Водолазные судна «Почаев», «Каменка», «Нетишин», «Вольногорск»
История кораблей
Водолазное судно "Почаев" было построено на Гороховецском ССЗ в 1975 г. С 1998 г. судно входит в состав Научно-исследовательского центра Вооруженных Сил Украины "Государственный океанариум" (Севастополь). Судео может нести на борту и обеспечивает работу малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата "Агент-1", малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата МТПА, подводного робота МТК-200, обитаемого подводного аппарата "РИФ", гидролокатора бокового обзора СМ-800.В 2009 г. судно обеспечивало подъем и доставку в Балаклавскую бухту найденного на дне моря немецкого военного самолета "Дорнье-24Т" для экспозиции музейного комплекса "Балаклава". В сентябре 2011 г. морское водолазное судно "Почаев" с обитаемым подводным аппаратом "РИФ" на борту и подводным аппаратом "Лангуст" на буксире приняло участие в учениях "Адекватное реагирование-2011", обеспечивав противолодочную компоненту учений ВМС Украины.
Водолазное судно "Каменка" было построено в Выборге на судостроительном заводе №870 в 1957 г. Судно входит в состав Научно-исследовательского центра Вооруженных Сил Украины "Государственный океанариум" (Севастополь). Водолазное судно может нести на борту и обеспечивает работу малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата "Агент-1", гидролокатор бокового обзора СМ-800, обитаемый подводный аппарат "РИФ".
Водолазное судно "Нетишин" было построено на Гороховецском ССЗ в 1973 г. 01.11.1997 г. судно было переименовано в "Нетишин", в честь одноименного города областного значения в Хмельницкой области Украины, с присвоением бортового номера "U700".
Водолазное судно "Вольногорск" было построено в 1958 г., ССЗ Рыбинск. В настоящее время судно не на ходу, в неудовлетворительном техническом состоянии, находится в Стрелецкой бухте Севастополя.
Катера ВМС Украины
20 катеров различных типов.
Катера морской охраны
18 катеров морской охраны проекта 1400М «Гриф»;
1 катер морской охраны проекта «Орлан»;
17 малых катеров морской охраны проекта «Калкан»;
6 малых катеров морской охраны типа UMS -1000;
62 различных малых катера
Катер морской охраны проекта 1400М «Гриф»
Катер морской охраны проекта «Орлан»
Малый катер морской охраны типа UMS -1000
Малый катер морской охраны проекта «Калкан»
Центр войск береговой обороны, в составе:
36-й отдельной механизированной бригады береговой обороны (с.Перевальное)
на вооружении которой состоит:
39 танков Т-64Б,
178 бронемашин (около 100 БМП-2, около 50 БТР-80),
дивизион (18 орудий 122 мм САУ "Гвоздика",
дивизион (18 орудий) 152 мм гаубиц Д-20,
дивизион (18 орудий) 122 мм гаубиц Д-30,
дивизион (18 установок) РСЗО "Град"
2 батареи МТ-12 "Рапира",
батарея ПТУР,
ЗСУ "Шилка",
ЗРК "Стрела-10М3"
1-го батальона морской пехоты (г.Феодосия) и 2-го отдельного батальона морской пехоты (г.Керчь)
на вооружении каждого состоит:
40 БТР-80
8 минометов 2С12 «Сани»
8 ПУ ПТУР
8 ПУ ПЗРК «Игла»
406-й Симферопольской отдельной береговой артиллерийской группы
на вооружении которого состоит:
Подвижный противокорабельный комплекс 4К51 «Рубеж»
РСЗО БМ-21 «Град»
152-мм пушки «Гиацинт»
152-мм гаубица Д-20
122-мм гаубица Д-30
73-й центр морских спецопераций (г.Очаков)
В составе:
- 1-й отряд подводного минирования (в составе каждого отряда - 2 роты)
- 2-й отряд подводного разминирования и прорыва противодесантных заграждений
- 3-й отряд разведки и противодиверсионной борьбы
- подразделения боевого и тылового обеспечения.
Приданые корабли и суда:
патрульный катер «Скадовск», корабль управления «Переяслав», десантные катера «Сватаное» и «Брянка».
