Питер Цвак — бригадный генерал армии США в отставке, работает в Институте изучения вопросов национальной безопасности (INSS) при Университете национальной обороны (NDU) в Вашингтоне.
В феврале 2014 года после аннексии Россией Крыма любые контакты между оборонными службами США и России, включая и контакты между нашими военными разведками, полностью прервались. Это решение было верным, но сейчас настало время возобновить общение между российскими и американскими офицерами, в том числе и по линии военной разведки.
Одним из самых неожиданных сторонников возобновления подобного общения был начальник российской военной разведки Игорь Сергун, скоропостижно скончавшийся 3 января от сердечного приступа. Сергун, недавно получивший чин генерал-полковника, в свои 58 был молод даже по меркам России, где мужчины много работают и подвергаются сильным стрессам. Сергун, ветеран спецопераций, сделал себя имя, работая в беспокойном регионе — на Северном Кавказе. Он стал начальником ГРУ в 2011 году, а позже выступил как удивительно изобретательный архитектор гибридной прокси-войны на Украине.
Честно говоря, я не знаю, что чувствовать по поводу его смерти. Как офицер военной разведки Армии США и военный атташе в России с 2012 по 2014 год, по долгу службы я несколько раз встречался с генералом Сергуном и его подчиненными и имел с ними долгие беседы. Мне он показался вежливым, скромным, эрудированным и сложным человеком. В разговорах с ним я выяснил, что хотя именно Сергун планировал и контролировал разведывательные операции, направленные против интересов моей страны, сам он — вот парадокс! — считал, что вечное противостояние с Америкой противоречит долгосрочным интересам России.
Генерал-полковник Игорь Дмитриевич Сергун
Перед разрывом отношений между США и Россией именно Сергун расширял контакты между офицерами наших военных разведок. В 2012-13 годах американские и русские разведчики тайно устраивали встречи в различных городах России: в Хабаровске, на востоке страны, в Ростове, на юге и в Сочи, прямо перед зимними Олимпийскими играми 2014 года. На эти встречах — где начальники и офицеры военных разведок России и США встречались лицом к лицу практически впервые — мы прямо и уважительно обсуждали различные вопросы с людьми, которых в нашем черно-сером мире привыкли считать конкурентами или даже прямыми противниками. Конечно, обе стороны действовали осторожно, но подобные встречи позволили нам в деталях обсудить многие заранее заявленные темы.
На этих встречах американская сторона всегда нерушимо выступала в поддержку наших союзников, включая Украину, разумеется, желавшую, чтобы мы вмешались в конфликт. Но зато подобные встречи позволили обеим сторонам объяснить друг другу, почему мы не сходимся во мнениях по самым разным вопросам: Сирии, Арабской Весне, системах ПРО и Украине. Вдобавок мы нашли общие темы, по которым наши мнения совпадали: радикальный суннитский ислам, необходимость стабилизации обстановки в Афганистане и Центральной Азии, мировой терроризм, грядущие демографические изменения и будущая конкуренция за ресурсы.
Встреча самого высокого уровня произошла в июне 2013-го, когда Сергун на три дня пригласил в Москву генерал-лейтенанта Майкла Флинна, директора разведывательного управления Министерства обороны США. Следуя примеру своих предшественников, Флинн возложил венок на Могилу Неизвестного Солдата и посетил сверхсовременное здание, где ныне располагается штаб ГРУ. Там он произнес речь о роли лидерства и разведки перед аудиторией молодых офицеров ГРУ, которые, судя по их вопросам, впервые видели генерала американской разведки.
И, наконец, Флинн отужинал (впервые) со своим российским коллегой в моей резиденции в Посольстве США. Начальник ГРУ прибыл в сопровождении двух генералов и переводчика. Думаю, их позабавило, что, пройдя охрану посольства, они впервые ступили на американскую землю. Интересующийся всем на свете Сергун оценил висящую на стене репродукцию картины Лероя Неймана «Красная площадь». Мы произнесли обычные в таких случаях тосты (хотя Сергун пил мало). Последний тост мы подняли за то, чтобы «сошлись шлюзы», — в честь знаменитой стыковки «Аполлона» и «Союза» в 1975 году в разгар Холодной войны — намекая на наши улучшающиеся отношения. Сергуну тост понравился. На память мы выдали русским гостям кепки американского посольства — подарок их детям. Следующим вечером Сергун принял американскую делегацию в историческом отеле «Советский», где лично показал нам комнаты, которые когда-то занимал Сталин.
Генерал Сергун ценил подобные жесты. Он явно хотел чего-то большего, чем просто выяснить наши военные возможности и намерения. Будь я русским, одержимым мыслями о реальных и мнимых угрозах самому существованию своей страны, включая грядущие демографические проблемы, я поступал бы так же. Думаю, именно размышления о будущих геостратегических проблемах России и сподвигли Сергуна и других высокопоставленных русских военных чиновников устраивать подобные встречи с американскими коллегами.
Сергун на III Московской конференции по международной безопасности
Последний раз я связывался с Сергуном в конце 2013 года, всего за пару месяцев до заморозки отношений между нашими странами. Я попросил о встрече, желая передать ему сообщение, и этот могущественный генерал разведки прибыл ко мне всего через пару часов, одетым в штатское. Он принял сообщение, после чего мы коротко обсудили будущий визит Сергуна и других высших чинов ГРУ в США. Конечно, визит отменили сразу после того, как Россия вторглась в Крым.
Что нам теперь делать? Status quo между нашим странами, несмотря на небольшие улучшения, все еще весьма негативен. Но мы должны изыскивать пути для того, чтобы продолжить совместную работу с нашими российскими коллегами. Нам есть что обсудить: мы заинтересованы в одних и тех же геостратегических вопросах. Несмотря на разногласия и утомительные попытки дезинформировать друг друга, мы должны продолжать работать. Страны, особенно страны-конкуренты, представляющие угрозу для существования друг друга, должны поддерживать контакты на всех уровнях, включая военный и разведывательный. Это не слабость и не унижение; напротив, именно это показывает уверенность, силу и осмотрительность. Это показывает, что обе наши страны уверены в своих силах.
Нам всем есть чему поучиться у генерал-полковника Игоря Сергуна.
Оригинал материала на сайте Defense One
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно