Главная » 2024 » Март » 10
14:45

«Сотый регион» России: Гагаузия просит помощи у Путина

«Сотый регион» России: Гагаузия просит помощи у Путина

Эпиграф: Никогда. Никогда не отказывай администратору канала в преддверии 8 Марта, особенно когда речь идёт об интеллектуально-историческом подарке («Исторические Напёрстки. Неизданные цитаты»)

Во первых строках. Всю женскую аудиторию, от всей души – с Праздником!

Дальше найдите компас, сверьтесь с географической картой по сторонам света и повернитесь лицом в сторону Молдовы. Видите зарево? Нет ... Но, оно существует, так в Кишинёве полыхает после встречи главы (башкана) Гагаузской автономии Евгении Гуцул с Владимиром Владимировичем, состоявшейся намедни в Сочи. Теперь смелую и очаровательную женщину планируют арестовать за государственную измену, как только её нога ступит на бессарабскую землю. Ещё одна тлеющая точка у нас намечается? Очень возможно, но сегодня минимум политики, обычный экскурс...

Воспоминания

Лично был в Гагаузии дважды, первый раз на юбилее отца своего побратима Димитрия, отзывавшегося на позывной «Печенег». Второй раз – по служебной надобности, находясь с нехитрыми делами в Приднестровье. Разница между визитами составляла семь лет, но впечатление осталось с привкусом горечи, слишком уж быстро Гагаузия погружалась в социально-экономическую депрессию после обретения «независимости» Молдовы. Страшная пыль в столице автономии Комрате, перебои с водой, малолюдье, немного автомобилей и ... множество крестьянских «такси Иисуса», так здесь шутливо называют разнообразные гужевые повозки, запряжённые ослами.

Теперь о позывном моего товарища, на службе. Он немало рассказывал бывальщины и небывальщины о своей автономии Южной Бессарабии, называя её чудом сохранившимся осколком кочевой империи печенегов. А случай распорядился так, что на юбилее его уважаемого отца (грандиозное мероприятие, три села гуляли!) познакомился с настоящим краеведом из местечка Бешалмы (с тюркского – «Пять Яблок»). Вот уж погрузился в глубь веков, так погрузился. Но так и не понял, почему странного восточного облика люди, очень религиозные православные – считаются чистопородными тюрками, перед которыми даже заносчивые неоосманы феску ломают. Правы были этнографы советской академической школы, называя гагаузов «самым загадочным и неизученным народом Южной Европы».

Итак, краткая энциклопедическая справка. Gagauzlar – самоназвание гагаузов, они считаются тюркоязычной народностью, без переводчиков свободно общаются с турками, чуть запинаясь – с азербайджанцами. Проживают компактным созвездием из 32-х сёл на исторической земле под названием Буджак. Это самый юг Молдавии, выделенный административно в Автономный национально-территориальный район Гагаузия (Гагауз Ери) со столицей в городке Комрате. Всего гагаузов около четверти миллиона, половина живёт (прописана) на своей исторической родине, остальные рассеяны по югу России, Украины, есть диаспоры в Болгарии, Греции, Румынии, Турции.

В статье «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона (начало XX века) написано: «гагаузы православные, но в дни храмовых праздников совершают курбаны, род языческих жертвоприношений». Подтверждаю, древнетюркские традиции и культы здесь очень заметны. Начиная от изображения волка на флаге Автономии, что говорит о мифологии дохристианской эпохи. По сей день отмечается праздник начала зимы, длящийся целую неделю. Никто толком не работает по дому, все пекут перфорированные медовые «волчьи лепёшки» (следы волчьих укусов так изображают). В ходу символика с серым разбойником, амулеты, ожерелья из зубов и прочая-прочая.

Второй символ Гагаузии, очень распространённый в орнаментах на тканях/коврах, в резьбе по дереву и народном календаре – петух. Тоже заметен на флаге Автономии, там маленькие горлопаны сторонятся волка. Говорят, что данный птиц символизирует вечную бдительность народа, решившегося стать оседлым после долгих кочевых мытарств. Главенствующая национальная легенда – гагаузы являются последними «чистыми» наследниками печенегов (баджанаков), узов (огузов), кыпчаков (половцев, куманов). С научной точки зрения ... здесь целых 20 вариантов этногенеза, начиная от отуреченных болгар и беглых христиан Малой Азии – заканчивая мощным половецким корнем.

Кто здесь прав? Никогда правды не узнаем, поскольку историческая земля Буджака тесно связана как с болгарской Варной, так и пограничьем Северного Причерноморья, границей Византийской Империи. Археологи находят немало схожих черт нынешнего уклада гагаузов в исчезнувших культурах как печенегов, так и огузов. И всей пёстрой чересполосицы народов и этносов, то служивших болгарским царям на границах, то византийским императорам. Вполне возможно, что половцы согнали печенегов с пастбищ Причерноморья, а затем сами перемешались с ними на Балканах. Угодив под власть Османской Империи в 1417-ом году. Что там происходило до конца XVII века – бог весть, документальных хроник о «земле Бурджака» турки не сохранили.

А путешественники, посещавшие Крымское Ханство и Дикое Поле причерноморских степей называли здешние территории «Uzeyaleti» (земли узов). Невозможно проследить идентичность гагаузов и во времена кровавого отступления османов с Балкан в конце XVIII века, слишком перепутаны сюжетные линия гонений на здешнее христианство, запутаны миграционные панические процессы. Более менее что-то определилось лишь после появления Российской Империи, гением Михайлы Илларионовича Кутузова закрепившей земли Бессарабии за Санкт-Петербургом в 1812-ом году, аккурат перед вторжением Наполеона. Вот тогда-то гагаузы и объявились...

Большей частью – хлынули в несколько небольших анклавов Бурджака со всех Балкан, явно ориентируясь на родственно-этнические связи. Миграционные процессы продолжались фактически до 1856—1878 гг., зафиксировав чётко очерченную национальную автономию юга Бессарабии под краткосрочным правлением Румынии. Чиновники из Бухареста жаловались на местных хитрованов, имевших великолепную форму самоорганизации с весьма любопытными революционно-освободительными идеями.

В 1906-ом на волне общероссийской Революции в Бурджаке возникла крестьянская Комратская Республика, просуществовала целых пять суток. Во время Гражданской войны здешние земли вновь попали под румынскую оккупацию, чтобы в 1940-ом отойти к Советскому Союзу и вновь с началом Великой Отечественной очутиться под пятой Бухареста.

Но гагаузы более века цепко держались за свою самобытную культуру, чем немало раздражали как молдаван, так и румын. А после объявления в 1990-ом образования Республики в составе бывшей Молдавской ССР – едва не вспыхнула настоящая резня по лекалам конфликта в Приднестровье. Гагаузия была оккупирована военизированными бандами молдаван, стороны в 1994-ом пришли к компромиссу, создав Автономию Гагауз Ери.

Не буду ломать мозг аудитории лютой чересполосицей расселения гагаузов на территории Автономии, там всё очень сложно чередуется от анклава к анклаву с преобладанием то гагаузов, то молдаван, то болгар, то русских с украинцами. Маркер принадлежности к народу здесь простой: гагаузы демонстративно не говорят на молдавском (ныне – румынском). Используя в общении русский и родной язык, знание обоих здесь – абсолютное. Несмотря на перевод документооборота на латиницу, Гагаузия продолжает пользоваться кириллицей, так повелось с 1950-х, лингвистами из Ленинграда такая схема была доказана научно, дабы сохранить правильный фонетический строй языка.

Колорит

В среде православных гагаузы стоят немного особняком, с хитрым бессарабским прищуром наблюдая за дракой болгар с греками, рвущими друг у друга право называться «крестителями» данного народа. Просеивают обиходных «духовный язык» общения верующих на количество корней слов. Между тем гагаузы совершенно спокойно называют совершивших паломничество в Иерусалим или на Афон ... словом «хаджи» на мусульманский манер, а «гяурами» кличут турок и вообще всех последователей Пророка. Словно дразня бывших колонизаторов-османов древними временами.

Большой разницы в сельском укладе Молдовы и Гагаузии не заметите, незатейливая архитектура, резные ворота, наличники, символика с петухами/аистами, виноградными лозами – одинаковы как под Кишиневом, так и сердце Автономии – Комрате. То же вино из огромных бочек, домашние коньяки и самогоны, легендарная мамалыга с брынзой, обилие овец, домашней птицы, свиней. Из интересных отличий: мало мужчин весной-летом (все на сезонных заработках, как в Молдове), но городки Гагаузии пустеют дополнительно и зимой-весной, поскольку здешние женщины приглашаются турками из-за своего знания языка сиделками, няньками, воспитательницами, управляющими мини-отелями. Язык почти один, а легендарная хозяйственность и рачительность здешних дам позволяет им зарабатывать не меньше мужчин.

Возвращение всех «с заработков» – отдельные и весёлые праздники, вино рекой, походы по родственникам с подарками, вдумчивые «шопинги» по Румынии. Большие события (свадьбы, юбилеи, церковные праздники) отмечают с размахом, люди собираются улицами и даже сёлами, выставляя длинные столы на несколько сот человек. Национальные костюмы, как в Молдове – большая редкость и скорее умирающий вид народного фольклора. Страсть к старым бабушкиным монистам, богатым нагрудным женским украшениям зато на высоте, здесь гагаузы могут дать фору хрестоматийным румынам.

По редким репортажам из Автономии и общения с «Печенегом» – дела с экономикой в Гагаузии хуже некуда. Сельское хозяйство издавна проигрывало остальной Бессарабии из-за очень сухого степного климата и нехватки воды, производственной мощной базой Автономия во времена СССР не обзавелась, а что построено – блистательно разорено иностранными и молдавскими «инвесторами». Гагаузы, не промышляющие заработками на стороне, держатся дружными сельскими сельхозкооперативами, выращивая виноград, табак, фрукты, подсолнечник и грецкие орехи. Вместе с продуктами животноводства всё отправляется на местные заводы-переработчики. Зарплаты повсеместно ... смешные, без подсобного хозяйства никто не выживает.

Из видимых изменений советской провинциальной поры разве что турки снующие и вездесущие заметны. Активно переманивают молодёжь на учёбу к себе, организовали пять (!) университетских филиалов на базе Комратского Университета, с ушами влезли в производство местных ковров (очень дорогие и достойные ручной работы изделия, подтверждаю), активно занимаются артезианской водой и бурением скважин. Замечены в Гагаузии в исламском грехе винопития и контрабанды здешних продуктов горячительной лозы.

Благодаря здешнему очень сухому климату, производительность виноградников Гагаузии невысокая, но отличить здешнее правильно выдержанное вино нескольких испанских или южно-французских сортов просто невозможно, так что большинство туристов малоазийского побережья Турции употребляют «Мерло», «Каберне», «Шардоне» и прочие «Мускатели» именно гагаузского производства в поддельной фирменной посуде. Бают, на вкус и цвет неотличимые от самых чопорных погребов Южной Европы.

Толика политики

Они же – выводы. О хитросплетениях претензий и противоречий гагаузов с молдаванами и румынами обязательно напишу, поскольку к данной теме придётся возвращаться теперь частенько, как бог свят. Поскольку Кишинёв почуял смертельную угрозу своей государственности. Бакшан Гагаузии госпожа Гуцул – это вам не наёмный бестолковый менеджер Санду, а та ещё акула.

Богатая, расчетливая, безжалостная и очень националистически настроенная. Один из лидеров оппозиции партии «Шор», с одним лишь отличием – не имеет духовитого коррупционного шлейфа (для Молдовы сие – чудо Господне), стоит за полную независимость своей Автономии, с толстым намёком на переход под руку Москвы. Именно поэтому после встречи с Владимиром Владимировичем гагаузы выходили на улицы, обнимались и выкладывали в Сеть многочисленные ролики и фотографии с нарисованной «соткой».

Это такой местный флеш-моб с недавних пор, как только Кишинев начинает давить на администрацию Автономии, режет бюджеты, третирует чиновников и простых предпринимателей – люди рисуют где попало цифру «100», намекая на региональный номер в составе субъектов России.

А вот дальше начинается самое интересное, поскольку среди гагаузов бродят очень любопытные геополитические сценарии своего будущего, где места Молдове (при нынешнем режиме политических конокрадов ансамбля «Ай-на-нанэ» румынки Майи) нет вообще. Есть в мыслях независимая Республика Буджак, по образу и подобию Абхазии - Ю.Осетии, есть более широкая в географии Гагаузия (цепяющая Одесскую область, если что).

А есть ... полный демонтаж самой Молдовы с отчуждением от неё Тараклийского района и слияние с Приднестровьем в формате Гагаузско-Приднестровской Республики. После возвращения Одессы в родную гавань, чин по чину проведённым референдумом. Вот триединый смысл «100». Как дела пойдут с мятежной Гагаузией дальше – пока не готов рассуждать, только-только начинаю погружаться в тему. Но ясно одно, Кишинёв из кожи вон вылезет, чтобы ситуацию обострить, мятежную княжну Евгению Гуцул бросить в застенки, а вопрос с автономией закрыть окончательно.

Наблюдаем. Гроссмейстер сделал в Сочи свой ответный ход на лютую бессарабскую русофобию, угрозы Приднестровью и последнюю выходку политических конокрадов Майи с выходом Кишинёва из договора ДОВСЕ (контроль за обычными вооружениями в Европе). Мы мирные люди, всего лишь пообещали «многоплановое экономическое сотрудничество и оказание помощи». По евразийской интеграции в Таможенный Союз. За который 97% гагаузов проголосовали в 2014-ом, не желая переться в Евросоюз по кружевам интимного предмета женского туалета. Ничего не напоминает? О тож ...

Источник



Просмотров: 134 | Добавил: Vovan66 | «Сотый регион» России: Гагаузия просит помощи у Путина | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх