Великобритания намерена поддерживать высокую боеспособность своих вооруженных сил, для чего реализует программы модернизации всех родов войск. Некоторые желаемые результаты уже получены, тогда как другие проявятся только в будущем. При этом часть программ модернизации предусматривает сокращения, списания и т.д. Ожидается, что по результатам всех этих процессов вооруженные силы будут более полно отвечать современным требованиям.
Улучшение через сокращение
В связи с регулярным сокращением оборонного бюджета и другими факторами, сухопутные войска в последнее десятилетие регулярно подвергались тем или иным сокращениям. Так, в 2010 г. общая численность личного состава достигала 113 тыс. чел., а сейчас на службе числится чуть более 79 тыс. Также под сокращение попадали различные подразделения и их материальная часть.
В Стратегическом обзоре обороны и безопасности от 2015 г. (Strategic Defence and Security Review 2015) были заданы новые цели по модернизации вооруженных сил на ближайшие 5-10 лет. Планы в отношении сухопутных войск были собраны в программу Army 2020 Refine («Улучшение армии-2020»). Основную часть ее преобразований требовалось завершить к 2020 г., а некоторые откладывались до 2025-го.
Планы предусматривают сохранение численности армии на уровне 82 тыс. чел. и резерва в 35 тысяч. Предлагается перестройка части соединений. Так, две мотопехотные бригады преобразуют в ударные с иным оснащением и другими задачами. Те или иные преобразования затронут сухопутные подразделения, армейскую авиацию, логистику и контуры управления.
Изначально план Army 2020 Refine предусматривал сохранение на вооружении основных танков Challenger 2 с продлением ресурса. Сейчас армия имеет ок. 230 таких машин, две трети которых находятся в линейных подразделениях. Сейчас прорабатывается вопрос полного отказа от танков в пользу техники иных классов, что, как считается, позволит сэкономить на эксплуатации, а также обеспечить рост боевых возможностей при решении предполагаемых задач.
Примечательно, что планы по закупке новой техники приведут, как минимум, к численному сокращению армии. В рамках Army 2020 Refine планируют закупить 589 машин разных типов из семейства Ajax. Они предназначаются для замены БМП Warrior, некоторых образцов семейства CVR(T) и, возможно, танков Challenger 2. При этом следует учесть, что одних только «Уорриоров» имеется более 760 ед., и «Аяксы» не смогут стать полноценной заменой для них в численном отношении, не говоря уже о другой технике.
Военно-морские успехи
Развитие Королевского военно-морского флота в целом идет в соответствии планами, в т.ч. с учетом Обзора 2015 г. Ведется строительство целого ряда кораблей основных классов, включая стратегические подводные ракетоносцы и многоцелевые АПЛ. Также имеются и выполняются планы по надводным кораблям основных классов. Построены и введены в строй два авианосца нового проекта; формируются их авиационные группы. Ожидается замена других кораблей.
Однако, как теперь выясняется, модернизация надводного флота сталкивается с существенными проблемами. В ближайшие годы КВМФ собирается вывести из боевого состава самые старые фрегаты Type 23, введенные в строй в начале девяностых годов. В дальнейшем этот процесс продолжится, и старые корабли предлагается заменять современными. На смену «Типу 23» строятся перспективные фрегаты ПЛО Type 26 (8 ед.) и Type 31 (5 корпусов).
Новые корабли оказываются достаточно дорогими – «Тип 26» обойдется в 1 млрд фунтов (1,3 млрд долл. США), а «Тип 31» стоит 250 млн фунтов (330 млн долл.) Таким образом, две серии из 13 фрегатов обойдутся флоту в 9,25 млрд фунтов (более 12 млрд долл.) Головные корабли двух проектов будут переданы КВМФ в ближайшие годы. Строительство серийных растянется едва ли не до конца десятилетия.
В конце августа британская пресса сообщила о проблемах в программе строительства фрегатов. Рассматривается возможность преждевременного списания старых Typ 23 с переносом строительства серийных «26» и «31» вправо. За счет этого планируется сократить расходы на эксплуатацию и строительство кораблей, что позволит перенаправить деньги на другие программы. Однако такой результат будет получен ценой резкого падения боеспособности.
Приняв такие предложения, КВМФ уменьшит численность кораблей на службе, ухудшит свои противолодочные возможности, а также затруднит организацию боевых служб. Особенно интересно такие перспективы выглядят в контексте угрозы российских подлодок, о которой регулярно говорит британское командование.
Военно-воздушные проблемы
Королевские ВВС тоже сталкиваются с теми или иными трудностями. Главные их планы связаны с закупкой истребителей F-35. В ближайшие годы первые соединения на такой технике достигнут начальной оперативной готовности. При этом из-за финансовых ограничений КВВС и КВМФ покупают одинаковую технику.
До 2040 г. будет продолжаться эксплуатация истребителей-бомбардировщиков Eurofighter Typhoon. Сейчас в строю имеется 160 таких самолетов. Согласно Стратегическому обзору, к 2025 г. число эскадрилий на такой техники доведут до семи и будут поддерживать на таком уровне до конца эксплуатации «Тайфунов». Однако уже сейчас парк таких самолетов сталкивается с техническими проблемами. По разным данным, в боеспособном состоянии находится не более двух третей истребителей.
Оптимистично и одновременно пессимистично выглядит ситуация с патрульной авиацией. С 2011 г. КВВС оставались без самолетов для поиска подлодок, из-за чего все задачи ПЛО возлагались на корабли. В марте 2020 г. КВВС получили два первых самолета Poseidon MRA1 (Boeing P-8) из девяти заказанных. Таким образом, появляется возможность возобновления патрулирования, но полноценное восстановление патрульной авиации состоится лишь через несколько лет.
От негатива к позитиву
В последние годы вооруженные силы Великобритании сталкивались с разными вызовами и проблемами, в результате чего приобрели свой нынешний вид – со всеми преимуществами и недостатками. Одной из главных трудностей стало постоянное сокращение военного бюджета. Так, в 2010 г. на оборону выделили ок. 45 млрд фунтов (почти 59 млрд долл.), а к 2020-му расходы сократились до 39 млрд фунтов (ок. 50 млрд долл.), хотя с 2015 г. остаются примерно на одном уровне.
В таких условиях армии приходилось содержать имеющийся личный состав и эксплуатировать наличную технику, а также вести зарубежные операции, проводить учения и реализовывать программы с заделом на будущее. Естественно, одними проектами приходилось жертвовать в пользу других. Именно по этим причинам сокращался танковый парк, строительство кораблей затягивалось, а патрульные самолеты не получали современной замены.
В настоящее время взят курс на модернизацию вооруженных сил, причем к этим процессам предъявляют специфические требования. По сути, при составлении планов от министерства обороны требуют обеспечить сочетание высокой обороноспособности и ограниченных размеров армии при соответствующих расходах на ее содержание.
Общие планы по развитию вооруженных сил уже составлены, часть программ уже реализуется. При этом военному ведомству предстоит определить будущее нескольких важных направлений и запустить новые программы. Итогом всех этих мероприятий должно стать формирование менее многочисленных, иначе оснащенных, но боеспособных и эффективных вооруженных сил.
Пока не ясно, когда Великобритании удастся преодолеть накопленные проблемы прошлого и обеспечить качественный рост. Как показывают события последних лет и известные планы, сейчас и в ближайшем будущем в основном речь идет о сокращениях того или иного рода.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!