На вооружении Центра имеются подводные средства движения и носители водолазов «Тритон-2М» и «СИРЕНА-УМ», специальное подводное стрелецкое оружие — пистолеты СПП-1, автоматы АПС, другое специальное оружие.
Морскую авиационную бригаду (аэродром Саки)
Эскадрилья самолетов: 4 Бе-12 (в 2014 году введут в строй еще 3 Бе-12), 2 Ан-26, 1 Ан-2.
Эскадрилья вертолетов: 3 Ми-14, 2 Ка-27ПЛ, 1 Ка-27ПС.
Военно-морские базы;
- Главная ВМБ (+ штаб) - Севастополь.
- Южная ВМБ - Новоозерное (Донузлав), западное побережье Крыма.
- Западная ВМБ - Одесса.
Также отдельные части и некоторые (преимущественно тыловые) подразделения ВМС дислоцируются в Феодосии, Очакове, Керчи, Симферополе, Николаеве, Судаке, Измаиле, пос. Старый Крым, Перевальное, Черноморское и др.
ЦЕНТР РЭР (радиоэлектронной разведки), г. Ай-Петри.
ЦПАСР (Центр поисковых и аварийно-спасательных работ), Севастополь
Около 10 катеров различных проектов.
Военно-учебные заведения
Подготовку кадров для ВМС осуществляет Военно-морская академия им. Нахимова (Севастополь), кафедра военной подготовки Одесской Морской Академии и военно-морской колледж при военно-морском институте им. Нахимова (мичманы и прапорщики) и военно-морской лицей.
Численность ВМС Украины составляет более 14 500 человек.
Военно-морской флот Украины сегодня пребывает не в самом привлекательном виде. Однако, за последние годы ситуация выглядит не так катастрофично, как, скажем лет 5 или 10 назад.
Что же в подобной ситуации позволяет говорить о положительных тенденциях? Такие же объективные факты. Количество всевозможных учений, преимущественно международных, в которых принимают участие ВМСУ в последние годы, является рекордным и превосходит показатели по всем другим родам войск. Только с 1994 по 2013 год ВМС Украины были задействованы в более 2000 мероприятиях международного военного сотрудничества.
С каждым годом неуклонно увеличивается количество часов налета экипажей морской авиации и наплаванность украинских военных кораблей. Сотни украинских военно-морских специалистов обучаются и проходят стажировку за рубежом.
Входящие в состав ВМСУ боевые корабли и катера практически все получены при разделе ЧФ. Возраст большинства из них свыше 25 лет. Наиболее «ходовыми» являются: фрегат "Гетьман Сагайдачный", корветы «Луцк» и «Тернополь», а также большой десантный корабль "Константин Ольшанский.
Ударные надводные силы ВМС Украины в настоящее время имеют, в своем составе ракетный корвет "Приднепровье" и ракетный катер "Прилуки".
По итогам 2013 года была отремонтировано большое количество кораблей ВМС Украины. Более десяти было введено в строй.
С целью обновления корабельного состава была запущена программа создания кораблей класса "корвет", на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) до 2021 года планируется построить 4 корабля класса "корвет".
В 2011 году осуществлена торжественная церемония закладки главного корабля. По результатам выполнения Программы будут построены 4 корабля проекта 58250, закуплены 5 комплектов боезапаса, которые включают управляемые артиллерийские выстрелы малого и среднего калибра, противолодочные и противокорабельные торпеды, ракеты для ударного и зенитно-ракетного комплексов. Создана система базирования кораблей (построены два причала).
Первый корабль класса "корвет" планируют ввести в строй до 2017 года
Корветы проекта 58250 — перспективный тип корветов военно-морских сил Украины (ВМСУ), разработанный Опытно-проектным центром кораблестроения в городе Николаеве.
Водоизмещение корабля — больше 2,5 тыс. т, длина — порядка 110 м, экипаж — около 110 человек. Корвет будет укомплектован противокорабельными ракетами, управляемыми зенитными ракетами, артиллерией среднего и малого калибра, противолодочным оружием, мощным комплексом радиоэлектронных средств, палубным вертолетом штатного базирования с ангаром. Комплектация примерно на 60% будет украинской.
