Заголовок — вовсе не шутка, а выжимка из доклада Счётной палаты США, подчеркнувшей, что с 1981 года площадь морского льда в Арктике значительно сократилась:
«Эти изменения могут способствовать наращиванию коммерческой и иной морской деятельности в регионе, что вместе со спорами о суверенных правах может потребовать от США нарастить в Арктике присутствие своих вооруженных сил и сил внутренней безопасности».
И вот, буквально вчера духоподъёмно выступил на слушаниях в Сенате командующий Европейским командованием ВС США генерал Кертис Скапарротти:
«Теперь Северный морской путь бывает открыт чаще, и есть ресурсная и коммерческая заинтересованность в нем ... Это создает конкуренцию. Россия, поскольку он проходит ближе всего к её границам, повысила оборонный потенциал и открыла ряд аэродромов в регионе, разместила продвинутые радарные системы» и добавил:
«Нам пришлось изменить развертывание некоторых наших сил, оперативные тенденции, чтобы мы могли обеспечивать сдерживание. Мы посылаем сигнал, что Арктика для нас важна».
«Мы посылаем сигнал» и «Россия... ближе всего к её границам» - вот ключевые моменты, которые означают буквально следующее: мы вам ни за что не простим близость к Северному морскому пути.
Надо отметить, что подобные намёки далеко не первые и не последние. «Цивилизация сигналов» регулярно посылает духоподъёмные сигналы, строит планы патрулирования и даже ледового сопровождения своих кораблей, причём прежде всего военных. Получается пока из рук вон плохо, заходы в Арктику намечаются, потом отменяются, ледоколов собственных практически нет, если не считать полторы калеки, которые не могут даже выйти из портов. Зато есть угроза санкциями, которые непременно будут с вышеприведённой формулировкой: за близость к Арктике и Северному морскому пути.
Тем временем, несмотря на нарастающие претензии, Россия по-прежнему жёстко настаивает на своём приоритете через комиссию ООН, где, кстати, заявка, поступившая ещё в 2011 году, недавно сдвинулась с мёртвой точки: российское обоснование, что дно Северного ледовитого океана есть продолжение российского континентального шельфа, с ноября 2018-го начало активно рассматриваться. Речь идёт, ни много ни мало, о площади в 1,2 млн км2. В случае положительного решения, Северный морской путь официально станет зоной исключительных экономических интересов России со всеми вытекающими последствиями.
Одновременно, независимо от будущих результатов в ООН, продолжается наращивание ледокольного флота, итак не только самого большого в мире (более 40 судов, которые планово обновляются), но и самого технологически продвинутого. На очереди закладка ледокола ЛК-120Я (расшифровывается как ледокол мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой) класса «Лидер» на дальневосточной судоверфи "Звезда". По оценкам специалистов, ледокольный флот России опережает весь мир лет на 15-ть.
Что касается арктической обороны, то слова американского генерала и вовсе в точку: новые военные аэродромы, базы ПВО, радары — лишь малая часть колоссального перечня мероприятий по обновлению всех заполярных воинских частей. Не говоря о том, что все последние годы проводится большая работа по очистке территории от хлама, доставшегося в наследство от Союза как силами армии, так и гражданских служб.
Таким образом, следует констатировать: американские сигналы не на шутку напугали Министерство обороны РФ, превентивно, в лице Национального центра управления обороной, выпустившее распоряжение, которое уже вступило в силу с 1 января 2019 г.:
«Для ликвидации правового вакуума в части использования Северного морского пути организована межведомственная работа по совершенствованию российского законодательства, результатом которой станет уведомительный характер плавания иностранных военных кораблей» (начальник НЦО РФ Михаил Мизинцев).
Это для начала. И без всяких духоподъёмных сигналов. Следующее распоряжение, по всей видимости, будет носить разрешительный характер. Для ликвидации очередного правового вакуума, если что.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас