Серийный выпуск всех моделей F-22 Raptor, сделанных по заказу Пентагона, находился под официальным запретом на продажу за рубеж. Истребитель со всеми своими секретами не должен был достаться врагу. Американцы боялись, что технологии, применявшиеся при строительстве самолета, попадут в руки России или Китая через третьи страны.Помимо комплексов электроники и связи, а также элементов, отвечающих за работу системы «стелс», самолет имеет двигатели с регулируемым вектором тяги, уникальную авионику. Поэтому Raptor не передавали даже странам-союзникам – хотя на это рассчитывали в Японии и особенно в Израиле. Чтобы сохранить статус-кво, придумали специальную добавку в законодательство, известную как поправка конгрессмена Дэвида Оби («Тhe Obey Amendment»). Хотя и в Токио, и в Тель-Авиве понимали, что это лишь формальное прикрытие для настоящих причин.Концепт тактического истребителя с более продвинутыми характеристиками, чем у F-15, разрабатывался в середине 1990-х годов. Ради уникального проекта объединились специалисты из Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Первый образец «Раптора» был представлен в апреле 1997 года. Однако уже тогда не было единства мнений по поводу массового производства и применения новинки: самолет получился очень дорогим, а времена «холодной войны» с развалом СССР канули в прошлое.Бюджету программа серийного выпуска обошлась во многие миллиарды долларов. Последний серийный F-22 поступил в распоряжение ВВС США в 2012 году, после чего конвейер был остановлен. Боевым дебютом истребителя принято считать исполнение задач в небе над Сирией в 2014 году. Хотя ранее сообщалось о применении этих истребителей 5 поколения и в Афганистане. Правда, смысл не до конца понятен. Для бомбардировок террористов вряд ли целесообразно использовать стелсы. Проверив самолет в реальных условиях, лоббисты ВПК попытались вернуться к вопросу о расширении выпуска – через разрешенную продажу на экспорт.
Этой схеме мешала поправка Оби, внесенная в Закон 1998 года об ассигнованиях минобороны. Она препятствовала передаче технологий усовершенствованного тактического истребителя F-22 любому иностранному правительству. Поправка считается действующей до сих пор – хотя выяснилось, что еще в конце 2009 года отдельной группе экспертов было поручено исследовать возможность для создания модификации «Раптора» с изменениями в наборе применяемых технологий, которую можно было бы продавать за рубеж.Прототипом экспортного варианта послужили модели последних конвейерных сборок. В одном из первоначальных сценариев подразумевалось использование рабочих линий после официального завершения контрактов с Пентагоном – чтобы не иметь лишних затрат на перезапуск после консервации. При такой схеме один истребитель обходился бы в 165 миллионов долларов при общей смете в 8,3 миллиарда долларов. С учетом двухлетней паузы экспортная серия из 40 машин стоила бы уже 11,6 миллиарда, а «поштучный ценник» вырос бы до 232,5 миллиона за один самолет. Расходы прогнозировались без таких дополнительных нагрузок на бюджет как компенсации производителям и затраты на обучение пилотов и обслуживающего персонала, а также последующее сервисное обслуживание.Считается, что технологии «Раптора» до сих пор представляют интерес для конкурентов – несмотря на то, что с появлением у ВВС США новейших F-35 и их модификаций Пентагон имеет на руках альтернативный набор сверхсекретных разработок, а у России и КНР хватает и своих «ноу-хау». Так или иначе, исходный программный код F-22 по-прежнему находится под запретом на передачу кому-либо, кроме американских ВВС. И признаков, указывающих на изменение существующего расклада, пока не предвидится.