Сегодня мы продолжаем знакомство с профессиями людей из «Книги двенадцати братьев». Среди них есть много таких, что повторяются из года в год и века в век. Причём в их инструментарии практически ничего не меняется. Но были среди них и очень редкие, что встречаются на её страницах буквально один раз.Важнейшими направлениями человеческой деятельности во все времена были транспорт и связь. Про связь с помощью гонцов здесь речь уже шла, теперь настало время рассказать о транспорте. Причём транспорте сухопутном, поскольку в «Книге двенадцати братьев» упомянута только профессия возчика. Вне всякого сомнения, роль конной повозки в Средние века была исключительно велика, так как Западная Европа другого наземного мобильного транспорта в то время попросту не знала – только двух и четырёхколесные повозки, в которые запрягали либо лошадей, либо волов и мулов.
Практически все тяжёлые грузы перевозились повозками разных типов: на возах, фурах, телегах, а зимой – на санях. Для таких работ требовались и специальные, сильные и выносливые лошади. Гужевой конь мог быть и не слишком высоким, однако он, безусловно, был силён и нетребователен к уходу и пище.Сильных коней тяжеловозов запрягали также в конный паланкин, популярное в Средневековье средство передвижения. Однако, судя по иллюстрациям в «Книге двенадцати братьев», на подобную работу братьев из братства не брали. Они возили в основном грузы внутри города – товары, а также строительные материалы, например, тот же песок, как это показано на одной из иллюстраций.
Обеспечивали работу возчиков мастера, которые делали телеги и колеса. Работа была сложной и ответственной. Ведь тот же обод колеса в то время делался только из дерева, и он должен был быть не только круглым, но и очень прочным. Также деревянными были и спицы колеса, и его ступица. Все эти детали требовалось так подогнать одна к другой, чтобы обеспечить максимальную прочность соединению. Естественно, что для ответственных деталей повозки использовалась дубовая древесина. При этом сделанная из неё повозка не должна была быть и очень тяжёлой. Двухосные повозки сложнее одноосных, поскольку передняя ось на такой повозке должна быть поворотной. К тому же для повышения поворотливости размер переднего колеса должен быть в полтора-два раза меньше заднего. Однако, судя по изображению в «Книге двенадцати братьев», телега возчика Кунца такой поворотной оси ещё не имеет.Кстати, тележные оси в то время тоже были деревянными. Металл в повозках того времени шёл лишь на самый минимум гвоздей, да ещё колесные ободья, защищавшие древесину от разрушения при столкновении с дорогой.
Братство Менделя и Ландауэра объединяло людей самых разных, подчас весьма даже экзотических профессий. В то же время трудно себе представить более обыденное по тому времени занятие, нежели профессия трактирщика. Однако лёгкой её назвать было трудно. Нужно было и гостям успевать услужить, и на кухне распорядиться, и за вином в погреб сходить – словом, успевай только поворачиваться. Вот почему трактирщиков на иллюстрациях из «Книги двенадцати братьев» мы видим не так уж и много.Мастер по изготовлению гребней был человеком уважаемым, а главное – его продукция, хотя и не была дорогостоящей, имела постоянный спрос. Дело в том, что одной из проблем Нового времени были… насекомые, гнездившиеся у людей в волосах. Боролись с ними разными способами, один из которых заключался в расчёсывании волос гребнями с очень узкими пропилами между зубцами. Делали такие гребни из дерева, но чаще использовали рог крупного рогатого скота и такой довольно экзотический материал, как панцирь черепахи. Служили гребни и в качестве заколок для пышных женских причёсок. Кстати, в свободное от работы время брат Йорг, видимо, прогуливался по лесам с собакой и пищалью и стрелял себе дичь.
Ну а лекарь Вольфганг Гайгенфайнд и вовсе такой один единственный. Никого больше, кто решился бы заняться подобным делом, по-видимому, просто не нашлось. Ну а причины тут могли быть самые разные. Обращает на себя внимание нижнее бельё и самого лекаря, и его пациента – очень даже современного покроя… плавки!Один единственный в «Книге двенадцати братьев» и Ханс Тучер – мастер по изготовлению солнечных часов со встроенным в них компасом. Но удивительно здесь даже не сама конструкция этих часов, кстати, весьма оригинальная, а то, почему среди мастеров братства не было «настоящих часовщиков», изготовителей часов механических. Ведь ещё в начале 1510 года германский мастер из Нюрнберга Питер Хенлейн изготовил механические часы с одной стрелкой, получившие даже название… «Нюрнбергское яйцо». В 1541 году их производство разворачивается в Женеве, причём карманные часы приобретают плоскую форму. В первой половине XVII века циферблат часов прикрывают стеклом, появляются часы с крышкой, в двойном корпусе, украшенные эмалью.Так что часовое производство уже не столь архаических солнечных часов вполне могло иметь место и в Нюрнберге в 1631 году. Вот только мастеров механических часов применительно к этому времени среди братьев братства Менделя и Ландауэра почему-то не оказалось. А вот солнечные часы были востребованы, и изготовлялись одним из братьев!