Ни один вид боевой техники, наверное, не хоронили так часто и так долго, как танки, скорую смерть которым предрекали уже в первые годы после их создания. Но танки по-прежнему остаются главным боевым средством сухопутных войск, причем срок их службы резко возрос. Сегодня уже ясно, что основу парка боевой техники большинства армий первого ранга в ближайшие 30-40 лет составят машины, созданные в последней четверти XX века, а многим странам второго эшелона придется довольствоваться и более ранними конструкциями. Поэтому возникло так много предложений по модернизации старых танков, и эти предложения зачастую весьма продвинутые.
Возвращение к истокам
Почти весь послевоенный период танки с обеих противостоявших в холодной войне сторон развивались, прежде всего исходя из необходимости победы в дуэли — в непосредственном столкновении с основными и перспективными боевыми машинами противника. Отчасти это требование сохраняется и сейчас, однако в целом дуэльное столкновение танковых подразделений отошло на второй план, уступив место боям комбинированных боевых групп, в которых танк хоть и очень важная, но лишь одна из составляющих боевого порядка. Во многом ситуация вернулась к истокам, когда на заре танковой эры новая боевая машина рассматривалась в первую очередь как средство усиления боевых порядков пехоты. В этом качестве танки чаще всего выступают и сейчас — конечно, с учетом изменений, произошедших за сто лет в самой пехоте.
Сегодня в мире действуют одновременно несколько факторов, определяющих подходы к развитию танкового парка. Помимо уже упомянутого изменения требований, это экономический фактор, выражающийся в резком росте цены разработки и серийного производства новых танков. Наличие огромных запасов техники времен холодной войны, как в арсеналах основных участников, так и в странах второго-третьего эшелона. Наконец, необходимость использовать имеющуюся технику в условиях продолжающегося совершенствования противотанкового вооружения. Все это и породило обширный рынок модернизации танков, на который выходят все новые игроки.
Сама по себе модернизация, конечно же, не нова. Эту проблему решали танкостроители 1930-1940-х годов, усиливая бронирование и вооружение довоенных машин, не говоря уже об инженерах военного времени, приспосабливавшихся к меняющимся условиям боев буквально на ходу. После войны встал вопрос о приведении танков военного времени и первых послевоенных лет в соответствие с ожидавшимися боями с применением ядерного оружия, противотанковых вертолетов и т.д. Сегодня задачи, стоящие перед конструкторами, во многом схожи, но отрезок времени, на который предстоит ориентироваться, рассчитывая очередной вариант модернизации, значительно расширился — до десятков лет.
M60 от создателей ПРО
Одно из наиболее свежих предложений такого рода — вариант модернизации танков М60 Patton от компании Raytheon, более известной в качестве одного из основных разработчиков средств ПВО и ПРО. Фактически Raytheon выступает как системный интегратор программы, включающей в себя использование разработок разных компаний. Ключевой элемент модернизации, получившей название The M60A3 Service Life Extension Program (SLEP), — повышение боевой мощи танка за счет установки 120-миллиметровой гладкоствольной пушки M256, которая должна заменить прежнее 105-миллиметровое нарезное орудие M68.
«У вас есть "железо" 1960-1970-х годов изготовления. Производство многих комплектующих к нему давно утрачено, — поясняет руководитель программы модернизации Римас Гузулайтис, — но многие страны продолжают эксплуатировать это вооружение и нуждаются в его усовершенствовании, устранении недостатков, повышении точности и убойности».
«Мы берем орудие от М1А1, — продолжает он. — Оно значительно более точное, намного более мощное, при этом оно легче и позволяет использовать широкую гамму боеприпасов, производимых партнерами по НАТО».
Как отмечают в Raytheon, совершенствование машины не ограничивается новым орудием. В ходе модернизации М60 получит новый дизельный двигатель, мощность которого возрастет с 750 до 950 лошадиных сил, новую систему управления огнем с дневным лазерным прицелом и ночным тепловизионным, электрический привод вращения башни и, конечно, усиление защиты — как дополнительное бронирование, так и блоки динамической защиты.
Рынок для обновленного М60 определенно есть — в мире остаются в эксплуатации и на хранении около 10 тысяч танков этого типа из 15 тысяч, построенных в 1960-1987 годах. Разумеется, совершенствование М60 не позволит этой машине соревноваться с Т-90 или усовершенствованными вариантами Leopard 2, но, как мы помним, танковая дуэль больше не рассматривается как основная расчетная ситуация, а вне ее такая доработка сделает старый танк значительно более эффективным средством поддержки пехоты в современном бою. Первыми по проекту Raytheon будут модифицированы танки армии Иордании.
Таран по-израильски
Вариант модернизации М60 от Raytheon примечателен тем, что это, по сути, первый серьезный выход в этот сектор американских компаний — прежде соответствующие программы модернизации ранее поставленных машин разрабатывались, в основном, странами-союзниками США. Наибольших успехов на этом поприще добился Израиль, для которого непрерывное совершенствование танкового парка было одной из важнейших стратегических задач на всем протяжении новейшей истории этого государства.
Фото: David Silverman / Getty
Усовершенствованные Израилем М60 служат в армии этой страны под индексами Magach («Таран») 6 и Magach 7. Номера с первого по пятый были заняты вариантами развития предшествующего Patton — танка М48. Наряду с усовершенствованием системы управления огнем и повышением мощности двигателя, ключевым направлением стало усиление броневой защиты — башня последнего варианта Magach 7C уже практически ничем не напоминает исходный М60.
Фото: thechive.com
Еще более продвинутый — вариант модернизации Sabra с установкой 120-миллиметровой танковой пушки. ЦАХАЛ не стал заказывать эту машину, предпочитая строить более современную Merkava, но Sabra заинтересовались турецкие военные. В 2000-х годах с помощью Израиля по этому проекту были модернизированы 170 турецких танков M-60, получившие индекс M60T. В апреле 2016 года один из танков этого типа был подбит террористами запрещенной в России группировки «Исламское государство» с помощью ПТРК «Корнет», однако, судя по опубликованным впоследствии изображениям пораженной машины, критических повреждений не получил.
Вечный Т-72
У российских производителей фронт работ ничуть не меньше. Даже если не брать представителей самого многочисленного в истории послевоенного танкостроения семейства Т-54/55, размноженного с 1946 по 1979 год более чем в 50 тысячах экземпляров, рынок модернизации Т-72, которых в 1970-90-х годах построили около 30 тысяч штук, сулит весьма серьезные объемы.
Частично рынок уже осваивается «Уралвагонзаводом», ведущим серийную модернизацию Т-72Б российской армии в вариант Т-72Б3, однако этот бизнес интересует и других производителей. Свои варианты предлагают бывшие партнеры СССР по Варшавскому договору — от Польши до бывших югославских республик, а также республики бывшего СССР.
Совершенствование идет, главным образом, по тем же направлениям: улучшение броневой защиты — за счет дополнительных броневых листов в лобовой части танка и современных версий динамической защиты типа «Контакт-5» или «Реликт», модернизация системы управления огнем, установка современных прицелов, в ряде случаев — дистанционно управляемых модулей вооружения.
Фото: Илья Крамник / «Лента.ру»
Из наиболее примечательных вариантов усовершенствования Т-72 можно назвать демонстрирующийся «Уралвагонзаводом» с 2013 года танк в обвесе для городского боя. От стандартной машины он отличается значительно усиленной броневой защитой — дополнительным бронированием бортов и кормовой части башни, наличием бульдозерного отвала для разгребания завалов, усиленной бронезащитой зенитной пулеметной установки и улучшенной системой управления огнем. Появление этой машины именно сейчас легко объяснимо боевыми действиями в Сирии, где танки активно используются в качестве средства поддержки пехоты, в том числе в городах. Т-72 демонстрируют высокую живучесть даже в исходном варианте, и модернизация позволит значительно повысить эффективность этих машин в неблагоприятных для бронетехники городских условиях.
Наиболее радикальный вариант модернизации Т-72 — его превращение в машину принципиально иного класса, боевую машину поддержки танков (БМПТ). Исследования в этом направлении ведутся с 1990-х годов. По мнению некоторых специалистов, машины такого типа резко уменьшают потребность в пехотном сопровождении танка, принимая на себя большую часть функций по уничтожению опасных для танка целей. Ключевые козыри БМПТ — развитая система управления огнем и многофункциональность боевого модуля.
Фото: Илья Крамник / «Лента.ру»
Из зарубежных вариантов стоит отметить хорватский М-84D — построенный на основе югославского М-84, который в свою очередь представляет собой лицензионную копию советского Т-72М. Отличающийся от оригинала значительно возросшим уровнем защищенности, более мощным двигателем и усовершенствованной системой управления огнем, М-84D считается одним из самых удачных вариантов модернизации Т-72, однако в крупносерийное производство этот танк не пошел. Из постсоветских машин можно выделить казахский вариант модернизации, известный под названием «Шыгыс» — «Восток», но этот танк, козырем которого также является значительно возросший уровень защиты, тоже пока не запущен в серию.
Различные версии модернизации старых машин неизбежно будут предлагаться и впредь — цена и сроки разработки танков нового поколения практически не оставляют иных вариантов совершенствования танкового парка тем, кто не готов платить за новые машины от 5-6 миллионов долларов за единицу и выше. И даже страны, разрабатывающие и строящие технику нового поколения, включая и Россию с ее новинкой — Т-14 «Армата» и другими машинами на этой платформе, потратят на замену основной части парка весьма длительное время. Результат предсказать несложно: многим танкам холодной войны предстоит встретить в строю столетие со дня создания своего первого варианта — не исключено, что и со дня физической постройки. Хотя чем будут вооружены разменявшие век условные «Т-72Б15М6» и как они будут защищены, мы пока не знаем.
Первоисточник https://lenta.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас