Несмотря на то, что Министерство обороны РФ отчитывается о десятках сбитых украинских беспилотников, украинские ресурсы с изрядной долей периодичности публикуют видео, как ВСУ корректируют огонь по позициям ВС РФ при помощи БПЛА, и их артиллерия наносит точные удары. В российском экспертном сообществе принято недооценивать беспилотники и дроны, в то время как в реальности они нейтрализуют тяжелую бронетехнику и не дают массово использовать танки.
БПЛА не просто дают точные целеуказания для артиллерии, но и используются как боевые дроны для нанесения ударов сверху. Скопление бронетехники в одном месте, как показывает практика, приводит к плачевным результатам, например, к трагическим событиям у Белогоровки. Тактика применения беспилотников постоянно совершенствуется, и часто в противостоянии с ПВО именно у БПЛА больше преимуществ, о чем я уже писал в своей статье «БПЛА против ПВО: миф о всемогуществе систем противовоздушной обороны». Что уж говорить о преимуществе массового применения боевых дронов, в виде «роя» мини-беспилотников, с которыми не будет в состоянии справиться ни одно ПВО.
К сожалению, ВС РФ из-за нехватки БПЛА не могут использовать их на фронте массово, и это негативно отображается на ходе боевых действий. О Народной милиции ЛНР и ДНР и говорить не приходится – большая часть подразделений, состоящая из мобилизованных жителей республик, к сожалению, до сих пор не обеспечена нормальным обмундированием и вооружением. Воевать с «мосинками» в 2022 году – это явно не нормально, а тем, кто с этим не согласен, советую отправиться на передовую линию с данной винтовкой, учитывая, что противник уже вооружен автоматами западного образца.
По-хорошему, армию необходимо не просто насыщать БПЛА, но и вводить штатно в роте по 4 человека, которые будут отвечать непосредственно за работу с беспилотниками (во взводе 2 – человека, в батальоне – 6 человек). Сейчас ничего подобного штат не предусматривает, хотя время и обстоятельства требуют этого.
Почему это важно и необходимо? Давайте представим, что в стрелковую роту дают несколько БПЛА. Кто их будет обслуживать? Обычный стрелок, который с высокой вероятностью не очень знаком с принципом работы БПЛА. Специалист по БПЛА – это, прежде всего, компьютерщик с ноутбуком на фронте, и его задачи отличаются от задач обычного стрелка. Ввести подобные изменения в качестве эксперимента можно было бы уже сейчас. Впрочем, мы немного отвлеклись от основной темы.
Итак, мы уже обозначили проблему – ПВО далеко не всегда способно справиться с БПЛА (особенно – малогабаритными), а, как показывает практика, средства РЭП тоже оказываются не всегда эффективными. Например, если говорить о подавлении канала навигации БПЛА, необходимо учитывать, что навигационная система БПЛА может иметь различный уровень сложности – с использованием РЭП возможно обеспечить значимое нарушение работы только наиболее простых навигационных систем БПЛА.
Для БПЛА с полноценной интегрированной навигационной системой, основанной на использовании нескольких каналов получения навигационных данных, нарушение спутникового канала будет обнаружено, после чего навигационная система перестанет использовать спутниковый канал для определения местоположения БПЛА. При этом специалисты, такие как доктор технических наук, профессор Академии военных наук, Сергей Макаренко, утверждают следующее: