В воскресенье 25 сентября в Москве проходила международная конференция, посвященная праву народов на самоопределение. Ожидалось, что в ней примут участие представители национальных движений из Каталонии, Северной Италии, Ирландии, африканских стран, а также из, по крайней мере двух, американских штатов – Техаса и Калифорнии. Представитель последнего – глава движения «Yes California!» Луис Джей Маринелли – на днях заявил, что его организация намерена добиваться выхода из состава Соединенных Штатов путем проведения референдума по примеру Крыма. И хотя гадать о возможных успехах калифорнийских сепаратистов вряд ли стоит, тем не менее, уже сейчас они становятся одной из значительных головных болей для центральных властей в Вашингтоне.
Луис Маринелли, говоря о перспективах референдума и отделения Калифорнии от США, отметил, что в законодательстве штата есть такое понятие, как «законодательный процесс». В соответствии с ним, любая инициатива должна быть рассмотрена калифорнийским правительством в том случае, если она наберет 400 тысяч подписей. По его словам, идея независимости находит всё большую поддержку среди жителей штата. Так, недавно активисты «Yes California!» проводили опрос, из которого выяснилось, что в случае, если бы референдум был проведен на момент опроса, то за выход из состава США проголосовали бы более трети имеющего права голос населения штата. Маринелли отмечает, что его движение выступает за то, чтобы средства от налогов их штата оставались в самой Калифорнии, что, по мнению активиста, позволило бы решить проблемы с местной медициной и здравоохранением.
Помимо этого, представитель «Yes California!» отметил, что его движение выступает против агрессивной внешней политики Белого дома, поддерживает идею строительства многополярного мира, а также ратует за добрые экономические и политические отношения с Россией. По его мнению, наша страна смогла бы поддержать калифорнийцев в вопросе проведения референдума и получения независимости от США.
Несмотря на стремление активистов, законодательство Соединенных Штатов официально не предусматривает сецессию (право на выход) того или иного штата. Хотя и соответствующей нормы, запрещающей предпринимать подобные действия, в главном законе страны тоже не существует. Вместе с тем, отцы-основатели США после окончания Войны за независимость и получения Североамериканскими колониями статуса самостоятельного государства вполне признавали такое право за отдельными штатами, что и было отражено в первом нормативно-правовом акте молодого государства – Декларации независимости.
Однако в современных США нет единой точки зрения по вопросу сецессии. Кто-то из политиков отказывает штатам в праве выхода, кто-то, как бывший губернатор Техаса Рик Перри, наоборот, признает такую возможность.
И пока политики на федеральном и местном уровнях продолжают спорить, идея независимости обретает всю большую популярность. Так, уже упомянутое движение за выход Калифорнии из состава США «Yes California!» объединяет в своем составе недовольных политикой федерального правительства из разных слоев населения. При этом стоит отметить, что Калифорния – это один из важнейших американских штатов. С населением, равным по численности населению Украины (40 миллионов человек), а также мощнейшей экономикой, производящей практически 15 процентов всего валового национального продукта США, Калифорния имеет все шансы стать мощным государством с сильной экономикой. Тем более у штата уже есть прецедент в виде независимой Калифорнийской республики, провозглашенной в 1846 году. И хотя просуществовала она крайне непродолжительное время, тем не менее, опыт создания и провозглашения независимой республики тогдашними калифорнийцами вполне может быть востребован их потомками, использующими в качестве флага штата именно флаг Калифорнийской республики.
В отличие от Калифорнии, где сепаратистское движение находится еще во многом в зачаточном состоянии, сепаратизм в Техасе имеет давние корни и достаточно большое количество сторонников.
При этом, как и Калифорния, Техас в прошлом был самостоятельной республикой, прожив в таком статусе девять лет с 1836 по 1845 год, после чего был присоединен к Соединенным Штатам. Примечательно, что в Гражданскую войну техасцы воевали на стороне Юга против правительства в Вашингтоне.
Современный сепаратизм в Техасе представляет движение «Республика Техас». Его участники разделяют идею независимости штата от центрального правительства в Вашингтоне. Они утверждают, что эти земли были в 1845 году аннексированы американским правительством, а не присоединились к США мирным путем. Следовательно, раз Техас был незаконно аннексирован, то и находится он в составе Соединенных Штатов без всяких на то правовых оснований. Федеральное правительство же претензии движения отвергает, не желая признавать его как общественно-политическую силу в Техасе и субъект в переговорном процессе.
Позиция официального Вашингтона, однако, не сильно волнует местных сепаратистов, сформировавших своё собственное альтернативное правительство, правоохранительные органы и судебную систему. Они уверены, что Техас вполне неплохо мог бы жить и без Вашингтона. В качестве основных драйверов роста местной экономики тамошние сепаратисты называют добычу нефти, развитое сельское хозяйство, а также туризм. Более того, члены «Республики Техас» готовы предоставлять вид на жительство миллионам мексиканцев, желающим осесть в Техасе и трудиться на общее благо.
При этом именно сторонники независимости Техаса разместили в 2012 году петицию к администрации США, где говорилось о необходимости выхода штата из состава США, причем подчеркивалась потребность именно в мирной сецессии. Вскоре к петиции присоединились граждане более чем 20 штатов, также потребовав от центрального правительства предоставления независимости или автономии. Авторы техасской петиции, а также поддержавшие их жители других штатов, жаловались на несправедливую экономическую, прежде всего налоговую политику центрального правительства, а также массовые нарушения прав и свобод американских граждан. В целом же, начатая «Республикой Техас» кампания стала самым массовым в современной американской истории сепаратистским протестом.
Кроме того, в мае этого года другое местное сепаратистское движение – Техасское национальное движение – добилось от властей права на проведение референдума о независимости штата. Теперь высший законодательный орган штата обязуется принять соответствующий законопроект, который создаст правовую основу для референдума.
Другим проблемным для Вашингтона штатом является располагающаяся на берегу Мексиканского залива Луизиана. В 2012 году местные сепаратисты поддержали петицию представителей Техаса, заявив, что Луизиана имеет право на получение независимости, сославшись при этом на Декларацию независимости США.
В основном недовольство поддерживающих сецессию местных жителей вызвано неудовлетворительным экономическим положением штата. Имея благоприятные возможности для ведения бизнеса, морской торговли и развития туризма, а также добывая нефть и газ, штат каждый год зарабатывает более 200 миллиардов долларов, что ставит его на 24 место из 50 по уровню доходов среди американских штатов. В то же время, уровень ежегодного дохода граждан Луизианы в сравнении с другими штатами невелик, стабильно находясь в последней десятке общеамериканского рейтинга.
При этом стоит отметить, что на сепаратизм в Луизиане накладывает свой отпечаток расовый фактор. Треть населения штата – чернокожие (в столице региона городе Новый Орлеан чернокожее население вообще составляет большинство), что обуславливает его нахождение в составе так называемого «черного пояса» – территорий в юго-восточных американских штатах, среди населения которого велика доля афроамериканцев. Примечательно, что именно расовый фактор стал почвой для местного сепаратизма, корни которого уходят еще в середину прошлого столетия. Начавшаяся в то время борьбы за права черного населения привела к появлению ряда небольших организаций, заявлявших своей целью создание Республики Новая Африка на территории «черного пояса» – Луизианы, Миссисипи, Алабамы и Джорджии. Наиболее влиятельным среди них было движение негритянского правозащитника Малколма Икса, последователи которого объявили о создании республики в 1968 году. Однако уже в 1973 году ФБР ликвидировало организацию, отправив участников движения в тюрьму. Тем не менее, на волне подъема американского сепаратизма их идеи вновь становятся актуальны.
«Черный пояс» США
Есть свои сепаратисты и в северо-восточном американском штате Вермонт. Объединены они там в организацию под названием «Вторая республика Вермонт».
Движение выступает за создание независимого государства на территории штата. При этом ранее Вермонт уже был независимой республикой: в 1777 году жители этой территории объявили о своей независимости от Британской короны, а в 1791 году присоединились к США. По мнению участников движения, присоединение Вермонта к Соединенным Штатам было актом агрессии со стороны Вашингтона. Современную американскую политику местные сепаратисты, как и их коллеги из Калифорнии и Техаса, всячески осуждают, выступая против глобализма и превалирующих над интересами наций потребностей крупных корпораций.
По мнению создателя «Второй республики Вермонт» университетского профессора Томаса Нейлора, в построении независимого государства Вермонт должен опираться на опыт Дании, Швеции и Норвегии, построивших сильные социальные государства и передавшие немалую часть государственных полномочий системе местного самоуправления. Экономику же вермонтские сепаратисты намерены строить за счет развития фермерства, а также поощрения мелкого и среднего бизнеса.
В свою очередь, американский северо-запад выдвигает свой проект отдельного государственного образования – Каскадию. Её предполагаемая
территория состоит из нынешних Британской Колумбии, Орегона, Айдахо и Юкона, захватывая не только территорию США, но и Канады, включая два крупнейших города северо-востока США и востока Канады – Сиэтла и Ванкувера.
Основным движением, выступающим за создание отдельной республики на этих землях, является «Независимый проект Каскадии». Участники движения заявляют об особой культурной и даже национальной идентичности местных жителей и их отличиях от других американцев и канадцев. При этом территории штатов достаточно хорошо развиты в экономическом плане, и если сложить экономический потенциал этих регионов, то предполагаемое государство вполне может войти в список двадцати крупнейших мировых экономик.
Есть свои сепаратисты и в крупнейшем и самом северном американском штате – Аляске, где они объединены в Партию независимости.
Пункты её программы, в частности, включают в себя передачу земель штата из федеральной в местную собственность, вывод с территории Аляски подразделений американской армии или как минимум лишения их права голоса, а также ужесточение контроля за ношением оружия. Стоит отметить, что представители Партии независимости Аляски неоднократно занимали высокие посты в руководстве штата. В 1990 году пост губернатора Аляски занял член партии Джозеф Хикель, а в 1992, 2004 и 2008 году партия даже выдвигала кандидатов на пост президента США, правда, без особого успеха. Ходили также слухи, что соратница Джона Маккейна на президентских выборах 2008 года и потенциальный вице-президент Сара Пейлин, занимавшая до той поры ряд должностей на Аляске, так или иначе была связана с Партией независимости.
Еще одной потенциальной болевой точкой на карте США могут стать части территории штатов Северная и Южная Дакота, Вайоминг, Небраска и Монтана, на которые претендует так называемая Республика Лакота – виртуальное государство, которое было провозглашено местными индейцами из одноименного племени еще в 2007 году.
Пойти на такой шаг их вынудили тяжелые условия жизни в резервациях. Отмечалось, что уровень смертности там в пять раз выше, чем в среднем по США, в том числе исходя из статистики детской смертности. Кроме того, из-за плохого медицинского обслуживания в резервациях высок уровень заболеваемости раком, туберкулезом, полиомиелитом. Из-за нежелания американского правительства создать приемлемые условия жизни, многие индейцы покидают резервации, те же, кто остаются, вынуждены влачить бедственное существование, порой заканчивающееся самоубийством.
Провозглашение индейцами Республики Лакота стало их протестом против политики федерального правительства. Индейцы разорвали все договоры, заключенные ранее с Вашингтоном и обратились в посольства ряда государств, в основном на американском континенте, с просьбой признания республики. Лидеры индейцев также подвергли критике внешнюю политику США, обвиняя её в бесчеловечности и потакании интересам крупных корпораций. Одной из форм протеста стали также митинги, проводимые как против федерального правительства в Вашингтоне, так и против властей штатов, где располагаются резервации.
Нередко выступления индейцев перерастали в столкновения с местными органами правопорядка. Последним таким случаем стали события конца августа этого года, когда племена индейцев и присоединившиеся к ним местные фермеры выступили против строительства магистрального газопровода между Северной Дакотой и Иллинойсом. По словам протестующих, строительство газовой ветки ухудшит и без того плохую экологическую обстановку в резервациях, став причиной еще большего количества смертей. Противостояние продолжается, и говорить о его итогах пока рано.
Таким образом, набирающий популярность в США сепаратизм в ближайшее время может стать серьезной головной болью Вашингтона.
Во многом Белый дом сам виноват в таком развитии событий. Зациклившись на своем статусе единственной мировой сверхдержавы и, как следствие, стремлении поддерживать мировую гегемонию всеми доступными средствами, американский истеблишмент поставил внутреннюю политику на второй план. В головах американской элиты эпохи однополярной глобалистской модели прочно засела формула, согласно которой внутреннее процветание ставится в зависимость от внешнего величия и поддержания глобальной однополярной модели во главе с США.
Увязнув в развязанных ими войнах, а также увлекшись свержением неугодных «недемократических» режимов по всему миру, Вашингтон излишне абстрагировался от внутренних проблем, не заметив при этом, как настроил против себя своих же граждан.
Всё это привело к взаимному отчуждению между американским народом и американским же правительством. Показателем кризиса во внутриполитической жизни США стали вооруженные протесты фермеров штата Орегон в январе этого года. Они потребовали от властей права бесплатного пользования местных земель, которые они вынуждены арендовать у федерального правительства. В подтверждение серьезности своих намерений вооруженные и экипированные фермеры захватили здания национального заповедника Малхер. Вскоре, однако, вооруженные фермеры во главе с 40-летним Аммоном Банди были задержаны, а сам протест подавлен властями.
Тем не менее, случившееся наглядно продемонстрировало ту пропасть, которая существует между федеральным правительством и американским народом. России, очевидно, не стоит оставлять это без внимания. В интересах Москвы ослабление мирового влияния Вашингтона и его сосредоточение на внутренних проблемах. С этой целью нам, так или иначе, стоит поддерживать сепаратистские движения в США, нацеленные на ослабление американского государства и снижение степени его участия в мировой политике. Это будет адекватным ответом за ту же политику, которую проводят Штаты в отношении России. И намеченная на 25 сентября московская конференция станет еще одним шагом в этом направлении.