В соответствии с Государственной целевой программой «Обустройство и реконструкция государственной границы» и Концепцией развития ГПС Украины, для обновления корабельно-катерного состава Морской охраны до 2020 года планируется построить 6 кораблей «Коралл», 8 катеров «Орлан», 25 других катеров современных проектов. Кроме того, с 2015 года для нужд Госпогранслужбы Украины планируется начать строительство многофункционального корабля водоизмещением около 1000 тонн, на борту которого предусмотрено базирование вертолета.
На замену катеров проекта 1400 «Гриф» пришли малые пограничные катера проекта 58130 «Орлан» в 2012 году первый катер был передан Севастопольскому отряду Морской охраны.
Также в 2012 году на феодосийском производственном объединении «Море» был заложен первый корабль морской охраны "Коралл”
Планируется, что «Коралл» будет весить до 310 тонн и развивать скорость до 30 узлов (больше 55 км/ч). Он будет оснащен автоматизированной системой управления и укомплектован современным техническим оборудованием. Численность экипажа «Коралла» — до 20 человек. Это в два раза меньше, чем на сегодняшних кораблях погранслужбы Украины, рассказывают в ведомстве. Строительство такого судна обойдется примерно в 300 миллионов гривен
Также были в 2012 году на ОАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве состоялась закладка двух первых предназначенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 ("Гюрза-М"). Катера планируются к применению для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей. До 2017 года планируется построить для ВМС Украины девять катеров типа "Гюрза-М".
Бронекатер проекта 58155 ("Гюрза-М") разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием катеров проекта 58150 ("Гюрза"), две единицы которых были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана на средства американского финансирования (в 5,6 млн. долл). Катер проекта 58155 ("Гюрза-М") крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Максимальная скорость хода "Гюрзы-М" до 25 узлов, дальность плавания экономическим ходом 700 миль, автономность пять суток. Экипаж всего пять человек. Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 "Катран-М" производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 "Штурм" для бронетехники. Каждый модуль "Катран-М" имеет включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР "Барьер" с лазерной системой наведения. Катер оснащен оптико-электронной системой управления огнем и имеет также комплект переносного ЗРК.
В 2013 году Министерство обороны Украины расторгло контракт с заводом «Ленинская кузница», в пресс-службе Министерство обороны заявили что, государственную комиссию не удовлетворило качество работы предприятия. Кроме того, возникли проблемы с технической документацией на вооружение.
Заказ на катера проекта 58155 будет размещен на другом предприятии
Неясным остаётся судьба уникальных противолодочных кораблей проекта «Сокол»
корветов «Львов» и «Луганск».
Первый корабль практически готов однако, сейчас его производство приостановлено из-за недостатка финансирования.
Корабль проекта «Сокол» - самое большое в мире судно на подводных крыльях. Длина корабля составляет 50 метров, а ширина 10 метров. Судно за счет трех газовых турбин мощностью по 10 тысяч лошадиных сил и двух по 20 тысяч - способно развивать скорость более 60 узлов.
У корабля самая большая крыльевая система из титанового сплава, на которой корабль может идти при высоте волн более 4 метров. За счет высокой скорости хода судно в минимально короткий промежуток времени достигает позиций, с которых подводная лодка поражается с высокой вероятностью.
На вооружении стоят: автоматическая артустановка АК-176 (76,2 мм), автоматитеская шестиствольная артустановка АК-630М, две четырехтрубных торпедных установки калибром 400 мм, автоматизированная система обнаружения и управления артиллерийской стрельбой, автоматизированная система обнаружения и управления противолодочным оружием, а также два переносных ЗРК.
Корабли имеют степень готовности 95-98% и 30% соответственно.
Большинство корабельного состава составляют фрегат, корветы (мпк), минно-тральные и десантные корабли, которые способны решать задачи по контролю за экономической зоной, проводить оборонительные минные постановки, в том числе у побережья Крыма, и морские десантные операции тактического масштаба.
В современных условиях при развитии ВМС Украины основной упор делается на создание мощных береговых войск, в том числе и в Крыму, для чего не требуется столь значительных финансовых затрат, как для строительства или закупок современных боевых кораблей.
Автор Александр Иванов
Первоисточник http://rolik1.livejournal.com/2212.html