Как известно в советском ВМФ была следующая градация: Северный флот (СФ)-«сильный флот», Тихоокеанский флот (ТОФ)-«тоже флот», Балтийский флот (БФ)-«бывший флот», Каспийская флотилия (КФл)-«как бы флот», а вот Черноморский флот-«чи флот, чи не флот». Посмотрим насколько она верна…
Черноморский флот, самый в свое время заброшенный флот России. Украина, владея Крымом, без разницы кто бы ни был правителем Кучма, Ющенко, Янукович всеми силами препятствовала его усилению. Доходило до такого абсурда, что в составе ЧФ не было ходовых подводных лодок, а единственной подводной лодкой способной погрузиться под перископ была та самая знаменитая «Запорі́жжя» ВМСУ. Впрочем, с возвращением Крыма ситуация изменилась к лучшему. 18 марта 2014 года главная база Черноморского флота в Севастополе перешла под юрисдикцию России, а Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, были денонсированы Российской Федерацией.
В настоящее время в состав Черноморского флота входят:
Севастопольская военно-морская база — является главной базой Черноморского флота России. Имеет несколько причалов, расположенных в нескольких бухтах Севастополя -Северной, Южной, Карантинной и др.
Новороссийская военно-морская база — оперативно-тактическое территориальное объединение. В боевой состав базы входит соединение кораблей охраны водного района, противолодочные и противоминные корабли, береговое ракетно-артиллерийское соединение, части морской пехоты и инженерной службы, поисково-спасательные и гидрографические суда, части тыла и судоремонта, а также ряд подразделений и служб обеспечения. Зона ответственности Новороссийской ВМБ — от границ с Грузией на Чёрном море до границ с Украиной на Азовском море.
Крымская военно-морская база — была вновь сформирована в сентябре 2014 года. Штаб базы в Севастополе, в том месте, где ранее находился штаб ВМС Украины.
В лучшую сторону изменился и корабельный состав, и сейчас он стал одним из самых современных флотов ВМФ, являющимся самым многочисленным по количеству кораблей-носителей КР «Калибр»-11, что составляет в сумме 76 ракет в одновременном залпе.
— флагманским кораблем ЧФ является гвардейский крейсер проекта 1164 «Атлант» Москва» (бывший «Слава»). Крейсер был заложен 05.11.1976, спущен на воду 27.07.1979, передан флоту 13.12.1982 (27 лет). В 1991-1999 г.г. крейсер прошел ремонт и модернизацию в Николаеве, в ходе которой был перевооружен КР П-1000 с дальностью 1000 км. В конце 2015 года крейсер должен был уйти на Север для ремонта, который отложен из-за пожара 04.11.2014 на БПК проекта 1134Б «Керчь». После крайней боевой службы в Средиземном море 24.09.2015 — 09.01.2016 корабль встал на прикол в Севастополе, числился в резерве 2-й очереди и даже обсуждался вопрос о прекращении использования крейсера. После долгих метаний на тему того, что делать с неходовой «Москвой»: буксировать на «Звёздочку», модернизировать на Севморзаводе, и совсем уж замечательная идея − не модернизировать вовсе, из-за нехватки средств, в июле 2018 г. все-таки было принято решение поставить корабль на ход (восстановить походную готовность) на 13 СРЗ в Севастополе, чтобы он смог добраться до Северодвинска самостоятельно. В октябре того же года стало известно о начале работ. 5 июня 2019 года после трехлетнего ремонта вышел в море для прохождения ходовых испытаний главной энергетической установки после капитального ремонта. Гвардейский ракетный крейсер «Москва» планируют вывести в море в декабре 2019 года, после завершения ремонта главной энергоустановки и полного восстановления походной готовности. Думаю, дело вряд ли ограничится лишь постановкой крейсера на ход. Скорее всего, крейсер пройдёт швартовные и ходовые испытания, выполнит контрольный выход в море, будет передан ВМФ.
Далее, где-то на рубеже 2019-2020 гг., «Москва» выйдет из Севастополя на БС в Средиземное море, а затем совершит межфлотский переход на ремонт в Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинск. Будем надеяться, что средний ремонт с модернизацией «Москвы» займёт не 5,5 лет, как это было в случае с «Устиновым», а, скажем, 4 года. После основательного обновления корабль прослужит не менее 10 лет, чтобы в 2034 г. передать свой гвардейский флаг одному из эсминцев пр. 23560.
— 3 СКР проекта 11356 «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров»-новейшие корабли 2016-2017 года постройки, вооруженные РК «Калибр-НК» (8 ракет). Постоянно несут боевую службу, регулярно меняя друг друга в Средиземном море. К сожалению, сложилась печальная ситуация со второй тройкой кораблей проекта. Поскольку газотурбинные установки на них должны были быть поставлены украинским предприятием «Зоря-машпроект» из Николаева, причем они были оплачены, но их поставки официально запрещены по решению СНБО Украины, было принято решение, что недостроенные фрегаты «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» продавались ВМС Индии, которые выкупали на Украине недостающие ГТУ для двух практически готовых фрегатов и завершения их достройки. Третий фрегат из этой серии «Адмирал Корнилов» планируется завершить постройкой уже на индийской верфи GSL в Гоа, куда и отправится из Николаева последняя пара ГТУ М7Н-1Э.
— СКР пр. 01190 «Сметливый», 1969 года постройки (50 лет!!!) — последний из «поющих фрегатов» пр.61, который в ходе модернизации был довооружен двумя ПУ ПКР Х-35 «Уран» с ракетного катера «Р-44». Однако, доставить «Ураны» на ЧФ не смогли из-за противодействия Украины, поэтому к ПУ даже не были проложены кабеле-трассы. Имеет крайне устаревшее ПВО: ЗРК «Волна» морской вариант ЗРК С-125, ограниченно способный поражать современные воздушные цели. Регулярно несет боевую службу, так в июле 2019 года осуществлял наблюдение за действиями кораблей НАТО, участвующих в военно-морских учениях «Sea Breeze-2019» в Чёрном море. Имеются сведения, что принято решение о выводе «Сметливого» из боевого состава флота до конца 2020 года и якобы скоро в Севастополе начнется его разоружение с последующей установкой в Керчи в качестве музея, но пока это лишь слухи…
— 2 СКР «Ладный» пр.1135-1980 года постройки и «Пытливый» пр.1135М — 1981 года постройки — с большим трудом были отремонтированы в 2013 году. Имеют устаревший состав вооружения (нет ПКР, 2 устаревших ЗРК «Оса-МА»), но выгодно отличаются от СКР пр.11356 усиленным противолодочным вооружением (ПЛУРК «Раструб» с дальностью стрельбы 55 км). Теоретически их можно было бы модернизировать по проекту 1135.2, установив вместо РБУ-6000 ПКРК «Уран», но корабли старые и скоро будут списаны, так что овчинка не стоит выделки. В настоящее время СКР «Ладный» числится в резерве второй очереди и стоит в Севастополе, одно время ходили слухи, что его спишут, но якобы принято решение о ремонте корабля. Известно, что в конце 2016 года начался демонтаж газовых турбин с выведенного из боевого состава после пожара 2014 года БПК пр. 1134Б «Керчь», с целью установки их на СКР «Ладный», маршевые двигатели которого исчерпали свой ресурс. «Ладный» и «Пытливый» планировалось списать до 2020 г. ввиду истечения предельных сроков эксплуатации, но якобы решено было продлить срок их службы до 2023 года.
Таким образом, из 7 боевых кораблей дальней морской зоны 1-2 ранга в составе Черноморского флота полностью боеспособны 5. Все указанные корабли входят в состав 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ, базирующейся в Севастополе. Здесь увеличения к сожалению ждать не приходится до следующего года, срока передачи флоту корветов проектов 20380 «Ретивый» и «Строгий», по некоторым данным корветы уже спущены на воду, но официальных сообщений об этом не было. Постоянно ходят слухи передачи ЧФ балтийских СКР пр.11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый». Так, в 2013 году уже было принято решение о переводе «Ярослава Мудрого» на Черное море, но воспротивилась Украина. Впрочем это маловероятно, в связи с затянувшимся ремонтом «Неустрашимого» и ограниченной боеспособностью флагманского корабля БФ эскадренного миноносца пр. 956 «Настойчивый».
Подводные силы Черноморского флота представляют собой грозную силу — 6 ДЭПЛ пр.636.3, вооруженных РК «Калибр» (6 ракет), четыре из которых Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» базируются в Севастополе. А две: Б-262″Старый Оскол» и Б-265 «Краснодар» в сирийском Тартусе, где они заменили однотипные «Великий Новгород» и «Колпино». В начале следующего года лодки отправятся в Санкт-Петербург, где пройдут плановый ремонт на «Адмиралтейских верфях». Это означает, что количество лодок на Черноморском флоте снизится до четырех.
На 13-м судоремонтном заводе в Севастополе с лета 2014 года проходит ремонт и модернизацию подводная лодка Б-871 «Алроса» пр. 877В, оснащенная водометными движителями. Первоначально планировалось завершить ремонт в 2015 году, однако «Алроса», которая ожидала начала ремонта на протяжении пяти лет, была заведена в док 13-го судоремонтного завода Черноморского флота только в конце мая 2019 года. Ремонт планируют завершить до конца 2019 года, после чего лодку собираются перевести на Балтику, для замены Б-227 «Выборг» 1983 года постройки, которую превратили в музей в парке «Патриот». Средний ремонт «Алросы», судя по всему, вступил в завершающую стадию. По информации на конец октября месяца ДЭПЛ имеет статус «особого объекта», на котором ежедневно задействовано до ста производственных рабочих 13-го СРЗ, не считая специалистов других служб и подразделений. Удастся ли закончить работы до конца года, сказать сложно, но то, что лодка будет передана флоту в 2020 г., почти не вызывает сомнений.
Также имеется плавучая зарядная станция «ПЗС-50» — бывшая подводная лодка пр. 633, предназначенная для зарядки аккумуляторных батарей.
-2 патрульных корабля проекта 22160 «Василий Быков» — передан флоту в 2018 году; «Павел Державин»- передан 11.06.2019. Оба корабля базируются в Новороссийске и входят в состав 184-й бригады охраны водного района Новороссийской базы. Первый корабль проекта «Василий Быков», свершил летом межфлотский переход на Балтику для участия в Главном военно-морском параде по случаю празднования Дня ВМФ России, а затем вернулся обратно, а в октябре месяце совершил поход в Грецию для участия в мероприятиях, в мероприятиях, посвященных 192-й годовщине Наваринского морского сражения. 5 ноября патрульный корабль «Василий Быков» прошел Проливы и вошел в состав постоянного соединения ВМС РФ в Средиземном море. Известно, что «Василий Быков» в составе российской эскадры примет участие в совместных учениях с ВМФ стран Южного Средиземноморья.
Третий и четвертый патрульные корабли проекта 22160 «Павел Державин» (заложен 18 февраля 2016 года) и «Сергей Котов»(заложен 8 мая 2016 года) формально закладывались на Зеленодольском ССЗ, но фактически их строительство осуществляется в Керчи на ООО «Судостроительный завод «Залив» (находящемся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского ССЗ), где первый из них «Павел Державин» был спущен на воду 21 февраля 2019 года, на корабль заселился экипаж и он готовится к швартовым испытаниям. Планируемый срок передачи «Павла Державина» — 2020 год. На самом Зеленодольском заводе в стапельной стадии строительства находятся два последних патрульных корабля «Виктор Великий» (заложен 25 ноября 2016 года) и «Николай Сипягин» (заложен 13 января 2018 года). Контрактным сроком сдачи кораблей с заводскими номерами были 2018-2019 г.г., однако в итоге сроки значительно ушли «вправо», и сейчас сроками сдачи кораблей с заводскими номерами со 163 по 166 официально считаются 2020-2023 годы. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота.
Патрульные корабли проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн развивают скорость до 30 узлов. Дальность плавания – 6000 миль, автономность – 60 суток. Экипаж 32 человека + 8 человек дополнительного персонала. На борту может базироваться вертолет Ка-27ПС. В качестве штатного вооружения патрульные корабли проекта 22160 оснащают 76,2-мм артиллерийской установкой АК-176МА и комплекс управляемого вооружения турельного типа 3М-47 «Гибка». Для противодиверсионной обороны на проекте установлено два дистанционно-управляемых гранатомёта ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Также корабль комплектуется двумя ручными противодиверсионными гранатометами ДП-64. На корабле декларирована возможность установки модульного контейнерного вооружения и оснащения, в том числе крылатых ракет «Калибр», но в настоящее время на вооружении флота таких систем нет, из контейнерного снаряжения широко применяются только водолазные контейнеры. В кормовом слипе корабля предусмотрено базирование бронированной десантно-штурмовой лодки проекта 02800.
Ударные силы Черноморского флота организационно сведены в 41 бригаду ракетных катеров в составе 166-го Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей (6 МРК) и 295-го Сулинского дивизиона ракетных катеров (5 единиц). Все корабли базируются в Севастополе.
Из 6 МРК, в настоящее время в море способны выйти лишь 4 (2/3) :
— 2 пр. 21631 с РК «Калибр-НК» (8 ракет): «Вышний Волочек» «Орехово-Зуево», переданные флоту в 2018. На МРК установлены китайские двигатели CHD622V20 вместо немецких MTU, попавших под антироссийские санкции, которые оказались гораздо хуже по качеству и не вполне соответствуют требованиям к силовой установке военного корабля. «Его создавали для гражданских судов, где совсем другие нагрузки на энергоустановку, и «военно-морские» скоростные режимы он просто не потянет, что обязательно проявится в будущем». Впрочем, это не первая проблема с китайскими двигателями: в 2017 году сломались при первом же их испытании два двигателя для противодиверсионного катера пр. 21980 «Грачонок», строившегося в Рыбинске для СФ. А в конце августа 2018 года прошла информация, что пограничный сторожевой корабль (ПСКР) «Безупречный» проекта 22460, построенный на «Судостроительной фирме» Алмаз», ждет замены дизеля производства КНР из-за возникших неисправностей.
— 2 пр. 1239 «Сивуч» с ПКР «Москит» (8 ракет 3М80)- «Бора»- передан ВМФ в 1989 году, «Самум» передан флоту в 2000-м. Из них в строю только один МРК «Самум». МРК «Бора в 2015 году встал для замены газотурбинного двигателя на 13-м СРЗ в Севастополе, предполагается, что в ходе ремонта на корабле будет заменена турбина. Однако, до сегодняшнего дня ремонт не закончился и сроки его окончания неизвестны.
— 2 МРК пр. 1234 с ПКР П-120 «Малахит» (6 ракет), из которых в строю также только один — знаменитый герой боя с грузинским флотом 10.08.2008 «Мираж»-1986 года постройки (33 года). МРК «Штиль» 1978 года постройки (41 лет) списан и в настоящее время разбирается в Севастополе.
До конца этого года, в состав ЧФ должен вступить очередной МРК пр.21631 «Ингушетия», который в настоящее время проходит ходовые испытания.
Кроме того, к несению боевого дежурства в Средиземном море второй год привлекаются МРК пр.21631 Каспийской военной флотилии, в этом году это МРК «Углич» и «Великий Устюг», базировавшиеся в Тартусе.
Скорее всего, в дальнейшем усиление ЧФ МРК будет также происходить за счет кораблей проекта 21631 («Грайворон»-заложен 10.04.2015, планируемый срок передачи 2020 год; «Град» — заложен 24.04.2017, планируемый срок передачи 2021 год; «Наро-Фоминск»- заложен 23.02.2018 года, планируемый срок передачи 2022 год; «Ставрополь» — заложен 12.07.2018, планируемый срок передачи 2023 год). Возможно возвращение с Балтийского флота ушедших туда в 2016 года МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов», в связи с поступлением МРК проекта 22800 «Каракурт». Не исключено и перевооружение МРК пр.1234 «Мираж» по образцу тихоокеанского МРК «Смерч», с установкой 16 ПКР Х-35У «Уран».
Три МРК проекта 22800 «Каракурт»: «Козельск» (изначально «Шторм»), «Охотск» (изначально «Циклон») и «Вихрь» (пока не переименован), заложенные в 2016-2017 г.г. на СЗ «Море» в Феодосии, и изначально планировавшихся для Черноморского флота решено достроить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», в связи со сменой собственника «Моря» и ускорением сопутствующих процессов. Ранее корабли планировали достраивать непосредственно в Феодосии, однако ситуация изменилась. Буксировка из Крыма по внутренним водным путям первого строящегося МРК «Козельск», спущенного на воду 9 октября этого года, началась 17 октября. За ним последует второй корабль «Охотск», спущенный на воду 1 ноября. Буксировка «Бури», скорее всего пройдет весной следующего года после очищения рек от льда.
Также в состав ударных кораблей ЧФ входят 5 РКА пр.12411 1981-1989 г.г. постройки, из которых в строю четыре наиболее современных, вооруженных ПКР «Москит» (4 ракеты 3М80).
«Р-71» «Шуя» пр.12417, 1981 года постройки, оснащенный ПКРК П-15М. «Термит» используется для учебных целей и в настоящее время проходит ремонт переоборудование для испытаний ЗПРК «Панцирь-М» для МРК пр.22800 «Каракурт». 3 октября этого года на проходящем ремонт на 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота ракетном катере произошло возгорание. Однако, по имеющимся сведениям никаких серьезных повреждений катер не получил и это не повлияет на его вступление в строй.
В 2006 году РКА «Р-60» «Буря» 1985 года постройки прошел модернизацию, которая коснулась вооружения. Вместо двух кормовых артустановок АК-630 был поставлен один модуль ЗРАК «Палаш», состоящий из двух скорострельных 30-мм шестиствольных пушек (в чисто артиллерийском варианте; с возможностью установки двух счетверенных ПУ зенитных ракет).
В состав Черноморского флота планируется ввести один из строящихся в Рыбинске РКА пр.12418 с ПКРК Х-35 «Уран». Изначально катера строились для Никарагуа, но в связи с отказом никарагуанцев решено было достроить их для наших ВМФ: один для ЧФ, другой для КФл. Сроки из передачи постоянно сдвигаются «вправо» в связи с нехваткой ГТД, устанавливающихся на новые МРК пр.22800 «Каракурт».
Противолодочные силы ЧФ в настоящее время представлены 6 МПК: 1 пр.1124 «Александровец» 1982 года постройки и 5 пр.1124М (МПК-134 «Муромец» 1982 года постройки; МПК-118 «Суздалец» — 1983 г.; МПК-199 «Касимов» -1986 г.; МПК-217 «Ейск»-1989 г. ; МПК-207 «Поворино»-1990 г.) г.). Все МПК в 2014-2017 г.г. прошли ремонт и модернизацию на Севастопольском судостроительном заводе. На них были установлены противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М» и ГАС приёма сигналов гидроакустических буев МГС-417К «Амга-Н». Впрочем до 2020 года возможно списание МПК пр. 1124 и трех ранних МПК пр.1124М.
Минно-тральные силы ЧФ — 9 вымпелов: 1 МТЩ Иван Антонов» пр. 12700 «Александрит» передан ВМФ в 2019 году, пришел в Севастополь 7 сентября; 1 МТЩ пр. 12660 «Рубин» «Железняков» (1988 года постройки, в 2016 году прошел капитальный ремонт с модернизацией на Севастопольском судостроительном заводе); 1 МТЩ пр. 02668 «Агат» («Вице-адмирал Захарьин“ 2008 года постройки); 1 МТЩ пр. 266МЭ «Аквамарин-МЭ“ («Валентин Пикуль“ 2001 года постройки); 3 МТЩ пр. 266М «Аквамарин-М“ («Иван Голубец“, «Ковровец», «Турбинист“ 1973-1975 годов постройки); 1 БТЩ пр. 1265 «Яхонт» («Минеральные Воды» 1989 года постройки) и два рейдовых тральщика «РТ-46» пр. 1258 «Корунд“ (1985 года постройки) и «РТ-278» пр. 12592 «Малахит-2“ (1991 года постройки). Морские тральщики (МТЩ) принимают участие в охранении акватории ВМБ «Тартус“ в Сирийской Арабской Республике, так 18 октября МТЩ пр. 266МЭ «Аквамарин-МЭ“(«Валентин Пикуль“ прошел Проливы и присоединился к группировке в Средиземном море, сменив МТЩ пр.266М «Ковровец», который 3 ноября вернулся в Черное море.
Вероятно списание до 2020 г. МТЩ пр. 266М. В настоящее на Балтике проходит ходовые испытания еще один МТЩ пр. 12700 « Владимир Емельянов», который планируют передать флоту до конца года, но скорее всего на Черном море мы его увидим уже в следующем году. Также для ЧФ строится МТЩ пр.12700 «Георгий Курбатов» (заложен 24.04.2015, из-за пожара спуск на воду перенесен на март-май месяц 2020 год, передача флоту запланирована также на 2020 год).
Противодиверсионные силы Черноморского флота представлены 6 ПрДКА проекта 21980 «Грачонок», а всего их планируется иметь 11; 10 проекта 03160 «Раптор“ , 2 аналогичных им пр. 02510╱тип «БК-16», 2 шведской постройки Тип «IC16MII“, 1 пр. «А-149-1» «Баклан» и 2 типа «БК-18. Все они входят в состав 136-го и 102-го отрядов борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами, дислоцированных в Новороссийске и Севастополе соответственно. Катера привлекаются к охране ВМБ в сирийском Тартусе. Последнее время там несли службу П-349 «Суворовец» пр. 21980 и как минимум 2 ПрДКА по.03160 «Раптор», но 3 ноября «Суворовец» вернулся в Черное море, кто его сменил пока неизвестно.
Также имеется два старых катера проекта ПВ-1415: П-331″ и «П-407», но они не выходят в море и скорее всего или списаны или отправлены в Сирию, по одной версии для несения противодиверсионной службы в Тартусе, по другой подарены сирийскому ВМФ.
Десантные силы Черноморского флота представлены 7 БДК: 4 пр.775 и 3 пр.1171, из которых в строю 3: 2 пр. 775 и 1 пр.1171, основной задачей которых является участие в «сирийском экспрессе». Так, в этом месяце в Тартусе гостит БДК-54 «Азов».
В строю БДК-54 «Азов», БДК-64 «Цезарь Куников» пр. 775, который в 2014 году прошел ремонт в Болгарии С марта 2016 года не выходит в море БДК пр. 775 «Новочеркасск», который в 2016-2017 году проходил ремонт на 13-м СРЗ в Севастополе. А под Новый 2018 год случилась неприятность с БДК пр. 775 «Ямал», который во время «сирийского экспресса» 30 декабря 2017 года столкнулся в Эгейском море с сухогрузным судном Orca 2 под флагом Сьерра-Леоне, инцидент произошел по вине гражданского судна, в результате чего БДК встал на ремонт.
Все это вынудило срочно закончить ремонт и ввести в строй БДК «Орск» пр.1171 1968 года постройки, который числился в резерве 2-й категории и находился в постоянном ремонте на 13 СРЗ. Перед самым 2018 годом «Орск» был введен в строй и в настоящее время активно участвует в «сирийском экспрессе».
БДК пр.1171 «Саратов» 1966 года постройки (53 года- самый старый боевой корабль ВМФ) не выходит в море с сентября 2016 года, проходит ремонт на 13 СРЗ в Севастополе, другой БДК проекта «Николай Фильченков» 1971 года постройки (48 лет) проходит ВТГ в Севастополе.
Также в их составе 5 десантных катеров: 2 пр.1176 («Д-295»-1989 года постройки и «Д-106» 2009 года), 2 пр. 11770 «Серна» («Д-144»-2008 года постройки и «Д-199»-2014 года) и 1 пр. 02510 (БК-16) («Д-296» 2015 года постройки).
В этом году ЧФ должен получить второй корабль проекта 11711 «Петр Моргунов», заложенный 11.06.2015, спущенный на воду 25 мая 2018 года, на корабль произошло заселение экипажа и 15 октября начались заводские ходовые испытания. Впрочем, если учитывать судьбу его предшественника «Ивана Грена», то вступление в строй «Моргунова» в этом году маловероятно.
В состав вспомогательных судов Черноморского флота входят:
— 4 средних разведывательных корабля.В 2018 году на замену погибшему «Лиману» пришел новейший разведывательный корабль пр. 18280 «Иван Хурс», заложен 14.11.2013, спущен на воду 16.05.2017.
— 1 учебный корабль пр.887 «Перекоп», который с 2013 года был на ремонте в порту Варна (Болгария). 25 ноября 2016 года ремонтные работы закончены, корабль прошел ходовые испытания и базируется на Новороссийск. С 5 июля 2019 года совершает дальний штурманский поход.
— 1 большой морской танкер «Иван Бубнов» пр 1559В «Морской простор» 1975 года постройки;
— 3 средних морских танкера. 26 декабря 2014 года на ССЗ «Судостроительный завод Залив» в Керчи, остается туманной. Суда строились для ВМФ России, их планировали передать флоту в 2017–2018 годах. Однако, корпус первого танкера до сих пор не покинул цех и не спущен на воду.
— 8 гидрографических судов. МБ-305 «Евгений Горигледжан“ пр. 02670 («В92/II»╱тип «Нефтегаз») спущен на воду и должен вступить в строй в этом году, и наряду с картографированием выполняет функции универсального глубоководного и надводного разведчика. Еще два проекта 19910 «Амур» строятся на ССЗ «Судостроительный завод Залив“, в Керчи. Ориентировочный срок сдачи- 2019-2020 г.г.
-3 опытовых судна: «ОС-114» пр. 1824 (1974 года постройки) используется в качестве испытателя нового торпедного оружия. «Селигер» пр. 11982
(2012 года постройки) выполняет функции универсального глубоководного и надводного разведчика и является носителем научно-исследовательской автономной глубоководной станции—батискафа (АС) . «DeepWorker 2000». В этом году по плану должен войти однотипный с «Селигером» «Ильмень», но скорее всего сроки сдвинутся вправо.
— 1 морское госпитальное судно «Енисей» пр. «B-320″/тип «Обь» , 1981 года постройки. Проходит глубокую модернизацию с ремонтом на СРЗ «13-й Судоремонтный завод» в Севастополе до конца этого года.
— 3 спасательных судна. Причем «Коммуна», вступившая в строй в 1915 году (104 года!!!) — является старейшим кораблем флота. «Саяны» пр. 05361, 1983 года постройки проходит средний ремонт на СРЗ «Севморзавод» в Севастополе. «Саяны» и «Коммуна» являются носителями обитаемого спасательного глубоководного аппарата «АС-28» пр. 1855 «Приз»;
— 1 киллекторное судно «КИЛ-158» 1989 года постройки, являющееся носителем батискафа «C-Explorer 3»;
— 6 водолазных судов, из которых «ВМ-108» и «ВМ-154» проходят ВТГ, а «ВМ-86» возможно списано;
— 1 морской транспорт вооружений «ВТР-94» пр. 1823 , 1971 года постройки. В 2019 году планируется передача «Геннадий Дмитриев» пр. 20360М «Дубняк». Также на плаву достраивается морское судно тылового обеспечения МБ-75 «Всеволод Бобров пр. 23120 «Лонгвиник», которое должны передать флоту в 2019 году.
— 1 судно комплексного портового обслуживания «ВТН-73» пр. 03180 «СКПО-1000» 2015 года постройки.
— 5 морских буксиров. Еще один пр. 23470 «Сергей Балк» должны передать флоту в следующем году.
— 4 малых морских танкера, 2 из которых «ВТН-96» и «ВТН-99» пр. 1844 «Каир» стоят в отстое. Вероятно списаны и ожидают утилизации. Строятся два корабля пр. 03182 «Платформа-Арктика»: «Вице-адмирал Паромов» и «Василий Никитин» с ориентировочными сроками сдачи 2019 и 2020 г.г.
— 4 больших гидрографических катера. В конце ноября на Новороссийскую военно-морскую базу для завершения испытаний и включения в состав Черноморского флота прибудут два больших гидрографических катера (БГК) проекта 23040Г «Борис Козицкий» и «Борис Слободник».
— 7 спасательных морских буксиров. Правда одно СБ-5 пр. 733С/тип «МБ» проходит ВТГ в Севастополе, еще два судна того же проекта «СБ-4» и
«Орион» возможно списаны. В 2018 году в строй должен войти спасательный буксир пр. 22870
— 3 противопожарных катера, из которых «ПЖК-37» проходит ВТГ, а «ПЖК-58» вероятно списан.
-13 рейдовых водолазных катеров (11 из которых 2014-2015 г.г. постройки)
— 19 рейдовых буксиров, 5 из которых возможно списаны.
Закупленные в Турции сухогрузы «Вологда-50», «Казань-60», «Кызыл-60», которые использовались в «сирийском экспрессе» выведены их эксплуатации. Из всех судов осталась лишь «Двиница-50».
В состав ВВС Черноморского флота входят:
— 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк (18 самолетов Су-24, 4 тактических самолёта-разведчика Су-24МР, 12 многофункциональных истребителей Су-30СМ), также к полку приписан самолет Ту-134УБЛ, переоборудованный в «салон» Командующего Черноморским флотом. Полк базируется на аэродром в Саках.
— 318-й смешанный авиационный полк (4 противолодочных самолёта-амфибии Бе-12, транспортные Ан-26, а также до 30 вертолетов Ка-27 и 8 вертолётов-постановщиков помех Ми-8, а также некоторые другие летательные аппараты). Полк базируется на аэродром в Каче.
ВВС Черноморского флота базируются на авиабазы Бельбек, Гвардейское, Саки и Кача
Береговые войска:
11-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада (БРК «Бастион», БРК «Бал»). Базируется в Анапе.
15-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада. Базируется в Севастополе.
810-я отдельная гвардейская ордена Жукова бригада морской пехоты. Базируется в Севастополе.
382-й отдельный батальон морской пехоты. Базируется в Темрюке.
126-я отдельная Горловская Краснознамённая, ордена Суворова бригада береговой обороны. Сформирована на базе 36-й отдельной бригады береговой обороны ВМСУ. Базируется в п. Перевальное. Республика Крым.
1096-й отдельный зенитный ракетный полк. Базируется в Севастополе.
431-й морской разведывательный пункт. Базируется в Севастополе.
8-й отдельный артиллерийский полк прикрытия береговой линии. Базируется в п. Перевальное. Республика Крым.
133-я отдельная бригада материально-технического обеспечения Черноморского флота. Базируется в г. Бахчисарай. Республика Крым.
4-й отдельный полк РХБЗ. Базируется в Севастополе.
127-я отдельная бригада разведки. Базируется в Севастополе.
68-й отдельный морской инженерный полк Базируется в Евпатории.
Береговая охрана пограничных войск ФСБ на Черном море насчитывает в своем составе 15 пограничных сторожевых кораблей (5 новейших пр.22460, 2009-2016 г.г. постройки, 5 пр.10410/10410Б, 2 пр.1241ПЭ; 2 пр.14230, 1 пр.745П); 1 пограничный корабль обеспечения; 37 пограничных сторожевых катеров; 3 пограничных катера специальной службы; 4 пограничных патрульных судна.
Специально для охраны Крымского моста для Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) заказано четыре противодиверсионных катера проекта 21980 (шифр «Грачонок»).
Головной катер проекта 21980 для Росгвардии был заложен на ССЗ «Вымпел» в Рыбинске 15 мая 2018 года и спущен на воду 19 июня 2019 года. 16 сентября 2019 года головной катер под буксиром был отправлен на Черное море для проведения заводских и государственных испытаний и вступления в строй. Второй катер проекта был спущен на воду на ССЗ «Вымпел» 10 июля 2019 года, а третий катер был спущен на воду 30 июля 2019 года. Четвертый катер для Росгвардии был спущен на воду 19 сентября 2019 года. Передача всех четырех катеров запланирована до конца этого года, и как известно в начале ноября состоялось подписание приемного акта на первый катер.
Ну конечно, будут переговоры