Капитализм против социализма? Кто побеждает в США – профсоюзы или корпорации? Ну, конечно же корпорации!
Соотношение между оплатой труда, рабочей силы и доналоговой прибылью американских корпораций показывает корпоративные тенденции и приоритеты в поиске баланса между прибылью и оплатой труда.
К 2021 году оплата труда в 5.5 раза превышала доналоговую прибыль компаний – это минимальное соотношение за 50 лет, т.е. корпорации «победили» в этом неравном бою. Подобные низкие коэффициенты были в 2007 перед самым кризисом и в 2013-2015 в период структурной рецессии.
Логика здесь следующая: перераспределение ресурсов в сторону прибыли бизнеса снижает способность домохозяйств к расходам из-за недополученных доходов, которые бизнес распределяет на байбеки и дивиденды.
В итоге падение спроса, выручки компаний и актуализация кризиса в экономике. Каждый раз, когда соотношение экстремально снижалось происходили кризисы: 1929, 1969, 1979, 1999, 2007. И вот снова в 2021.
Был период, когда бизнес выжимал из рабочей силы все, что можно было отжать – 1942-1969, тогда соотношение между оплатой труда и прибылями компаний было экстремально низким. Недоплачивать рабочей силе в послевоенные годы – это было типичной практикой не только в США, но и во всем мире, прежде все в капиталистических странах.
Мотивы просты – все ради развития. Это вам не 2021, когда бизнес все ресурсы утилизирует на байбеки и дивиденды. Раньше ничего подобного не было. В послевоенные годы не была развита финансовая система, особенно после тяжелого нокаута 30-х годов 20 века. Не был развит фондовый рынок. Не были развиты открытые рынки капитала так, как сейчас, не было широкого спектра инструментов фондирования, поэтому бизнес не мог привлекать кредитные ресурсы так, как это возможно сейчас.
Единственным источником развития тогда были собственные ресурсы через прибыль. Поэтому недоплачивать сотрудникам тогда имело конструктивные мотивы в отложенном концепте развития через расширение бизнеса в рамках инвестиционной политики, а не акционерной, как сейчас. Другими словами, в период с 1942 по 1969 бизнес недоплачивал сотрудникам под будущее опережающее развитие, тогда как сейчас недоплачивает с целью спекуляций на фондовом рынке и разгоне пузырей на рынке активов.
Все это не имело значения в послевоенную эпоху на низкой базе роста и чрезвычайно низкой насыщенности потребления, на траектории развития отраслей экономики, когда буквально с нуля рождались новые отрасли, особенно в потребительском сегменте. Рост был органическим, здоровым.
Однако, даже тогда это создало дисбалансы. Причина инфляции в 1970-1980х не только кроется в энергетическом кризисе – это было бы слишком простым объяснением. Более 25 лет давления на рабочую силу создали структурные перекосы в спросе и диспропорции в предложении, в том числе через ограничения в производительности. Это привело к экспансии профсоюзов, рекордной структурной инфляции на протяжении 20 лет и в итоге к победе рабочей силы над корпорациями.
Перераспределение ресурсов от бизнеса в сторону сотрудников длилось около 20 лет с 1970 по 1990, чтобы создать новую потребительскую экономику. В дальнейшем потребительская экономика за счет собственных ресурсов в начале 90х годах была перехвачена кредитной экспансией, которая ускорилась с 2000 по 2007 года.
Сейчас в США агрессивный капитализм – все ради прибыли против «все ради развития» в 1940-1970. Прибыли компаний выросли, но значительно быстрее, чем доходы рабочей силы. Это снижает способность населения к расходам, как следствие понижает доходы бизнеса. В свою очередь корпорации на это реагируют оптимизацией издержек через «удержание темпов роста зарплат сотрудникам» и по негативной спирали кризис раскручивается.
В 2021 бизнес столкнулся с дефицитом рабочей силы, потому что с одной стороны толпы озверевших американцев от неограниченных велферов отказались от работы (дотации от государства были больше, чем доходы от основной трудовой деятельности), а другая толпа лудоманов и доморощенных Баффетов засела за торговые терминалы в попытке агрессивной спекуляции.
Это вынуждает бизнес устраивать «охоту за квалифицированными кадрами», что выражается в росте зарплаты. Пока это не въедается в издержки бизнеса, т.к. «инфляционный налог» они успешно перераспределяют в прибыли, но это в полной мере проявится в 2022 и далее. Поэтому нет иного пути, как перераспределение ресурсов из прибылей в сторону рабочей силы. Следовательно, бизнес будет терять маржинальность и пузырь активов начнет коллапсировать.