Всё-таки плохо, что на Западе совсем не знают русскую классику. Да, там сходят с ума от Достоевского, и это не удивительно – у неподготовленных от «Бесов» или Раскольникова и должна крыша ехать. Да, там знают Толстого, слышали о Пушкине, но с Гоголем просто беда, хотя как было бы здорово им познать, к примеру, его нетерпимость к «щирым хохлам».Ну а про ту самую вдову, что от городничего Сквозник-Дмухановского, и вовсе пришлось бы недопустимо долго толковать и разъяснять. Не будем, особенно с учётом того, что слишком уж многие и слишком сильно хотят сами себя высечь. Может быть, туда и дорога?Не совсем понятно только, зачем же на протяжении трёх десятков лет «новую» Россию и её бывшие «колонии» – а как иначе в демократическом мире называть республики СССР, изо всех сил интегрировали? В мировой рынок, в единую экономику?Впрочем, тем, кто не терял разума даже в охватившем всех либеральном угаре, сразу было понятно, что нужны сырьевые придатки и новые рынки сбыта. Только бизнес – ничего личного, как же часто в последнее время приходится пользоваться данной формулой. На страницах «Военного обозрения» не раз написано о сомнительной эффективности западных санкций (например, «Санкции – пять лет без смысла, и ещё два – без толку»
Читайте классиков, господа
). Бороться с ними мы научились, да и нас хорошенько поучили. Теперь, по всем признакам, остаётся только быть честными самим с собой – большинство российских проблем создаются внутри России. Нами же самими и ещё теми, кого мы выбираем.Но, между прочим, ответными мерами – тем же продуктовым эмбарго, Россия ухитрилась вообще не нанести себе никакого вреда. Не считать же за таковой лишение нескольких сотен гурманов доступа к «оригинальному» сыру с плесенью или «настоящему» хаммону по пять тысяч целковых за килограмм. Написано у нас, причём весьма подробно, со ссылками на авторитетных экспертов, и о пресловутом отключении России от SWIFT – международной системы расчётов («Россия без SWIFT – это не так страшно»
). У которой, это так, между прочим, уже как минимум два десятка вполне оперативных дублёров. Понятно, что санкции – это высшая мера, точнее – стадия торговых войн. Цель которых вообще-то: обеспечить выгоды своим предпринимателям и убытки – чужим. Однако в условиях, когда миром правят, и это не оспоришь, транснациональные структуры – банки и компании, смысл санкций, как и торговых войн, сводится, по сути, к борьбе амбиций.Амбиций политических лидеров и политических группировок. Почему же сейчас нарастает конфликт экономики с политикой, которую она вроде бы должна диктовать? Конечно, нельзя не принимать в расчёт тех, кто производит оружие или занимается нелегальным бизнесом во всех его ипостасях. Этим-то мутная вода для рыбной ловли ой как нужна.Но для любого мало-мальски нормального в смысле восприятия экономических реалий человека, тем более – облечённого значительными полномочиями, бессмысленность всякого рода обострений ясна без объяснений. Многим, похоже, приходится это не озвучивать публично, но рано или поздно кто-нибудь, да сорвётся.Сейчас сорвалась министр финансов США, что вообще-то откровенно радует. И между прочим, из уст Джанет Йеллен не прозвучало ничего принципиально нового, хотя неожиданного – безусловно. Она вообще приводит аргументы, до боли напоминающие то, что было написано в ВО и год назад, и ещё раньше. Джанет Йеллен, очевидно, было позволено высказаться отнюдь не в струю, поскольку крышу у политиканов, а конкретно – у законодателей, изрядно сносит как в США, так и в России. Наши, как видно, тоже достоевщины объелись, да про Гоголя забыли. Но здесь не о них – американский министр финансов явно поняла, что уже никакие аргументы в ответ на разного рода «инициативы» Москвы не воспринимаются всерьёз. Инструменты давления тоже исчерпаны, а дальше – всё будет работать только против того, кто и запускает пресловутое «ужесточение рестрикций».
Факты против аргументов
Аргументы – ещё не факты
Интересно, что соломку под умиротворяющее выступление своего министра финансов заранее, ещё 15 февраля, подложил президент Дж. Байден. В тот день он просто признал, что рестрикции могут оказать негативное влияние на цены на энергоносители, в том числе и в самих Соединённых Штатах.
«Не буду притворяться, что всё пройдёт безболезненно. Это может сказаться на наших ценах на энергоносители, поэтому мы предпринимаем активные шаги по снижению давления на наши энергетические рынки и компенсации роста цен»,
– сказал хозяин Белого дома. Стоит ли после этого объяснять, почему из Вашингтона спешат с сообщениями, что он готов к личной встрече с российским лидером.Обратите внимание, что министр финансов даже не обмолвилась о «гениальной» идее сторонников санкций отключить Россию от системы международных платежей SWIFT. Стимулом к молчанию – понимание абсолютной бессмысленности такой меры.Да и вводная у Джанет Йеллен была предельно аккуратной –
Ещё бы вы не хотели.Ведь нельзя же недооценивать
Спрашивается, как? Да очень просто – путём обеспечения «доступных поставок из других частей мира» и «гарантий, что нефть и природный газ продолжат поступать в Европу». Впрочем, потом миссис Джанет пришлось признать, что ничего конкретного от Вашингтона по части «смягчения» Евросоюзу ждать не стоит. Потому как «не подготовлено».Ограничить что-то, так как с «Северным потоком» в сфере энергетики не очень сложно, но уже первый результат показал – кто будет в проигрыше, а кто – в прибыли. В других сферах всё не так страшно, но тоже практически бессмысленно – и как раз это пытается втолковать «своим» мятежная миссис Джанет.
Джанет Йеллен, начинавшую с преподавания в Йеле, Гарварде и Лондонской школе экономики, первым из президентов пригласил в свой консультативный совет ещё Билл Клинтон. Она дружит с его супругой Хиллари, но впервые возглавила один из банков Федеральной резервной системы – в Сан-Франциско только в 2004 году, уже при президенте Джордже Буше-младшем. Через десять лет состоялось избрание Йеллен на пост главы ФРС, причём не без серьёзных трудностей для креатуры Хиллари Клинтон, на тот момент – госсекретаря США и неформального куратора финансовых институтов страны. При необходимых для утверждения в Сенате 60 голосах миссис Джанет набрала всего 56, но помогло то, что проголосовавших против оказалось только 26. Ей приписывают авторство в разработке программы, которую сравнили с разбрасыванием денег с вертолёта. Это случилось ещё в период пребывания в Белом доме Барака Обамы, в то время когда в Вашингтоне финансовое стимулирование считали чуть ли не ругательством. Дж. Йеллен возглавляла Федеральную резервную систему США с 2014 по 2018 годы, и достаточно успешно, ФРС при ней беззастенчиво продолжал наводнять мир долларами. Но не сделал ровным счётом ничего хотя бы для снижения колоссального госдолга страны. После не самой продолжительной паузы, когда трудилась в налогово-кредитном центре имени Хатчинса, получила пост министра финансов. Назначение никого не удивило – Джо Байден отлично сработался с ней ещё будучи вице-президентом. Удивило другое – завидное единодушие американских сенаторов при назначении, когда за её кандидатуру высказались 84 человека против 15. Нынешние заявления Дж. Йеллен вполне можно было бы расценить как демарш, если бы в Вашингтоне сейчас не искали бы какого-то приличного выхода из украинского тупика. В который сами же себя и загнали, но заодно загнали и Европу, и Россию с Украиной, и Донбасс, и сотни тысяч мирных людей.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас