Как Александр Морозов отказался от классической компоновки
Перспективный основной боевой танк (ОБТ) Т-74 проектировался в Харькове на знаменитом заводе имени Малышева в инициативном порядке. Главным конструктором танка был известный инженер Александр Александрович Морозов, являвшийся с ноября 1951 года главным конструктором Харьковского КБ машиностроения. Именно под его руководством в Харькове были созданы Т-64 и Т-64А. Разрабатываемый в 1970-е годы Т-74 должен был по всем параметрам превзойти основной боевой танк Т-64А. С докладом о проекте нового ОБТ, который первоначально имел внутризаводское обозначение «Тема 101», главный конструктор Александр Морозов выступил 26 мая 1972 года. Позднее новому проекту харьковского конструктора Главным бронетанковым управлением (ГБТУ) был присвоен официальный индекс «Объект 450».
Основной целью работы Морозова и его КБ было создание танка, который по всем показателям превзошел бы машины предыдущего поколения. Речь шла о повышении не только боевых характеристик, но и производственных и эксплуатационных качеств нового танка по сравнению с ОБТ Т-64А, а также иностранными образцами бронетанковой техники «XM-803» и «Keiler». XM-803 — опытный американский основной боевой танк со 152-мм пушкой, разрабатываемый в начале 1970-х годов; «Keiler» — немецкая программа создания основного боевого танка конца 1960-х годов, которая в итоге привела к появлению «Леопарда-2».
Александр Морозов представлял себе идеологию перспективного ОБТ в следующих решениях:
— сохранение веса и габаритов ОБТ на уровне танка Т-64А2М (не тяжелее 40 тонн);
— улучшение условий работы экипажа танка (обитаемости);
— обеспечение высоких защитных свойств танка;
— дублирование работы членов экипажа, чтобы каждый мог заменить другого;
— более плотная компоновка;
— повышение боеготовности танка в любых условиях (хранение боекомплекта, запуск двигателя, работа аккумуляторов);
— обеспечение автономности при совершении длительных маршей в любых климатических условиях, а также в бою.
Учитывая изложенную идеологию и используя весь уже накопленный в Советском Союзе положительный опыт танкостроения, Морозов предлагал создать принципиально новую боевую машину. Проведенный инженером анализ работы своих коллег из ведущих конструкторских бюро, специализирующихся на создании танков, а также всей доступной информации по иностранным разработкам ОБТ тех лет, демонстрировал, что при сохранении классической компоновки дальнейшее повышение тактико-технических качеств танка не представляется возможным без существенного роста боевой массы и габаритов ОБТ, а также роста затрат на производство и эксплуатацию машины. Всё перечисленное было непропорционально росту тактико-технических характеристик танка. В качестве примера Александр Морозов приводил проекты танков MBT-70, Keiler, а также Chieftain, боевая масса которых уже превышала отметку 50 тонн. Несмотря на рост массы и габаритов, ТТХ данных боевых машин увеличивались очень умеренно. Одновременно с этим наблюдалось повышение стоимости и сложности серийного производства, а также эксплуатации боевой машины, проблемы могли возникнуть и с самим развертыванием массового производства.
В совокупности все это и заставило Морозова отказаться от проектирования очередного танка классической схемы. Для новой боевой машины нужно было искать и новую боевую компоновку, которая не только повышала бы все тактико-технические характеристики, но и позволяла бы удержать танк в пределах веса и габаритов уже существующих советских ОБТ.
Предполагаемая конструкция танка Т-74
К главным недостаткам танков классической компоновки Морозов относил тесноту боевого отделения, которое напоминало ему однокомнатную квартиру или самый простой солдатский вещмешок. В этом ограниченном пространстве экипаж боевой машины со всех сторон был зажат вооружением, боекомплектом, разнообразным оборудованием и деталями, проводами, а также баками с горючим. Некоторые из деталей и механизмов «транзитом» проходили через боевое отделение в моторно-трансмиссионное. Такая среда была травмоопасной для экипажа и при марше, когда все приходило в движение и раскачивалось, в бою же возрастал риск пожаро- и взрывоопасности. В совокупности шум, дым, теснота внутри боевого отделения снижали показатели обитаемости, что напрямую влияло на экипаж и условия его боевой работы.
В новом проекте танка Т-74 компоновка была принципиально другой. Коренному изменению Морозов подверг именно боевое отделение. Если все классические танки представляли собой, по сути, комбинацию боевого и моторно-трансмиссионного отделения, то Александр Морозов предложил конструкцию из пяти герметичных и изолированных друг от друга отсеков: отделения экипажа, МТО, отсека боекомплекта, топлива и вооружения. Такая компоновка, по мнению конструктора, позволяла улучшить условия работы экипажа, а также его защиту. При этом предполагалось, что вырастут также возимый боезапас и объем топлива. Перечисленные улучшения достигались при сокращении площади лобового силуэта танка на 5 процентов, а внутреннего объема на 7,5 процента по сравнению с Т-64А.
Орудие, боекомплект и основные компоненты танка полностью выносились из боевого отделения, при этом экипаж располагался в корпусе боевой машины. Отделение экипажа было полностью герметичным и шумоизолированным. Вынесение основного вооружения в необитаемый модуль автоматически решало проблему загазованности боевого отделения. Лобовое бронирование при этом было более чем внушительным: 700 мм брони, установленной под углом 75 градусов. Считалось, что этого будет достаточно для защиты от боеприпасов всех калибров и всех типов. Также на танк можно было дополнительно установить динамическую защиту, а на корму планировалось ставить сетчатый экран, повышающий защиту от кумулятивных боеприпасов. В сумме это могло позволить отказаться от использования на танке очень сложных комплексов защиты «Шатер» и «Дикобраз».
Экипаж танка состоял из трех человек: механика-водителя, оператора вооружения и командира танка. Все они сидели в один ряд плечом к плечу в изолированном отсеке и могли свободно переговариваться и общаться между собой. Проект танка Т-74 предполагал проработать дублирование функций членов экипажа, чтобы они могли заменять друг друга в случае необходимости. Также конструкторами в Харькове прорабатывался вариант сокращения экипажа всего до двух человек. Это решение было перспективным в плане экономии личного состава. На полк из примерно 100 танков требовалось бы тогда не 300 членов экипажа, а всего 200 танкистов.
Ходовая часть перспективного танка была полностью унифицирована с ходовой частью ОБТ Т-64А, состоящей из 6 опорных катков, подвеска – торсионная. Такое решение было направлено на унификацию и упрощение серийного производства будущего танка. В качестве силовой установки конструкторы из Харькова рассматривали новый газотурбинный двигатель, развивающий мощность до 1250 л.с. При этом моторно-трансмиссионное отделение также планировалось выполнить с широким использованием узлов и агрегатов серийного танка Т-64А, но примерно на 1/5 уменьшить его объем. Всё это хорошо выглядело на бумаге, на деле же в распоряжении конструктора не было и совершенного 1000-сильного двигателя, что тормозило работу над проектом.
Но главным элементом и ахиллесовой пятой танка был вынесенный отдельно необитаемый боевой модуль. На танках подобное решение планировалось применить впервые. В качестве основного вооружения рассматривалась 125-мм гладкоствольная пушка, но обсуждался и вариант установки перспективного 130-мм орудия. Орудие должно было работать вместе с механизмом заряжания, который также заимствовался от Т-64А, боекомплект – до 45 снарядов. Дополнительно в необитаемой башне планировалось установить два 7,62-мм пулемета, также прорабатывался вариант с размещением 30-мм автоматической пушки, которую планировалось использовать в качестве зенитной.
Решение с установкой на танк необитаемой башни требовало серьезной координации работ и использования продвинутой оптики, системы управления огнем, бортового оборудования, датчиков, электроники. Для 1970-х годов это было сложной задачей. А набор предлагаемого к установке оборудования был внушительным: от лазерных дальномеров и датчиков системы предупреждения о лазерном облучении до инфракрасных приборов наблюдения, навигационной системы (комплекс инерционного счисления координат) и бортовой информационной системы, которая работала бы на базе бортовой цифровой вычислительной машины производства НИИ «Аргон».
Судьба «Объекта 450»
Можно сказать, что проект Т-74 стал последним крупным проектом прославленного советского конструктора, его лебединой песней. Данный проект так и не был реализован в металле.
Для своего времени танк с необитаемой башней был слишком сложным, прорывным, но дорогим, реализовать его с привлечением возможностей советской промышленности 1970-х годов не представлялось возможным. При этом многие специалисты считают, что именно «Объект 450» стал первым проектом, с которого началась история создания перспективного советского танка.
Несмотря на то, что предложенная Морозовым концепция основного боевого танка Т-74 на момент своего представления объединяла в себе наиболее передовые и перспективные идеи в танкостроении, реализовать их на практике не представлялось возможным, и во многом именно из-за футуристичности проекта. Те технические решения, которые должны были обеспечить новому основному боевому танку преимущество по всем основным характеристикам над боевыми машинами предыдущего поколения, как раз и не позволяли наладить массовое серийное производство и поставить танк на вооружение.
На середину 1970-х годов многие элементы системы управления огнем предлагаемого танка, а также бортового радиоэлектронного оборудования просто не могли быть реализованы советской промышленностью с заданным уровнем надежности и с требуемым набором характеристик. При этом проект «Объект 450», безусловно, является интересным и знаковым и служит первым шагом к танкам нового поколения. Созданный Александром Александровичем Морозовым задел в дальнейшем использовался при разработке перспективных советских, а затем и российских основных боевых танков.