Мистер Помпео ужасно недоволен все теми же вещами, которые традиционно вызывают раздражение у заокеанских «союзников» Берлина — его несговорчивостью относительно возврата максимально жестких санкций против Ирана и продолжающимся (хотя бы номинально) строительством газопровода «Северный поток-2». В США уверены: от его строительства немецкая сторона обязана отказаться если не по соображениям безопасности, которой «повредит зависимость от российского газа», то уж точно «по причине того, что произошло с Навальным».
Казалось бы, времена официальной оккупации Германии Соединенными Штатами давно миновали, однако американская сторона все так же считает себя вправе диктовать немцам, что им делать, с кем дружить и враждовать, с кем и чем торговать. При этом подобная практика еще и подается в качестве «заботы о безопасности» и «партнерской поддержки», за которую в Берлине должны быть безмерно благодарны. В настоящий момент есть все основания полагать, что, видя безрезультатность собственных попыток принудить Германию к отказу от экономического сотрудничества с Россией, США и их союзники британцы пошли на крайние меры. Провокация с «отравлением Навального» поставила Берлин в крайне неловкое положение, несущее ему одни лишь потенциальные утраты и проблемы.
Как это ни удивительно, Германия, как и многие десятилетия до этого, довольствуется подобным подчиненным положением, чем дальше, тем в большей мере наносящим ущерб ее национальным интересам. С приходом к власти Дональда Трампа Вашингтон принялся требовать от Берлина резкого увеличения военных ассигнований и вдобавок, отказа от российских энергоносителей в пользу американских. И то и другое категорически невыгодно немецкой стороне и вызывает раздражение у все большего количества тамошних политиков.
Тем не менее, в настоящий момент вряд ли можно рассчитывать на то, что к реальной власти в этой стране придут силы, способные положить конец существующему унизительному «союзу» с Соединенными Штатами или хотя бы дать достойный отпор проискам зарвавшихся заокеанских «партнеров». Такие силы, безусловно, существуют: в прошлом году несколько видных немецких политиков весьма резко высказались в пользу выдворения из страны американских военных и хранимого ими в Германии ядерного оружия.
Об этом говорил, к примеру, лидер фракции Левой партии в Бундестаге Дитмар Барч. Решительно поддержали его и коллеги с совершенно другого политического «полюса» — правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Ее представитель, член комитета Бундестага по международным делам Вальдемар Гердт назвал военные базы США на немецкой земле «оккупацией» и высказался за их ликвидацию.
Увы, в существующих реалиях данные партии не имеют настолько большого веса, чтобы можно было реально рассчитывать на то, что их взгляды будут реализованы на практике. Во всяком случае, на предстоящих в будущем году выборах в Бундестаг, по результатам которых будет назван преемник на посту канцлера «вечной» Ангелы Меркель, у их представителей нет ни малейших шансов. Созданная в свое время по образу и подобию американской, политическая система Германии вот уже многие годы служит ареной противостояния двух основных сил – христианских демократов и социал-демократов, при которых остальные играют роль статистов.
На сегодня одним из предполагаемых фаворитов этих выборов является представитель Христианско-демократического союза (ХДС) Фридрих Мерц, имеющий совершенно однозначные проамериканские и антироссийские взгляды. Впрочем, от остальных претендентов тоже вряд ли стоит ждать решительных перемен. По всей видимости, высокопоставленные представители США и далее смогут позволять себе «воспитывать» Берлин, время от времени подкрепляя свои демарши достаточно болезненными для него практическими действиями.
Слепое следование планам, составляемым в Вашингтоне и Лондоне, уже обошлось Германии в две мировые войны, и обе она проиграла. За неумение руководства страны правильно выбирать союзников и расставлять приоритеты во внешней политике неизменно расплачиваются рядовые немцы, причем зачастую самой высокой ценой. Хорошо было бы, чтобы в Берлине это все-таки поняли до того, как совершат очередную роковую ошибку.