Главная » 2022 » Январь » 31
09:11

Спасительное двоемыслие авиаконструктора

Спасительное двоемыслие авиаконструктора

Начну с того, что не так давно на нашем сайте зашёл разговор о том, что в условиях существовавшей в СССР системе люди жили по… «Правде», то есть печатному органу ЦК КПСС, ежедневно, так сказать, задававшей всем и каждому гражданину страны вектор мыслительной деятельности. Других, столь же авторитетных источников информации, просто не существовало. Понятно, что люди видели, не могли не видеть – очень часто «Правда» пишет одно, а завтра другое. Но с теми, кто на это слишком уж громко указывал, весьма нелицеприятно разбирались соответствующие органы. Поэтому лучше её «неточностей» было не замечать, а колебаться вместе с линией партии, о чём в народе был даже сложен забавный анекдот. Причём подвержены этому спасительному двоемыслию были абсолютно все – и рядовые рабочие, и колхозники, которые вообще мало что знали, кроме лозунгов на заборах, и те, кто знал побольше, включая генералов, маршалов, и, например, известных авиаконструкторов. Так вот, на ВО зашла речь о том, что один из них, а именно А.С. Яковлев, создававший не только неплохие самолеты, но и написавший немало книг-воспоминаний, точно так же, как и все остальные, в каждой своей книге занимался тем, что… «прогибался под власть». Ну, естественно, нашлись здесь склонные к идеализму люди, которые с этим не согласились. Потребовали сканов с его книг… Ну, что ж – сканы, так сканы, но вдобавок к ним будет ещё и рассказ о разных других интересных вещах и, в частности, о высокой нравственности «нового советского человека», немало способствовавшей событиям 1991 года.Но начать тут, конечно, следует с воспоминаний о том, как ко мне впервые попала книга Яковлева. Было это в далёком 1964 году, жарким летним днём, когда мы с мамой зашли в книжный магазин «Дом книги» (был у нас тогда такой в Пензе), и вот там-то я и увидел книгу «Рассказы авиаконструктора». Полистал, а там фотографии самолетов, как чёрно-белые, так и цветные. Ну и, конечно, я попросил её мне купить. Книга была не такая уж и дешёвая – 1 р. 29 коп., но мама, увидев в ней самолеты, купила её тут же и, более того, в тот же вечер принялась читать мне эту книгу вслух, потому что сам в то время читать я не очень любил, а вот слушать, как мне читают – это всегда пожалуйста.И… нам обоим эта книга очень понравилась. Так что потом я перечитывал её много раз, делал по ней доклады… словом, насладиться ей сумел в полной мере. Правда, А.С. Яковлев в ней довольно много написал про Н.С. Хрущева, и не просто много, а гораздо больше, чем про того же Сталина. Тот упоминается на её страницах всего лишь… 4 раза, тогда как Хрущев – 18!

А.С. Яковлев – курсант академии им. Жуковского

Между тем уже осенью того же года Хрущев был отправлен на пенсию, писать о нём тогда совсем перестали, но книга осталась… вот она, со всеми тёплыми словами в адрес Никиты Сергеевича…Потом, уже много лет спустя мне попалась другая книга Яковлева «Цель жизни». Её я взял в библиотеке, начал читать и… очень удивился. Начало обеих книг совпадало до строчки. Но дальше… Понятно, что про Хрущева не стало, но зато много добавилось про Брежнева и… Сталина, Берию, причём отнюдь не в позитивном ключе. Такие вот интересные подробности из его с ними встреч уже в послевоенное время. И опять у меня это не вызвало противоречий, только удивление: почему, критикуя культ личности Сталина, в издании 1964 года он обо всём этом писать не стал, а вставил эти подробности при Брежневе, а не при Хрущеве. Но не долго я удивлялся, потому что славить очередного генсека было традицией, это все понимали, и с чего бы это Яковлеву против неё было восставать?

Обложка книги «Рассказы авиаконструктора» 1964 года издания

Собственно, под авторством А.С. Яковлева вышло много книг и, соответственно, их переизданий: «Рассказы авиаконструктора» (1957 год), затем издание 1964 года, «50 лет советского самолётостроения» (1968 год). «Цель жизни (записки авиаконструктора)» (1970 год) и «Советские самолёты» (1979 год). Но долгое время я не знал, что было ещё одно издание его «Рассказов…» – неизвестное мне ранее издание 1950 года! Яковлев А.С. «Рассказы конструктора». — М.: Воениздат МВС СССР, 1950. Прочитать её на этом сайтеможет любой, кто умеет пользоваться Интернетом, и… прочитав её, он узнает для себя много интересного. Например, в ней целая глава посвящена личным впечатлениям А.С. Яковлева от встреч со Сталиным. Название у неё, что называется, «говорящее»: «О великом и простом человеке». И написана она просто замечательно (кстати, у Яковлева был дар не только авиаконструктора, но и писателя, это несомненно), так что кое с чем из того, что в ней написано, познакомиться ну просто необходимо. Причём именно в этом материале. Читаем:

Последние абзацы введения – «От автора». Нет упоминания об издании 1950 года, как если бы его и не было, но зато дважды упомянут товарищ Никита Сергеевич Хрущев, который своим товарищеским вниманием как раз и обеспечил прогресс нашей авиации!

Интересно, не правда ли? И, кстати, ничего крамольного во всём этом нет. Ну, написал бы не «придаёт», а «придавал», добавил бы от себя: «на мой взгляд, Сталин не терпел безграмотности», хорошие слова про культурную неряшливость… Причём всё это вполне могло уживаться и с маниакальной подозрительностью и макиавеллизмом, то есть неразборчивостью в средствах и путях достижения цели, и об этом вполне можно было бы написать. Но нет! Значит, нельзя! Потому и не написал, чтобы быть от греха подальше.Но вот дальше пошли уже собственные рассуждения А.С. Яковлева, и в них мы встречаем уже откровенную лесть:

Новое время – новые песни о главном!
Даже за кульманом в мундире и со звездой! И это правильно. Заслужил – носи!
А вот так он теперь упоминает о том, что видел Сталина. Сколько о нём и сколько о Хрущеве…

Так и хочется спросить автора: если товарищ Сталин также лично вникал в дела танкистов, артиллеристов, моряков, хлеборобов, пионеров и школьников, и лично знал конструкторов не только самолетов, но и пушек, танков, автоматов, автомобилей и… прочая, прочая и прочая, то когда же лично он спал? Ведь в сутках как-никак 24 часа, из которых человеку нужно спать хотя бы 7-8…На четыре абзаца, взятых практически с одной страницы, мы встречаем шесть «лично». Зачем? Ведь только что было вот это: «

А.С. Яковлев о культе личности и его последствиях…
А тут наш герой-конструктор уже в белом. И какое позади него памятное фото…
Один из комментаторов написал, что мемуары Яковлева вызвали недовольство «Хруща кукурузного». Не знаю, может быть, книга 1957 года ему и не понравилась, хотя мне такая информация не попадалась. Но на издание 1964 года он мог бы только порадоваться! Вот он тут какой… руководитель!

». Но вряд ли можно упрекнуть Яковлева в том, что он не знает правил хорошего стиля. Что даже два одинаковых слова на странице это уже плохо. А тут одинаковые слова в соседних предложениях. Детей в школе за такое ругают, но в данном случае такой стиль не случаен. Причём такими вот писаниями самых разных «старателей от письма» культ личности во многом и создавался. Хотелось польстить, «лизнуть поглубже», как любят у нас писать некоторые комментаторы на ВО. Впрочем, это ещё и своего рода благодарность. Ну, вы подумайте: шесть сталинских премий, ордена, звёзды на погонах, звезда Героя и множество всяких бытовых удобств. А что в результате? А в результате изменения линии партии нужно было писать уже о другом, чтобы звездопад и всё такое прочее продолжалось и дальше… Вот Яковлев и писал, всякий раз сообразуясь с мнением ЦК, а своё собственное спрятав поглубже. Да и кто так не поступал? Очень редкие люди, судьбе которых никто тогда не завидовал!



Источник

Просмотров: 252 | Добавил: Dmitrij | Спасительное двоемыслие авиаконструктора | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх