние дела.
Какие-либо активные телодвижения на внешнем поле невозможны, т.к. практически все (кроме, наверное, Литвы) будут вынуждены сначала делать заявления, а потом дезавуировать их. Что уж поделать. Разделенная власть не допускает активности.
Учитывая, что Прибалтика традиционно использовалась для создания информационных поводов по поводу их отношений с Россией (это и вопрос военных памятников, и экономические санкции и последствия российского ответа на них), а иногда и откровенных провокаций. Надеюсь все помнят чудачества бывшего президента Эстонии Т.Ильвеса и его откровенную антироссийскую деятельность. Сейчас Прибалтика пространство политических боев, при которых не до России. И слава Богу.
b]Украина[/b]
На Украине вслед за потерей президентства Порошенко и выборами в Раду, по итогам которой большинство взяла безликая масса «слуг народа» произошел диаметральный переворот в геополитическом использовании данного псевдогосударства.
Если ранее основной целью Украины, ее базовым предназначением, было разжигание информационных и политических поводов для формирования негативной повестки по России, то сейчас судя по всему могут произойти серьезные изменения. Ранее, как только на горизонте «маячило» какое-то важное событие, связанное с Российской внешней политикой, можно было ожидать, ибо обстрела Донбасса, либо громкого заявления по Крыму, либо милитаристского бреда министра инфраструктуры Омельяна, либо сольное выступление Порошенко с какой-то из трибун, а может и сразу несколько выходок с целью позлить российское руководство.
Хотя Президент Зеленский и избран уже как более 100 дней, хотя Рада тоже пережила очередные внеочередные выборы ситуация, при которой прежняя Рада упорно держала руины правительства Гройсмана создавала ситуацию невозможности политики, собственно ассоциирующейся с кругами, стоящими за Зеленским. А у этих кругов нет стремления во что бы то ни стало нарастить градус напряженности в отношении с Россией.
Последовавшие назначения в правительство с отставками ряда одиозных политиков и начавшееся шевеление по обмену большой группы задержанных, арестованных, осужденных с обеих сторон свидетельствует об очевидном стремлении не использовать в данный период Украину в качестве плацдарма для информационных атак по России.
Причин может быть две. Первая, это заинтересованность в восстановлении отношений с Россией в большем масштабе нежели чем сейчас, со стороны отельных групп влияния. На фоне приближающегося кризиса и большой торговой войны США, Китая и ЕС текущий уровень отношений с Россией можно рассматривать негативный фактор. При этом за последние пять лет именно по Украине было делано более всего закладок, препятствующих восстановлению отношений с отдельными центрами власти, которые были до 2014 года. При этом, главными выгодоприобретателями в новой диспозиции Украины являются не глобалисты (они проиграли вместе с Порошенко). Возможно это американские националисты Трампа, но это покажет история с покупкой Китаем компании «Мотор Сич» если это так, то данная сделка не состоится.
Вторая причина, это экономическая целесообразность отношений с Россией по Украине. Даже лишившись значительной части населения и значительной части промышленности Украина является материально затратным проектом и тащить на себе его вряд ли кто желает. Даже минимальная нормализация отношений может приоткрыть рынок и облегчить существование украинской экономики. Что уж говорить о более полномасштабных контактах.
Таким образом, Украина сознательно выводится из роли основного возмутителя спокойствия против России. Но свят место, пусто не бывает.
Грузия
После нескольких лет простоя, когда о Грузии не было слышно почти ничего и отношения Грузии и России хотя и осуществлявшиеся через третьи страны (Швецию и Швейцарию) начали прорастать эконмическими и социальными контактами (и в сфере туризма, и в транспорте, и в других сферах бизнеса). Что ни говори, но в последние несколько лет был виден очевидный прогресс.
Однако с момента прихода к власти С. Зурабишвили (в декабре 2018 г.) начались события иначе как провокационными которые назвать нельзя. Это и приснопамятные попытки штурма здания парламента Грузии на фоне присутствия там в составе сессии межпарламентской ассамблеи причерноморских государств российского представителя и мат в эфире Рустави-2 против Президента России В.В. Путина и ряд других выходок. На этой неделе к ним добавились блок-пост на границе Грузии и Южной Осетии, провоцирующий нестабильность. Собственно, Южная Осетия - это тоже псевдогосударство (говорим Южная Осетия, подразумеваем Россия) и зацеп интересов России тут очевиден. Но вряд ли это действо приведет к чему-то особо значимому. По крайней мере к боевым действиям это не приведет.
Однако такая концентрация провокаций свидетельствует, что именно в сторону Грузии смещается основной крен попыток формирования негативного фона в отношение России. За потерей Украины как плацдарма силы, выступающие за ограничения контактов с Россией сделали именно Грузию основным своим орудием. Видимо потому, что это последнее государство, которое одновременно находится под влиянием группы крайне болезненно относящейся к контактам с Россией, а во-вторых, имеющее длящиеся конфликты с Россией. В совокупности это дает прекрасное основание для продолжения разжигания.
Но учитывая более чем спокойную позицию России, видимо, стоит ждать продолжения и обострения ситуации. Что это может быть?
Я бы сразу же отмел вариант с повторением провокации Саакашвили. Обстрелов радами Южной Осетии больше не будет, т.к. это чревато крайне печальными последствиями. Если в 2008 году Россия смогла решить военную часть грузинского опроса за 5 дней, то сейчас с учетом баз в Южной Осетии и Абхазии, уровня подготовки и вооружения 58 армии, общее состояния вооруженных сил и т.д. на полную аннигиляцию вооруженных сил Грузии может уйти пара дней, не более. И Тбилиси это понимает.
Весьма вероятна провокация с арестом кого-то из граждан России в Грузии. Это всколыхнет и СМИ и комментаторов в России как минимум требующих встречных мер, адекватных вызовам.
Крайне вероятна попытка отнять часть собственности российских компаний в Грузии. Этот аспект, очевидно, может быть использован для нагнетания ситуации в бизнес сообществе и для косвенного давления на российское руководство. В Грузии может всплыть кто-то из числа разыскиваемы Россией, например, кто-то из северокавказских боевиков.
Тут гадать сложно, однако то, что именно Грузия избрана в качестве основного раздражителя не вызывает никаких сомнений.