США запретили ввоз российской нефти. Европа, в свою очередь, хоть и говорит о стремлении освободиться от этой энергозависимости и называет Россию «ненадёжным партнёром», но отказаться от наших нефти и газа не может, а потому даже в санкционном пакете есть оговорка на этот счёт.
Тем временем на фоне отказа Штатов от российской нефти на внутреннем рынке США уже взлетела цена на бензин — теперь он стоит 4,17 доллара за галлон, что выше ранее известного исторического максимума 2008 года в 4,11 долларов, передаёт ТАСС.
В России при этом заявляют, что отказ США будет иметь последствия для всего международного рынка.
Вице-премьер РФ Александр Новак уже предрёк цену нефти в 300 долларов за баррель и охарактеризовал эти последствия как катастрофические, сообщает РИА Новости. Как доказательство зависимости Европы от российских нефти и газа Новак привёл данные о том, что 30% нефти, потребляемой европейцами, импортируют именно из РФ.
О том, как отразятся санкции на мире и России, ForPost поговорил с кандидатом экономических наук Михаилом Беляевым.
США могут, Европа — нет
США довольно безболезненно могут отказаться от импорта российской нефти, так как она не имеет существенного удельного веса в их экономике.
«Мы в балансе США — это примерно 8%, поэтому они так легко могут отказаться от российских нефтепродуктов. Но они ведь и тут оставили лазейку для того, что выгодно им. То есть США отказываются от сырой нефти, но не отказываются от отдельных видов нефтепродукутов из России, потому что они используют их для определённых видов топлива и нефтехимии, тут им нужна именно наша нефть», — сказал Беляев.
Он подчеркнул, что Штаты никогда не стали бы вводить санкции, которые слишком уж больно ударят по ним самим. Собственно, то же самое касается и российского урана, «потому что если без нашей нефти они смогут обойтись, то без урана их атомные электростанции работать не смогут».
Замену российской нефти США найдут на Ближнем Востоке, который уже, пользуясь случаем, начал требовать отмены ряда санкций против Ирана, а также некоторых персональных санкций.
«А Европа не так свободна в маневрировании. У неё до 30% баланса — это наша нефть, и до 40% — российский газ. Самое главное, что Европе особенно и взять-то неоткуда. Если они соберут по всему миру сжиженный газ, то там нет терминалов, чтобы его принять и превратить в используемый в быту и промышленности вид», — сказал эксперт.
Естественно, Европа при таких условиях не сможет отказаться от российских газа и нефти, хотя это и не мешает европейским политикам называть Россию «ненадёжным партнёром».
По словам Беляева, прогнозировать мировые цены на нефть сейчас крайне сложно, потому что всё зависит не от экономики, а от политики, соответственно, провести адекватный экономический анализ невозможно. Сейчас экономисты не исключают никакого варианта развития событий:
«Ещё два месяца назад 2 тыс. евро за тысячу кубометров газа казались фантастикой, а теперь мы видели спотовые цены по 3,5–4 тыс. евро (биржевые цены, по которой товар продаётся в конкретный момент при условии немедленной поставки, они отличаются динамичностью в отличие от фиксированных в контрактах цен, — прим.). Это, конечно, спотовые цены, они занимают порядка 10% рынка, но это ведь было, и это главное. Если спотовые цены будут держаться на таком высоком уровне, контрактные цены тоже повысятся».
А что Россия?
Естественно, отказ США от российской нефти не может не повлиять на нашу страну. Однако, по мнению экономиста, РФ найдёт другие рынки сбыта для этой нефти.
«Потеря рынка США, по мнению многих экспертов, позволит России переключиться на Восток. Особенно это касается Китая, который потребляет очень много нефти: сейчас китайцы ставят план в 5% экономического роста ежегодно, а один процент китайского роста — это колоссальный прирост потребления. Соответственно, будет увеличиваться потребление энергоресурсов. К тому же в этом регионе стремительно развивается не только Китай, но и, например, Вьетнам, Индонезия», — сказал Беляев.
По его мнению, к этому может добавиться и рост российской экономики, что тоже вызовет потребность в увеличении объёмов потребляемых энергоресурсов.
Общепринято считать, что для России выгодно, чтобы цены на нефть были максимально высокими. Однако эксперт отметил, что к такому подходу стоит отнестись внимательнее:
«Я смотрю на это как макроэкономист. С точки зрения бюджета и сиюминутной выгоды — это может быть выгодным. Но для долгосрочного развития это не так. В условиях глобализации внешний и внутренний рынки не имеют драматической границы, то есть если цена повышается на внешнем рынке, это влияет на внутренний, потому что держать большой дисбаланс между внутренним и внешним рынками невозможно».
В конечном счёте высокие цены на нефтепродукты могут замедлить рост экономики, которая требует ресурсов, причём не только энергетических, но и кредитно-финансовых.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!